«СЕТИ» уже неоднократно рассказывали об активной политике фирмы Huawei Technologies, нацеленной на покорение российского телекоммуникационного рынка (см., например, материал «В стремлении к 3G» в этом номере). Крупную победу на данном поприще китайский производитель одержал нынешним летом. Третьего июля на совместной пресс-конференции ОАО «Ростелеком» и Huawei было объявлено о запуске в коммерческую эксплуатацию принадлежащей «Ростелекому» магистральной линии Москва—Самара на базе оборудования уплотненного спектрального мультиплексирования (DWDM) производства Huawei.

Председатель правления Huawei Technologies Сун Яфан и глава «Ростелекома» Сергей Кузнецов на церемонии запуска магистрали Москва-Самара

На самом деле, фундамент данного проекта был заложен еще в сентябре 2001 года, когда в ходе российско-китайского саммита российской стороне было безвозмездно передано оптическое телекоммуникационное оборудование Huawei. Им-то и воспользовались для значительного расширения пропускной способности магистральных каналов «Ростелекома», соединяющих Москву и Самару. Рыночная стоимость переданного оборудования остается тайной за семью печатями и по сей день. Известно лишь, что оно включает в себя 32-канальные DWDM-мультиплексоры OptiX BWS320G, а также SDH-устройства OptiX 10G и OptiX 2500+.

По словам генерального директора «Ростелекома» Сергея Кузнецова, до последнего времени участок Москва—Самара оставался одним из «узких мест» транспортной сети национального оператора дальней связи: его суммарная пропускная способность соответствовала одному каналу STM-16 (2,5 Гбит/с). Сегодня этот параметр составляет 30 Гбит/с и может быть увеличен еще на порядок, причем без прерывания трафика. Максимальная емкость системы OptiX BWS320G равна 320 Гбит/с, что соответствует 32 каналам STM-64 либо 128 каналам STM-16.

Что касается SDH-устройств семейства OptiX, они способны объединять четыре сигнала STM-16 в один оптический канал с пропускной способностью 10 Гбит/с. Наряду с узкополосным трафиком это оборудование позволяет передавать пакеты IP и ATM.

Обновление инфраструктуры магистрали Москва—Самара позволит крупнейшему национальному оператору повысить качество междугородной телефонной связи, начать предоставление абонентам услуг ISDN и интеллектуальных сетей, а также решить другие телекоммуникационные проблемы Самарской области и Волжского региона в целом. Не исключено, что емкость обновленной магистрали будет сдаваться в аренду другим операторам, хотя какая-либо конкретная информация на сей счет пока отсутствует.

Главное же чаяние руководства «Ростелекома», исполнению которого призвана содействовать новая DWDM-магистраль, заключается в завоевании места под солнцем на рынке услуг передачи транзитного трафика голоса и данных между Европой и Азией. Решению этой задачи подчинена модернизация следующего оптического сегмента транспортной сети, соединяющего Самару с Новосибирском. Из шести участников тендера, объявленного «Ростелекомом», победителем стала Huawei Technologies. Логично предположить, что упомянутая безвозмездная передача телекоммуникационного оборудования сыграла в таком решении не последнюю роль.

Надо отметить, что руководители «Ростелекома» делают ставку на технологию спектрального мультиплексирования не в первый раз. DWDM-оборудование установлено на уже работающей магистрали Москва—Петербург, а также на участке Москва—Новороссийск, который должен быть запущен в эксплуатацию ближайшей осенью. Правда, раньше «Ростелеком» ориентировался на продукцию корпорации NEC. Именно ее устройства установлены на участках Москва—Петербург и Москва—Новороссийск. Как видим, теперь приоритеты поменялись. Надолго ли?