Участникам сектора мобильной связи в развитых странах живется сегодня не сладко. По количеству пользователей рынок практически приблизился к насыщению; в результате темпы роста абонентской базы у некоторых операторов составляют 4—5% в год. Жесточайшая конкуренция заставляет компании продолжать снижать цены на предоставляемые услуги. Резкое ухудшение экономической конъюнктуры привело к тому, что и пользователи стали куда более внимательно относиться к статье расходов под названием «мобильная связь».
Страдают и производители. В США и Западной Европе новые абоненты практически не появляются, а существующие не торопятся менять свои мобильные телефоны. Эти обстоятельства обусловили снижение общемирового объема продаж сотовых терминалов, негативную тенденцию не смогли сомпенсировать даже бурно развивающиеся рынки стран Восточной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. Резкая «смена знака», последовавшая за периодом стремительного роста во второй половине 90-х годов, застигла многих производителей врасплох.
Но если в сложившейся ситуации стратегические интересы операторов и производителей очередной раз совпали (и те и другие лихорадочно ищут способ быстро «разогреть» рынок), то в тактическом — не вполне. Разработчики мобильных терминалов готовы добиваться роста продаж своей продукции, фигурально выражаясь, любой ценой, мобилизуя для этого все имеющиеся финансовые, инженерные, производственные и маркетинговые ресурсы. Операторы вынуждены проявлять известную осторожность. Обжегшись на «мыльном пузыре» под названием 3G, который столь активно раздувался теми же производителями и маркетологами, а также «независимыми» консультантами и аналитиками, они теперь, что называется, дуют на воду. Астрономическая стоимость лицензий на развертывание сетей третьего поколения, сдобренная столь некстати разразившимся кризисом, привела к тому, что без оглядки ввязываться в новую «драку» сейчас не решится ни одна серьезная телекоммуникационная компания.
Как бы то ни было, но общее направление дальнейшего развития технологий сомнения не вызывает. Голосовая связь, на которую сегодня приходится (и еще долго будет приходиться) львиная доля доходов операторов, не способна привнести в их бизнес новое качество. Точка роста находится в другой плоскости — в сфере услуг высокоскоростной передачи данных.
В поисках золотой жилы
Однако сказать это — мало. Во-первых, в сетях мобильной связи значение термина «высокоскоростная» претерпело существенную коррекцию. Как правило, сравнение проводится с возможностями сетей GSM (9,6 Кбит/с), в лучшем случае — сетей с услугами GPRS (в теории — 115, на практике — не более 40 Кбит/с). Во-вторых, и это главное, в содержательном наполнении таких услуг сохраняется непозволительно большая неопределенность.
В технологическом отношении увеличение скорости передачи данных до нескольких десятков, а еще лучше — сотен килобит в секунду, открывает перед операторами огромные возможности. Передача по сети смешанного трафика (данные, аудио, графика, видео) позволяет реализовать услуги обмена мультимедиа-сообщениями (MMS), сервисы, основанные на определении текущего местоположения абонента (Location Based Services), мобильные варианты приложений CRM и SCM, разнообразные сценарии информационной поддержки сотрудников, работающих на выезде, различные виды мобильной коммерции, мобильные версии мультимедиа-игр и т. д.
Но как только вопрос переходит в практическую плоскость, выясняется, что все это многообразие вовсе не так привлекательно, как могло показаться на первый взгляд. Анализ любого сервиса нового поколения показывает, что его коммерческая перспективность как минимум неочевидна. Сегодня ни у кого нет стопроцентной уверенности в том, что тот или иной сервис обеспечит ощутимое увеличение доходов оператора, а затраты на его внедрение окупятся достаточно быстро. В этой связи приходится констатировать: поиски ключевого приложения, которое бы вывело рынок услуг мобильной передачи данных на качественно новый уровень, пока не увенчались успехом.
Чтобы проиллюстрировать проблемы, с которыми сталкиваются телекоммуникационные компании при попытке внедрить подобные услуги, рассмотрим сервис MMS, уже реализованный рядом крупных операторов и активно поддерживаемый производителями мобильных телефонов.
Новый фетиш
ОДИН из «пионеров» рынка MMS-услуг — телефон SonyEricsson T68i |
Усиленно пропагандируя новую услугу, ее апологеты в первую очередь ориентируются на сервис SMS, который в последние годы во всем мире пользуется бешеной популярностью. Аргументация при этом на удивление проста: поскольку пользователи с таким энтузиазмом отправляют друг другу даже короткие текстовые сообщения, надо предоставить им возможность обмениваться различными видами контента, и тогда деньги в телекоммуникационные компании потекут бурным потоком.
Собственно, сущность MMS как раз и состоит в передаче мультимедиа-сообщений, которые могут включать в себя текст, графику, анимационные файлы, аудио- и видеофрагменты. Услуги MMS поддерживают наиболее распространенные графические (GIF, JPEG и др.), видео- (MPEG 4) и аудиоформаты (MP3, MIDI, WAV). Их источником могут служить как файлы, загруженные с WAP-серверов, так и контент, созданный с применением вспомогательных устройств (встроенного диктофона, цифровой камеры и т. д.). Кроме того, стандарт MMS допускает пересылку файлов иных типов, например презентаций, подготовленных в среде MS PowerPoint.
Подобно SMS, сервис MMS предполагает автоматическую и практически мгновенную доставку мультимедиа-сообщения на телефон либо в электронный почтовый ящик адресата. Если принимающее абонентское устройство не поддерживает стандарт MMS, на него отправляется уведомляющее SMS-сообщение о поступлении мультимедиа-корреспонденции. Последнюю можно просмотреть традиционным способом, через Web. Отличие же от SMS заключается, например, в том, что оборудование MMS воспринимает мультимедиа-сообщение в виде единого «образа», что заметно упрощает реализацию данной технологии.
В качестве транспортной среды при этом могут выступать сети GSM/GPRS, cdma2000 1X и сети третьего поколения. Невысокая полоса пропускания сетей, в которых уже предлагаются коммерческие услуги MMS, заставляет операторов жестко ограничивать предельный размер MMS-сообщений несколькими десятками килобайт либо вводить прогрессивные тарифные планы, в которых стоимость передачи таких сообщений резко возрастает в случае превышения установленного предела. Конечно, 30 или 50 Кбайт — не бог весть что по сравнению с размерами файлов, которыми пользователи ПК привыкли обмениваться по электронной почте, но все же это значительно больше емкости традиционных SMS-сообщений.
Для реализации услуги MMS оператор должен добавить в инфраструктуру сети два компонента — MMS-сервер и транслирующий MMS-модуль. Сервер обеспечивает хранение поступивших сообщений, если их не удается сразу же доставить адресату (например, в силу недоступности абонента), а также позволяет реализовать ряд дополнительных функций. Назначение транслирующих модулей — обеспечить связь между абонентами и их выход в Internet, а также выступить в роли шлюза с более ранними системами обмена сообщениями, в первую очередь с SMS. Связь MMS-сервера и транслирующего модуля с другими компонентами среды MMS осуществляется по почтовому протоколу SMTP. Это обстоятельство и использование почтовых серверов сети Internet дает возможность пользователям, помимо непосредственной пересылки мультимедиа-корреспонденции с телефона на телефон, обмениваться частными и корпоративными MMS-сообщениями.
Определенные инвестиции требуются и от абонентов: чтобы воспользоваться услугами MMS, необходимо приобрести телефон, поддерживающий соответствующие возможности. Стандарт MMS определяет функциональность специального клиентского программного кода, загружаемого в абонентское устройство и отправляемого с него на приемопередающее оборудование радиосети. Получив указанный код, транслирующий ММS-модуль устанавливает связь с абонентским терминалом по протоколу WAP, после чего становится возможным собственно обмен мультимедиа-сообщениями.
Не телефоном единым
Еще сравнительно недавно сделать указанные инвестиции абоненту было не так-то просто: аппараты со средствами MMS попросту отсутствовали на рынке. Первые модели, поддерживающие обмен мультимедиа-сообщениями, появились только в 2001 году.
В своем среднесрочном прогнозе, опубликованном в августе прошлого года, компания Yankee Group выделяет три этапа дальнейшей модернизации мобильных телефонов. Первый будет связан с моделями, снабженными цветным экраном и средствами поддержки стандарта MMS. Важнейшим нововведением на втором станут встроенные цифровые камеры, а на третьем ключевую роль сыграют средства работы с видео. Как ни странно, но, опережая предсказания аналитиков, производители уже выпустили на рынок сотовые аппараты со всеми перечисленными техническими возможностями.
Цветными экранами сегодня уже никого не удивишь, ими оснащены многочисленные изделия азиатских производителей, многие модели среднего ценового класса компании Nokia, терминалы других фирм.
Появление первых коммерческих услуг MMS привело к тому, что мобильный телефон все стремительнее из инструмента коммуникаций превращается в средство развлечения. Красноречивое тому подтверждение — появление моделей со встроенными цифровыми камерами. К ним относится, например, телефон 7650 фирмы Nokia, модель T68i производства Sony Ericsson, ряд продуктов компании Samsung.
Сегодня изготовители мобильных телефонов стараются пополнить свой арсенал изделиями, поддерживающими работу с видео. Один из примеров — модель 3650 фирмы Nokia. Устройство имеет камкордер и ПО RealOne Player для доступа к потоковому видео и просмотра видеоклипов. В качестве операционной системы используется ПО Symbian, что обеспечивает достаточную производительность данного аппарата при работе с видео.
Аналогичные разработки ведет Motorola, сделавшая в прошлом году инвестиции в фирму PacketVideo. Разработанный этой фирмой продукт pvPlayer второй в мире производитель сотовых телефонов использовал в модели A830 для проигрывания видеофайлов, а ПО pvAuthor — для создания и шифрования видеоконтента. Средствами просмотра видеофайлов в формате MPEG оснащен также телефон SCH-X200 компании Samsung.
Японский оператор NTT DoCoMo предлагает абонентам своей сети третьего поколения FOMA воспользоваться видеотелефонами P2101V. Эти изделия с цветным экраном и интегрированной видеокамерой первоначально предназначались для проведения мобильных конференций, однако теперь позиционируются в качестве средства обмена MMS-сообщениями. По мнению ряда экспертов, мобильные видеоконференции вряд ли будут пользоваться популярностью в корпоративном секторе. Как показывает практика, бизнес-пользователи отдают предпочтение традиционным средствам проведения видеоконференций, а для общения с мобильными сотрудниками обычно вполне достаточно голосовой связи.
Помимо уже названных компаний, мобильные терминалы со средствами MMS предлагают Hitachi, Kyocera, LG, Sanyo, Sony Ericsson и другие фирмы.
Как и следовало ожидать, первоначально проникновение MMS-аппаратов на рынок почувствовалось в странах Азии и Западной Европы. Впрочем, по мнению ряда аналитиков, по итогам 2003 года заметный рост спроса на такие модели можно будет констатировать и в США. Этому должно способствовать изменение ситуации в секторе сотовых терминалов. Если еще совсем недавно средства MMS можно было обнаружить в единичных моделях, то сегодня их выпускает добрый десяток фирм. Та же Nokia объявила, что начиная с 2003 года они будут присутствовать во всех вновь создаваемых моделях. Не приходится сомневаться в том, что рано или поздно той же стратегии начнут придерживаться все ведущие производители мобильных терминалов. В результате MMS станет доминирующей технологией обмена сообщениями. Вопрос лишь в том, когда это произойдет.
Медленный старт
Хотя производители и отдельные операторы прилагают максимум усилий, чтобы дать услугам MMS «путевку в жизнь», до повального увлечения абонентов новым сервисом еще очень далеко. Активному продвижению MMS препятствует несколько факторов.
Незрелость рынка и неясность его перспектив плюс высокие цены как на услуги, так и на оборудование заставляют и операторов и абонентов занимать выжидательную позицию. Расширение существующей сетевой инфраструктуры в целях поддержки MMS может влететь компании в копеечку. Стоимость MMS-телефонов для рядового абонента также непомерно высока, да и цены на отправку MMS-сообщений у отдельных операторов «кусаются». Тот факт, что телефон Nokia 3650 продается американским абонентам T-Mobile за 200 долл., является скорее исключением из правила; его розничная цена (без контракта) — около 300 долл. Стоимость модели Sony Ericsson T68i первоначально была установлена равной 500 евро, цена на аппараты P2101V, подключаемые к сети FOMA оператора DoCoMo, составляет 600 долл., а Nokia 7650 предлагалась и вовсе за 700 евро.
Не меньшее значение имеет MMS-роуминг между разными операторами. Пока на этом поприще сделаны лишь первые шаги. Скажем, в мае 2002 года компании China Mobile и Hong Kong CSL продемонстрировали возможность обмена MMS-сообщениями между своими GPRS-сетями, но подобные инициативы можно буквально пересчитать по пальцам.
Не стоит сбрасывать со счетов и проблему единообразия в отображении содержимого мультимедиа-сообщений на разных моделях сотовых телефонов. Один из вариантов ее решения — применение специального ПО, например программы LightSurf 5 одноименной компании, обеспечивающей преобразование мультимедиа-контента к параметрам терминала. Эту разработку уже сегодня используют операторы Sprint и mmO2.
В целом же проблема организации MMS-роуминга, а также совместимости оборудования разных производителей остро стоит на повестке дня. Существенный вклад в ее решение, причем применительно не только к MMS, но и к другим услугам передачи данных в сетях мобильной связи обещает внести консорциум Open Mobile Alliance (OMA). Учрежденный в июне прошлого года, OMA объединил более 200 операторов сотовой связи и производителей оборудования, ИТ-компаний и разработчиков контента. В его состав вошли также прежде самостоятельные организации WAP Forum, Location Interoperabilitiy Forum, MMS Interoperability Group и др.
Холодный прием, оказанный сервису MMS мобильными абонентами, во многом был предопределен печальным опытом распространения WAP-приложений. Как известно, обладатели телефонов, поддерживающих этот протокол, сравнивали возможности WAP-сайтов с тем многообразием Web-контента, доступ к которому возможен с обычных компьютеров. Неудивительно, что сопоставление оказалось в пользу последних. С MMS может повториться та же история, особенно в Европе и Америке: возможности MMS-терминалов будут сопоставляться с аудио- и видеоприложениями на ПК, а также с традиционной электронной почтой. В этой связи вялое распространение локализованных «сортов» сервиса i-Mode (по сравнению с ошеломляющим его успехом в Японии) выглядит весьма символично.
Блеск и нищета контента
Но, пожалуй, ключевым фактором, определяющим дальнейшую судьбу MMS, является разнообразие контента, которым могли бы обмениваться пользователи. К сожалению, на данный момент эта проблема далека от своего решения. Несмотря на внешнюю привлекательность идеи получения на мобильный телефон мультимедиа-сообщений, перспектива отправки цветных фотографий и поздравительных открыток или приема спортивных новостей с графическими иллюстрациями пока не подвигла абонентов на повальное обновление сотовых телефонов.
Что касается индивидуального обмена цифровыми фотографиями либо понравившимися саундтреками, то этот тип контента будет увеличивать свою долю в мобильном трафике, пусть и не такими темпами, как хотелось бы операторам. Различные способы его поддержки сегодня развивают независимые компании. Так, британская Mobile Streams летом прошлого года запустила ряд сервисов управления графическими сообщениями, ориентированных на обладателей телефонов Nokia 7650 и Sony Ericsson T68i. За 7,5 долл. в месяц на специальном MMS-сайте пользователь получает электронный фотоальбом для хранения 500 цветных изображений с различными возможностями управления ими. Доступ к такому альбому возможен не только с MMS-телефона, но и с терминалов, поддерживающих протокол WAP, а также с обычного ПК. Аналогичные возможности доступны абонентам Sprint PCS.
А вот в области контента, распространяемого по подписке, наблюдается явный дефицит идей. Возможностью загрузить на свой мобильный телефон фотографию кинозвезды или необычную экранную заставку широкую аудиторию не заинтересуешь. Более того, как показывают оценки экспертов, поставщики контента могут рассчитывать на ощутимую прибыль лишь после того, как число пользователей сервиса MMS в регионе или у группы операторов, с которыми они сотрудничают, превысит рубеж в 10 млн человек. Данный факт заставляет компании быть максимально осмотрительными при инвестировании новых контентных проектов. С другой стороны, отсутствие разнообразного контента не способствует привлечению к услугам MMS новых пользователей; к тому же построенная оператором инфраструктура MMS оказывается практически не востребованной.
Впрочем, кое-какие способы разомкнуть этот порочный круг уже наметились. Скажем, филиппинская фирма Globe Telecom около года назад предложила обладателям MMS-телефонов услугу Traffic-Cam, позволяющую отслеживать ситуацию на автодорогах в режиме реального времени.
Разнообразные сервисы могут быть созданы на базе технологии беспроводного видео. Интерес к ним возник в связи с войной в Ираке: сотовыми видеотелефонами интенсивно пользовались тележурналисты. Правда, с технической точки зрения передача видеосигналов телевизионного качества еще долго не будет доступна массовому абоненту. Сами видеотелефоны остаются редкостью, да и операторы только начали испытания соответствующих технологий и оборудования. Тем не менее кое-какие приложения беспроводного видео всерьез обсуждаются аналитиками. Вот лишь несколько примеров: дистанционное консультирование фельдшеров скорой помощи опытными врачами, рекомендации сотрудникам ремонтных служб в отношении выполнения конкретных процедур, представление клиентам новых предложений на рынке загородной недвижимости, которые попали в поле зрения выехавшего на место агента.
К сожалению, максимальная продолжительность видеозаписи, которая может быть передана на MMS-терминал, на сегодняшний день не превышает 10 с, что резко ограничивает развертывание услуг, связанных с получением видеоклипов. В результате, например, в Южной Корее, операторы склоняются к модели предварительной загрузки файлов. При появлении нового видеоконтента абоненту отправляется SMS-сообщение с соответствующим URL-адресом. Пока же наиболее популярными в этой сфере остаются средства персонализации телефона — экранные видеозаставки и видеоклипы звонков (вместо более привычных нам мелодий вызова).
В этом году в Европе и Азии появились первые приложения, использующие потоковое видео. Так, в Гонконге обладатель аппарата Nokia 3650 может в режиме реального времени получить на него изображение с домашней Web-камеры, что позволяет ему видеть, чем заняты дети или пожилые члены семьи. Аналогичные варианты, призванные повысить уровень безопасности, наверняка получат распространение в дошкольных и школьных образовательных учреждениях, а также в корпоративном секторе.
Единственный технический вопрос — пропускная способность сети мобильной связи. Задержки и неравномерность в воспроизведении видео способны отбить у абонентов всякую охоту вообще пользоваться услугами MMS. Для приложений потокового видео скорость передачи, обеспечиваемая коммерческими сетями GPRS, явно недостаточна. Приемлемое качество воспроизведения может быть достигнуто только в сетях EDGE, CDMA 1xRTT и, естественно, 3G.
Сервис MMS — не более чем один из видов услуг мобильной передачи данных нового поколения. Однако он по праву может считаться индикатором дальнейшего развития всего рынка сотовой связи, потому что этот прогресс немыслим без сервисов передачи данных. К сожалению, на сегодняшний день популярность MMS среди обладателей мобильных телефонов далека от желаемого, а многочисленные проблемы, препятствующие его распространению, еще ждут своего решения.
Впрочем... В этом году в некоторых странах на входе в общественные здания (музеи, концертные залы, конгресс-центры, крупные фитнес-центры), где не разрешена фото- и видеосъемка, появились пиктограммы, запрещающие вход с мобильными телефонами, оборудованными встроенными камерами. К чему бы это? Неужели распространение MMS-телефонов достигло критической точки? Во всяком случае, кое о чем это уже говорит.
Опрос проводился ИА MPORT (www.mport.ru) в июле 2003 года среди 300 респондентов |