Период летних отпусков не проходит в нашей стране даром. Как правило, важнейшие события, меняющие ландшафт экономической жизни, случаются, когда большинство наших сограждан мечтают позагорать на морском берегу. Не стал исключением для телекоммуникационного рынка и нынешний год. Когда в начале лета некоторые аналитики предсказывали, что российскими операторами мобильной связи вскоре заинтересуются крупнейшие инвесторы из нефтегазового сектора, к их словам отнеслись с изрядной долей скепсиса. Однако в начале августа стало известно, что финансово-промышленный консорциум «Альфа Групп» приобрел блокирующий пакет акций федерального оператора «МегаФон» у фирмы «ЛВ-Финанс», которая занимается отраслевым консалтингом и венчурными инвестициями. Причем эта сделка стала неожиданностью не только для прессы, но и для других акционеров «МегаФона». Интрига в том, что «Альфа» уже владела блокирующим пакетом «ВымпелКома», а позволить себе развивать два конкурирующих проекта могут только очень дальновидные игроки.
В июне 2003 года, выступая на форуме «Беспроводная Россия», руководитель департамента межоператорского взаимодействия компании Turkcell Эркут обронил фразу, которая позднее воплотилась в почти детективную историю. В своем докладе, посвященном инвестиционной привлекательности российского рынка мобильной связи, Эркут намекнул, что в ближайшее время сотовым бизнесом в СНГ могут заинтересоваться крупнейшие инвесторы из нефтегазовой сферы России. Тогда слова представителя Turkcell восприняли с известной долей скепсиса, но в начале августа рынок потрясла сенсационная новость: промышленно-финансовый консорциум «Альфа», продав свой нефтяной бизнес корпорации BP, объявил о покупке на вырученные средства блокирующего пакета акций всероссийского оператора «МегаФон».
Продавцом телекоммуникационных активов является фирма «ЛВ-Финанс». Со стороны покупателя сделка анонсирована инвестиционным подразделением группы «Альфа» — компанией «Альфа-Эко». Последняя является одним из ключевых акционеров «ВымпелКома», который владеет 25% акций оператора. Таким образом инвестор вложил деньги в два конкурирующих проекта, завязав на рынке невиданную доселе интригу.
Игра «Альфы» на два фронта спровоцировала в средствах массовой информации массу догадок и предположений об истинных мотивах сделки и дальнейшем сценарии развития событий. Фантазию аналитиков подхлестывает необычайная скупость комментариев со стороны покупателя и продавца.
Кое-кто склонен считать, что наиболее вероятным мотивом является желание «Альфы» освободиться от активов «ВымпелКома». Действительно, продав свою долю в «Би Лайн» норвежскому оператору Telenor (который также владеет 25-процентным пакетом акций «ВымпелКома»), холдинг может направить огромные финансовые ресурсы на развитие проекта «МегаФон». Аналитики обсуждают и другой вариант, предусматривающий объединение упомянутых мобильных операторов. В результате такого слияния может появиться новый крупнейший игрок рынка мобильной связи в Восточной Европе (более 12,5 млн абонентов).
Официальные представители сотовых операторов, косвенно вовлеченных в эту историю, воздерживаются от детальной оценки происходящего. Руководитель отдела по работе с инвесторами «ВымпелКома» Валерий Гольдин заявил, что сделка только анонсирована, поэтому и комментировать пока особенно нечего.
Тем не менее фондовый рынок немедленно отреагировал на объявление о предстоящей покупке «Альфой» доли акций третьего федерального оператора России. Биржевой курс акций «ВымпелКома» вырос на несколько процентов, в то время как акции основного конкурента, компании МТС, подешевели. О реакции других ключевых акционеров «ВымпелКома», например Telenor, доподлинно ничего не известно. Как сообщил Гольдин, на официальном уровне сложившаяся ситуация еще не обсуждалась.
МИХАИЛ ФРИДМАН: «Покупка бизнеса ?ЛВ-Финанс? — это удачная возможность усилить наши позиции в сфере телекоммуникаций» |
Нетривиальная внезапная сделка ставит перед представителями российской отрасли связи несколько важнейших вопросов, от которых зависит их стратегическое положение в будущем. Напомним, что, завладев портфелем 25% плюс одна акция «МегаФона», «Альфа-Эко» сможет бойкотировать решения о слиянии и поглощении, увеличении уставного капитала компании и другие судьбоносные инициативы. Впрочем, трудно себе представить, будто «Альфа» скупает активы «МегаФона» лишь для того, чтобы пощекотать нервы остальным акционерам фирмы и членам ее совета директоров.
Распрощавшись с нефтяным бизнесом, финансовый игрок такого уровня наверняка наметил себе новую цель. И несомненно, она должна соответствовать тем ресурсам, которыми на сегодня располагает холдинг (от продажи «Тюменской нефтяной компании» группа выручила несколько миллиардов долларов). Даже полный контроль над «МегаФоном» вряд ли способен полностью удовлетворить аппетиты инвестора.
Специалисты предполагают, что «Альфу» интересует более крупный кусок, например контроль над главным предприятием связной отрасли страны. Готовящийся к продаже 25-процентный государственный пакет акций ОАО «Связьинвест» — вполне достойная цель для нашего героя. Что же касается анонсированной сделки, она может послужить «входным билетом» на предстоящий аукцион. Задумаемся, случайно ли совпадение сроков его проведения с «рокировкой» активов, затеянной «Альфой»?
Картина сделки будет неполной, если мы не коснемся мотивов продавца блокирующего пакета «МегаФона». Компания «ЛВ-Финанс» владела своей долей в проекте через багамский офшор Transcontinental Mobile Investments (TMI). Имена учредителей такого рода «контор» хранятся в глубочайшей тайне, но, как правило, это некие частные лица, не желающие афишировать свое участие в бизнесе достаточно «публичной» фирмы. Проведя параллели с ЗАО «Аккорд-ТЛ», владельцем 30-процентной доли акций холдинга «Аккорд-Тел» (подчинившего себе почти всех операторов стандарта NMT-450), можно предположить, что за загадочной TMI стоят люди, близкие к руководству отрасли. Подчеркнем: это лишь предположение.
По разным оценкам сумма сделки варьируется в пределах 300 млн долл. Так куда же перетекут деньги от продажи активов «МегаФона»? В карманы неназванных частных лиц. И кто знает, может быть, именно эти люди будут способствовать дальнейшему восхождению финансовой группы на телекоммуникационный Олимп России?
Все эти догадки логичны, но требуют доказательств, пусть даже проистекающих из анализа поведения игроков. Подождем следующего хода главного инвестора отечественного телекоммуникационного рынка.