Согласно последней официальной статистике, Япония переместилась на первое место в Азии по числу абонентов услуг широкополосной связи. По данным Министерства внутренних дел, почты и телекоммуникаций Японии (MPHTP), к концу июля в стране насчитывалось 8,5 млн подписчиков на услуги цифровых абонентских линий (DSL). Это на 284 тыс. человек больше, чем было в предыдущем месяце.

В июне 10,9-миллионная армия пользователей широкополосных линий связи, к которой относятся Internet-абоненты волоконно-оптических (Fiber-To-The-Home, FTTH) и кабельных сетей, пополнилась новыми клиентами служб DSL. В результате ее численный состав превысил 11 млн человек. Очевидно, что вскоре клиентов станет еще больше, поскольку тенденция роста числа подписчиков на услуги FTTH и кабельного подключения к Internet сохраняется по сей день.

Но даже если ограничиться исключительно оценкой абонентской базы служб DSL, Япония уже опередила Южную Корею по количеству используемых широкополосных каналов доступа примерно на 10 тыс. единиц. А по сведениям, опубликованным недавно Министерством информации и телекоммуникаций Южной Кореи, на конец июля в этой стране насчитывалось 11,2 млн широкополосных подключений.

Еще одним азиатским государством с динамично растущей базой клиентов широкополосных каналов является Китай. По последним данным, обнародованным центром China Internet Network Information Center (CNNIC), к концу июня в Китае было 9,8 млн пользователей соответствующих служб. Это более чем на 50% превышает цифру, зарегистрированную на начало года. Центр CNNIC, который обычно представляет свою статистику раз в полгода, не собирается публиковать новых сведений по рынку широкополосных услуг до января 2004 года. Однако с учетом нынешних темпов развития данного рыночного сегмента можно предположить, что с нового года в Азии произойдет очередная смена лидера.

Если говорить о степени проникновения широкополосных услуг, лидерство продолжает удерживать Южная Корея. Здесь проживают около 48 млн человек, в то время как в Японии — 125 млн, а в Китае — 1,3 млрд.

Быстрее других на рынке широкополосной связи растет сектор, связанный с применением технологии FTTH (по темпам относительного ежемесячного прироста клиентов). В конце июня, по данным MPHTP, в Японии насчитывалось 458 тыс. оптических подключений, причем ежемесячно эта цифра увеличивается на 60 тыс. линий.

Провайдеры Internet проводят в странах Восточной Азии весьма агрессивную политику и уже сейчас готовы предоставить оптические службы в качестве замены абонентских линий DSL. К примеру, компания Sony Communications Network предлагает пользователям сетей FTTH бесплатный доступ к каналу с пропускной способностью 100 Мбит/с и подключением к Internet в течение полугода. По истечении этого срока ежемесячная абонентская плата составит 7600 йен (64 долл.).

Производительность сетей доступа на базе технологий DSL, которые пытаются конкурировать с FTTH, также увеличивается. Сначала она составляла примерно 1,5 Мбит/с, затем достигла 12 Мбит/с, а сегодня некоторые провайдеры готовы предложить клиентам каналы с пропускной способностью 26 Мбит/с.

Компании Softbank BB и Yahoo Japan, у которых недавно появился трехмиллионный клиент, за доступ к совместной службе Yahoo BB с пропускной способностью 26 Мбит/с просят всего 3800 йен (32 долл.). Это почти вдвое дешевле услуг FTTH и лишь на 700 йен (6 долл.) дороже подключения к линии DSL с пропускной способностью 1,5 Мбит/с. По сведениям, опубликованным на Web-сайте провайдера, при протяженности абонентской линии 2 км (от телефонного коммутатора до модема) гарантируется скорость доступа не ниже 12 Мбит/с.

По мере расширения в Японии абонентской базы служб широкополосного доступа и увеличения средней скорости работы каналов DSL, провайдеры начинают запускать новые сетевые проекты. Одним из них является развертывание услуг домашней IP-телефонии. Для этого у клиентов нужно лишь установить устройства, похожие на обычные телефоны, а наличие персональных компьютеров не требуется. На первом этапе услуга позволяла бесплатно связываться с другими клиентами того же провайдера, но затем японские поставщики услуг IP-телефонии начали строить межсетевые шлюзы, и сегодня абоненты могут звонить в любой японский город.

Предлагаются и услуги международной IP-телефонии. Японское правительство выделяет абонентам широкополосных сетей телефонные номера, благодаря чему они могут принимать звонки с обычных стационарных и мобильных телефонов.

Кроме того, в Японии интенсивно развиваются службы видео по требованию. Компания ShowTime предлагает месячную подписку на подборку фильмов, игр, спортивных и развлекательных передач, предоставляемых по запросу. Служба Cable BB фирмы Yahoo Japan транслирует программы кабельного телевидения по каналам DSL. Месячная подписка стоимостью 2500 йен (21 долл.) подразумевает возможность приема 17 каналов, таких как MTV Japan, Cartoon Network, Nickelodeon и National Geographic Channel.

Развитие в стране технологий широкополосной связи приводит к уменьшению числа пользователей коммутируемого доступа к Internet. Общее их количество у 15 крупнейших провайдеров достигло своего максимума во второй половине прошлого года (тогда их насчитывалось 21,6 млн человек), а с октября 2002 года начало неуклонно снижаться (к концу июня осталось 19,7 млн абонентов dial-up).