Неуклонное снижение среднемесячного дохода, получаемого операторами мобильной связи с одного абонента (ARPU) в последние годы приобрело характер стихийного бедствия. Этот процесс охватил практически все региональные телекоммуникационные рынки, будь то Северная Америка, Западная Европа или Юго-Восточная Азия. И если в развивающихся странах снижение ARPU частично компенсируется общим ростом абонентской базы, то на рынках, близких к насыщению или уже достигших его, операторам приходится весьма туго.

Общемировая тенденция не обошла стороной и Россию. Недаром, согласно некоторым источникам, пару лет назад два крупнейших сотовых оператора России — МТС и «ВымпелКом» — пришли к соглашению о прекращении политики демпинга в области тарифов на мобильную связь. Однако конкуренция — вещь жестокая, и тарифные войны, пусть в слегка завуалированном виде, через какое-то время возобновились.

Чем же все это грозит? О показателе ARPU на уровне 40-50 долл. в месяц среднестатистический оператор сегодня может только мечтать. Есть, конечно, фирма «Персональные коммуникации», владеющая торговой маркой «СОНЕТ», которая в прошлом году отчиталась о показателе ARPU на уровне 65 долл. Подобные примеры можно отыскать и за рубежом, но все они — лишь редкие исключения из общего правила. Большинство же компаний, кажется, привыкли довольствоваться «доходностью» каждого абонента, составляющей максимум 20-25 долл. в месяц.

Аналитикам же остается только гадать, до какого предельного значения этот показатель может опуститься в ближайшие годы, не принеся операторам полного разорения. Кто-то называет 15 долл., кто-то — 12 долл., а наиболее отчаянные эксперты допускают, что ARPU способен «пробить» даже десятидолларовый барьер.

Как бы то ни было, в сложившихся условиях операторам приходится изыскивать новые способы получения доходов. Прежде всего, это возможно за счет развития услуг мобильной передачи данных и использования наиболее экономичных инфраструктурных решений. И в обоих случаях на помощь операторам приходят крупнейшие производители телекоммуникационного оборудования.

Экономичный GSM

Яркое тому подтверждение — августовская презентация компании Nokia решения Mobile Entry Solution, прошедшая одновременно в Москве и Дели. В основе этого решения — идея максимального сокращения расходов как операторов сотовой связи, так и пользователей мобильных телефонов.

Первым адресовано интегрированное решение для построения оптимизированной сетевой инфраструктуры Nokia Connect GSM Solution. В него вошли базовые станции Nokia ConnectSite 10 и Nokia ConnectSite 100, контроллер базовых станций, магистральное оборудование для «сведения» их в единую инфраструктуру и обеспечения выхода в ТфОП, а также система централизованного управления сетью Nokia Connect.

По мнению руководителей Nokia, благодаря Connect GSM Solution операторы смогут вдвое снизить капитальные вложения и операционные затраты на развертывание и последующую эксплуатацию сетей GSM. Это станет возможным благодаря переходу на экономичную концепцию планирования инфраструктуры и сетевого покрытия, что, в свою очередь, позволит увеличить число абонентов, обслуживаемых одной базовой станцией, и минимизировать количество базовых станций, которые необходимы для достижения требуемого покрытия. Свою роль должно сыграть применение базовых станций с заранее определенной стандартной конфигурацией (упростятся процесс логистики, инсталляция БС и их последующее обслуживание), дистанционного мониторинга и централизованного управления сетью.

В функциональном отношении Nokia Connect GSM Solution охватывает как базовый набор услуг в области мобильной голосовой связи, так и сервисы SMS и MMS, а кроме того, обеспечивается возможность работы с предоплаченными картами. Финский производитель делает особый упор на высокую масштабируемость решения. Nokia адресует его операторам, развертывающим новые сети, и компаниям, которые планируют развивать уже имеющуюся инфраструктуру мобильной связи.

Курс на максимальную экономичность призваны продемонстрировать и новые GSM-телефоны Nokia 1100 и Nokia 2300, позиционируемые в качестве моделей для начинающих пользователей. Их отличают простота в обращении, привлекательный дизайн и высокая надежность.

Устройство 1100 поддерживает голосовую связь и обмен сообщениями SMS. Телефон 2300 к тому же снабжен внутренним спикером для проведения групповых телеконференций, функцией поддержки SMS-чата, средствами отправки изображений вместе с текстовым сообщением и передачи сообщений SMS, превышающих по размеру стандартные 160 символов (путем их автоматического дробления на части). Кроме того, в модели 2300 реализованы возможность приема радиопередач в FM-диапазоне и средства фильтрации сообщений SMS с нежелательных номеров; раньше эти функции не поддерживались мобильными терминалами Nokia.

Поставки аппаратов Nokia 1100 начнутся в IV квартале текущего года, а Nokia 2300 — в I квартале будущего года.

Бизнес или маркетинг

Презентация нового решения прошла с большим размахом. Достаточно сказать следующее: чтобы представить его российским журналистам, в Москву приехал сам Йорма Оллила, председатель совета директоров и генеральный директор Nokia.

На пресс-конференции прозвучали весьма любопытные цифры, которые при более внимательном рассмотрении саму идею построения сверхэкономичных сетей GSM делают далеко не бесспорной. По оценкам руководителей Nokia, в ближайшие пять лет число владельцев мобильных телефонов во всем мире почти удвоится. Вместо сегодняшних 1,2 млрд абонентов (из которых 400 млн пользуются телефонами финского производителя) в 2008 году их станет 2 млрд. Столь стремительный взлет сулит поставщикам оборудования значительный рост продаж, особенно желанный после стагнации последних лет.

ЙОРМА ОЛЛИЛА считает, что освоение развивающихся рынков принесет Nokia основные дивиденды в будущем

Вопрос состоит лишь в том, каким образом этот рост будет достигнут. Основной акцент в своих стратегических планах руководители Nokia делают на развивающиеся рынки. Утверждается, что они обеспечат около 80% прироста абонентской базы, а это без малого 650 млн человек. В частности, в России за пять лет число обладателей мобильных телефонов практически удвоится, достигнув к 2008 году 60 млн человек. Кроме того, по мнению аналитиков Nokia, значительную долю новых абонентов во всем мире составят люди, которые раньше вообще не видели телефона. Мобильный терминал призван стать их первым и единственным коммуникационным устройством.

Новое решение Nokia как раз и адресовано операторам, стремящимся осваивать непаханое телекоммуникационное поле развивающихся стран. Низкий жизненный уровень населения таких государств не позволяет поставщикам услуг мобильной связи рассчитывать на получение здесь высоких доходов. Развивая самые пессимистичные прогнозы независимых экспертов, руководители Nokia полагают, что показатель ARPU в таких странах может составить 5 долл. в месяц, а то и меньше. Однако, добавляют они, в случае выбора решения Nokia Connect GSM Solution бизнес операторов останется прибыльным!

Свежо предание, да верится с трудом. Начнем с абонентов. Выбор двух столиц для представления новых продуктов симптоматичен. Не секрет, что в той же Индии ежемесячный доход большинства жителей исчисляется лишь десятками долларов. И в этом смысле их готовность выкладывать ежемесячно даже по 5 долл. за услугу, без которой они обходились десятилетиями, — под большим вопросом.

Еще большую проблему представляет возможность покупки сотовых телефонов потенциальными пользователями. Окончательных розничных цен новых моделей начального уровня представители Nokia не назвали, но дали понять, что такие аппараты будут стоить примерно 80—90 евро, то есть по нынешнему курсу «потянут» на 100 долл. А это, ни много ни мало, два-три месячных дохода того самого человека, который и обычного-то телефона никогда не видел.

Конечно, можно предположить, что операторы выберут ценовую модель, применяемую в развитых странах: телефон будет выдаваться практически бесплатно при условии заключения длительного (многолетнего) контракта. Но тогда — при ARPU на уровне в 5 долл. — придется почти два года дожидаться того, чтобы дотация в виде бесплатной трубки окупилась. А ведь есть еще вложения в инфраструктуру и обслуживание сети, пусть и сниженные вдвое по сравнению с сегодняшними.

Недаром операторы фиксированной связи не торопятся телефонизировать обширные территории неразвитых и многих развивающихся стран. Конечно, развертывание и эксплуатация сети мобильной связи обойдутся дешевле, но и в этом случае возврат инвестиций грозит растянуться на долгие годы. Трудно представить, что крупные операторы, вдоволь поэкспериментировавшие с инвестициями в сети 3G, рискнут ввязаться в подобные игры, ведь их интересует бизнес, а не выстраиваемые маркетологами воздушные замки.

И еще. На московской пресс-конференции представители Nokia не оценивали возможные затраты и сроки возврата инвестиций, связанные с каким-либо типичным проектом развертывания и эксплуатации сети GSM на базе решения Connect GSM Solution. До этого, что называется, руки не дошли. Видать, неспроста.