В последнее время кажется, что все пользователи готовы выступить единым фронтом против спама: обрушивающийся на них поток мусорных писем засоряет почтовые ящики, отвлекает внимание, создает лишний оплачиваемый трафик и вообще мешает полноценно жить и работать в Internet.

Для борьбы с этим злом предлагаются самые разнообразные методы — от создания черных списков спамеров до принятия соответствующих запретительных законов. Однако следует признать, что спам (точнее — реклама по электронной почте) является бизнесом, приносящим неплохие доходы другим группам пользователей. Поэтому прежде чем «душить» это явление, нужно разобраться, на чем основан такой бизнес и имеются или у него финансовые рычаги для торможения.

Модель бизнеса

Перед тем, как обсуждать бизнес распространения рекламы посредством электронной почты, нужно договориться относительно ряда определений. Ведь под спамом многие понимают любые раздражающие их письма. Однако мы в дальнейшем будем отличать письма рекламного характера от классического спама.

Достаточно точное определение спама предлагает Игорь Ашманов, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры»: «Спам — это анонимная массовая непрошенная почтовая рассылка». Реклама по электронной почте отличается от спама уже тем, что не является анонимной, поскольку содержит контактную информацию или адрес рекламируемого сайта. Заниматься же при помощи электронной почты анонимной имиджевой рекламой какой-либо торговой марки решаются немногие. По вполне понятным причинам такое действие приведет скорее к противодействию со стороны потребителей. В настоящем материале мы обсудим особенности рекламного бизнеса в Сети (посредством электронной почты) и некоторые методы защиты от спама, который соответствует указанному выше определению.

Основа рекламного бизнеса по электронной почте та же, что и у любой другой рекламы. Люди иногда реагируют на почтовые сообщения и покупают рекламируемый в них товар. Важной характеристикой является процент людей, хотя бы раз купивших товар, рекламировавшийся по электронной почте. Так, по данным агентства DoubleClick, в 2001 году около 82% опрошенных им пользователей Internet приняли решение о покупке товара или услуги, продвигаемых с помощью каналов e-mail. Однако это данные зарубежных опросов. В России подобных исследований пока не проводилось, но, по некоторым оценкам, доля покупок по рекламным рассылкам составляет менее 10% от количества адресатов. Тем не менее если база данных содержит несколько миллионов адресов электронной почты, то даже в нашей стране разосланными однажды сообщениями могут заинтересоваться несколько десятков тысяч человек. Это свидетельствует о хорошей отдаче от довольно недорогого способа рекламы.

Дешевизна массовых рассылок по электронной почте привлекает представителей малого бизнеса, которые разочаровались в других, более затратных, рекламоносителях — прессе, телевидении и радио. Поначалу малый бизнес пытался заниматься рекламой по электронной почте самостоятельно, но вскоре столкнулся с массой организационных и технических сложностей, из-за чего, собственно говоря, и появился спрос на услуги профессиональных рассыльных служб — спамеров.

Здесь следует отметить, что российские клиенты спамеров существенно отличаются от западных. За рубежом даже малые фирмы беспокоятся о своей репутации, поэтому услугами спамеров пользуются в основном представители коммерческого «андеграунда», продающие товары на гране законности. Коммерческие предложения таких компаний достаточно однообразны и их легко фильтровать. Российские клиенты спамеров более разнообразны. Это турфирмы, школы изучения иностранных языков, бизнеса или менеджмента и даже компании, занимающиеся торговлей недвижимостью.

Размещенный в Сети сервис «Спамтест», основанный на технологии формального и лингвистического анализа, размечает входящую почту, ставя в поле Subject соответствующие отметки

Рассыльные службы электронных объявлений — это небольшие технологические компании, которые специализируются на доставке коммерческих предложений своих клиентов. Они имеют специализированные программные системы для организации и оптимизации массовых рассылок. Спамеры постоянно совершенствуют способы рассылки сообщений, чтобы их получали и читали как можно больше пользователей Internet. С появлением различных средств защиты от спама они перестраивают свои системы так, чтобы их письма все-таки доходили до адресатов. Как правило, такие фирмы лучше разбираются в технологиях электронной почты, чем пользователи и даже провайдеры. Последние, впрочем, не очень горят желанием заниматься фильтрацией спама, поскольку это может нарушить закон о тайне личной переписки.

Следует отметить, что рассыльные службы в своих действиях руководствуются определенными правилами. Во-первых, их бизнес должен быть безубыточным. Во-вторых, они редко пользуются графикой и другими экзотическими способами рекламы, предпочитая рассылать небольшие текстовые сообщения. В-третьих, они не заинтересованы в конкурентах, которые используют нечестные методы для достижения быстрого, но сомнительного коммерческого результата. Это — позитивная тенденция, так как она способствует установлению определенных правил игры в отношении массовых рекламных рассылок. В-четвертых, рассыльщики рекламных объявлений зависят от своих клиентов, поэтому если последние сами установят определенные правила рассылки сообщений, то спаммеры вынуждены будут с ними считаться.

Кроме указанных трех групп участников такого рода бизнеса (рекламодателей, служб рассылки и получателей писем) сегодня появляется новый класс игроков рынка — разработчики антиспамовых программ. Они, с одной стороны, зарабатывают деньги на продаже технологий блокировании спама, а с другой — вынуждены вступать в партнерские отношения как с рекламодателями, так и со спамерами. Именно эти компании могут играть роль организаторов, структурирующих рынок массовых почтовых рассылок, поскольку имеют в своих руках технические возможности карать отдельных игроков за нарушение установленных правил поведения. Возможно, благодаря конструктивному взаимодействию всех четырех сторон рынок почтовой рекламы перейдет в цивилизованное состояние.

Достоинства и недостатки

Реклама по электронной почте, даже анонимная, нравится некоторым людям, в особенности — начинающим пользователям. Их можно понять — они недавно подключились к Internet, завели себе электронный адрес, разослали его своим знакомым и ждут результата. Однако бывает, что им почему-то не пишут, поэтому такие незадачливые пользователи рады даже спаму, который косвенно убеждает их в том, что электронная почта работает и они включены в единое виртуальное сообщество. В частности, по данным DoubleClick, в 2001 году 77% опрошенных ответили, что хотят получать коммерческие предложения по электронной почте. Возмущены спамом в основном продвинутые пользователи, для которых электронная почта представляет собой инструмент ведения бизнеса. Их адреса, как правило, давно «засвечены» в базах рассыльных служб. Они же являются лучшими клиентами для разработчиков антиспамовых программ.

Одним из самых негативных последствий спама для пользователей Internet считается оплата провайдеру дополнительного трафика, генерируемого мусорными письмами. Впрочем, по оценкам компании «Ашманов и партнеры», среднее письмо текстовой рекламы имеет объем около 10 Кбайт: рассыльщики, как уже было сказано, не используют графики и прочих «тяжелых» форматов в своих сообщениях. В среднем одному пользователю приходят в день порядка пяти рекламных писем. Иными словами, за год пользователь получает около 18 Мбайт «лишней» информации, на доставку которой по коммутируемой линии тратится около трех часов. По действующим тарифам на услуги dial-up эта прибавка обойдется пользователю всего в несколько долларов за год. А программа защиты от спама наверняка будет стоить дороже, если она не является бесплатно распространяемой.

Более существенными потерями являются затраты рабочего времени на разбор электронной рекламы. Каждый адресат тратит на разбор рекламных сообщений в среднем 10 минут ежедневно, то есть за год «набегает» около одной рабочей недели. Если учесть, что зарплата среднего пользователя Internet скорее всего превышает 250 долл., то одна потерянная неделя обойдется уже более чем в 50 долл. в год. Получается, что косвенные потери от спама на порядок больше затрат, связанных с увеличением трафика. И для корпоративных, и для частных пользователей эти расходы являются неоправданно высоким, что и склоняет людей приобретать средства защиты от спама и рекламных рассылок.

С точки зрения рекламодателя почтовые рассылки являются достаточно дешевым, хотя и рискованным способом рекламы. Например, чтобы компания смогла стать известной всему сообществу Рунета, ей достаточно потратить всего несколько тысяч долларов. Правда, здесь есть и обратная сторона медали: в дальнейшем у рекламодателя могут возникнуть проблемы с использованием такого удобного и дешевого средства коммуникаций, как электронная почта, поскольку контрагенты уже начинают внедрять различные технические методы борьбы со спамом. В результате преимущество на старте может обернуться для спамера большими сложностями в перспективе: любые его письма начнут отфильтровываться почтовыми серверами адресатов, а его репутация окажется «подмоченной».

Методы защиты

Прежде чем говорить о защите от непрошенных писем, нужно более детально разобрать типы массовых рассылок. Мы уже говорили о самом распространенном их типе — рекламной. Теперь несколько слов нужно сказать о структуре самого спама, отделив его от рекламы.

Наиболее опасный спам — мошенничество с целью получения денег. Это своего рода сетевой «лохотрон», рассчитанный на установление доверительных отношений с владельцами пластиковых карт. По оценкам компании «Ашманов и партнеры», такая деятельность приносит организаторам ежегодный доход в сотни миллионов долларов. К этой же категории спама можно отнести и предложения поучаствовать в строительстве финансовой пирамиды.

Вместе с тем существует и менее опасный, бескорыстный спам, который часто реализуется в виде «цепочечного» письма, содержащего просьбу переслать его далее своим знакомым. К такому типу спама можно отнести письма шутливого содержания, сообщения-страшилки, политические агитки или «письма счастья». Однако поскольку подобные сообщения часто приходят от своих же знакомых и коллег по работе, защититься от спама в этом случае бывает непросто.

Безусловно, пользователям нужна защита от спама, которая отсеивала бы явный почтовый мусор и размечала рекламные сообщения так, чтобы пользователь с помощью простых правил автоматически удалял явно ненужные сообщения, а остальные — перемещал в отдельные рабочие папки. В идеале фильтрующие программы должны настраиваться под интересы конкретных пользователей, а иногда и под новые типы массовых рассылок. Например, мне, как журналисту, часто приходят пресс-релизы компаний и приглашения на различные устраиваемые ими мероприятия, которые читать нужно и полезно. И те, и другие типы сообщений носят признаки массовой не запрошенной рассылки, но отфильтровывать их для меня недопустимо. Тем не менее автоматическое распределение таких сообщений по соответствующим папкам пришлось бы очень кстати.

Следует отметить, что практически во всех почтовых клиентах содержатся механизмы фильтрации почты. Аналогичные средства встроены и в почтовые серверные программы, и в системы обработки и архивирования почты. Однако во всех таких системах есть только инструменты, но нет самого важного — настроек правил фильтрации. Пользователю предоставляется возможность все настроить самостоятельно, однако он ею очень редко пользуется. Это происходит как из-за незнания технических возможностей почтовых систем, так и по причине опасения заблокировать нужного адресата. Чаще всего рядовому пользователю просто лень в этом разбираться — легче удалить мусорную почту.

Чтобы встроенные механизмы эффективно работали, требуются постоянно обновляемые базы правил фильтрации. Однако в России получили распространение пока наиболее примитивные методы борьбы со спамом, среди которых лидирует сегментация пользователей по черным спискам.

Сейчас начинают появляться специализированные продукты для фильтрации спама, которые включают в себя модульную программу, использующую несколько разных методов, а также базу данных правил фильтрации. В частности, можно отметить серверную программу Spam Assassin, которая распространяется в исходных текстах по лицензии GNU GPL. Эта система действует достаточно эффективно, но только в отношении англоязычных рассылок, ибо до сих пор для нее отсутствует русскоязычная база правил.

Аналогичные проблемы существуют и у других зарубежных продуктов — SpamKiller, SpamEater, IHateSpam, которые работают на стороне клиента. На русскоязычную аудиторию пользователей рассчитан коммерческий продукт Kaspersky AntiSpam, основанный на технологии, разработанной в компании «Ашманов и партнеры». Он поставляется с русскоязычной лингвистической базой данных и ежедневной круглосуточной поддержкой обновлений.

Технологии фильтрации

По различным оценкам, самый распространенный метод фильтрации по всевозможным спискам отсеивает 30 — 40% ненужных писем. Столь же велика доля и ложных срабатываний. Эффективность действия черных списков зависит от политики их составления. Так, список, в который легко попасть и из которого почти невозможно выйти, может использоваться конкурентом в неблаговидных целях — для блокирования почты и нанесения ущерба бизнесу конкурирующей фирмы. Поэтому лучше придерживаться списков, в которые тяжело попасть, но, легко выбраться, хотя такая стратегия чревата плохой фильтрацией сообщений. Поэтому ведение списков лучше всего комбинировать с другими методами борьбы со спамом.

Довольно действенным формальным методом является проверка реквизитов письма. Например, если в письме не указаны отправитель или получатель, либо содержится слишком много получателей, приведен несуществующий адрес отправителя, то такое сообщение с большой вероятностью является спамом. Фильтрование по формальным признакам может отсекать до 50% сорных писем, причем самой опасной категории. Процент ложных тревог при этом методе фильтрации значительно ниже, чем при ведении черных списков.

Также известным методом фильтрации спама является лингвистический (по тексту письма). Самым известным является сигнатурный метод, при котором для нежелательных типов писем готовится своего рода «слепок» — сигнатура, — которая может быть устойчива к мелким модификациям содержимого посланий. Сигнатуры приходящих писем сравниваются с теми, что записаны в базе, и письмо отсеивается, если они совпали хотя бы с одной записью. Процент ложных срабатываний у такого метода нулевой, но и эффективность его не очень высока — до 20%. К тому же эта методика всегда на шаг отстает от спамеров, ведь нужно подготовить сигнатуру и обновить базу, а за это время письма уже попадают к адресатам. Для новой рассылки спамеры, скорее всего, будут использовать сильно модифицированный текст, перед которым сигнатурный метод уже окажется бессильным.

Наиболее эффективный способ фильтрации состоит в применении ключевых слов и словосочетаний. Так, если в письме встречается фраза «ваш адрес получен из открытых источников» или «это не спам», то, скорее всего, такое письмо как раз и следует отнести к спаму. Данный метод помогает отсекать до 70% нежелательной почты, попутно распределяя ее по категориям. Он характеризуется одним из низких уровней ложных срабатываний, однако требует тщательной проработки ключевых терминов.

Появляются и другие методы анализа по содержанию, в том числе — и самообучающиеся программы. Но никакое средство не может дать абсолютной защиты от спама при нулевом проценте ложных срабатываний, потому что очень сложно найти грань между спамом, рекламный рассылкой и деловым предложением. Критерии отбора может задавать только пользователь. Тем не менее максимального эффекта от фильтрации почты можно добиться сочетанием всех перечисленных методов — формальных и лингвистических, которые сочетают типовую настройку продукта с подстройкой под нужды получателей писем.