Накануне очередного ежегодного форума eTour, организуемого корпорацией Nortel для российских партнеров и заказчиков, состоялась довольно странная пресс-конференция. Она заставила журналистов задуматься о том, что за фасадом внешнего спокойствия в московском офисе компании, видимо, вновь происходят какие-то преобразования.
ПОЛ ТЕМПЛТОН сообщает о лидерстве Nortel в разных секторах рынках, ссылаясь на данные аналитических агентств |
Прежде всего, удивило отсутствие Евгения Лисицина, известного отечественному рынку в качестве главы представительства Nortel. Пресс-служба компании, извинившись, сообщила, что он отбыл на срочные переговоры, а на все вопросы вместо него ответит директор по работе с партнерами Александр Коновалов. Справедливости ради отметим: вопросов со стороны представителей прессы в тот день практически не было — то ли потому, что спикеры рассказали обо всем предельно подробно, то ли потому, что в своих выступлениях они ушли в сторону от темы, указанной в программе. Вместо доклада о продуктовой политике Nortel на ближайший период последовали пространные рассуждения о том, по какому пути должны развиваться современные телекоммуникации и что нужно делать компаниям, дабы не растерять клиентов.
Разумеется, в портфеле Nortel есть все необходимые решения, позволяющие сделать ИТ-инфраструктуру заказчика производительной и гибкой, универсальной и экономичной, надежной и доступной. Но вице-президент по продуктам IP и передачи данных в регионе EMEA Санджив Гупта лишь упомянул, что за последний год Nortel предложила клиентам 15 новых решений, основанных на протоколе IP. Впоследствии, после настойчивых расспросов, у сотрудников российского офиса удалось выяснить, что среди этих продуктов фигурируют 24-портовые LAN-коммутаторы BayStack, отличающиеся друг от друга наличием портов GE, поддержкой QoS или технологии Power-over-Ethernet. Кроме того, были выпущены новые версии магистральных коммутаторов Passport, работающие на уровнях 2 и 3; 24-портовые коммутаторы контента Alteon Application Switch, управляющие трафиком на 4—7 уровнях и поддерживающие реальное быстродействие каналов уровня 2—3; шлюзы и встраиваемые модули VPN, основанные на протоколах IPSec и SSL, и даже беспроводная точка доступа и PC-карта семейства WLAN2200, соответствующие спецификациям 802.11 a/b.
Однако ни Санджив Гупта, ни вице-президент по продукции VoIP Пол Темплтон не акцентировались на конкретных преимуществах курируемых ими продуктов. Зато они с большой охотой поведали об исследованиях независимых аналитических агентств, представляющих их компанию в весьма выгодном свете. Например, по сведениям Dell?Oro за II квартал 2003 года, Nortel стала мировым лидером по доле магистральных IP-каналов, построенных на основе ее оборудования (20,4%). Корпорация Cisco оказалась на втором месте с результатом 19,9%. Тот же источник подтверждает лидерство Nortel Networks еще в одном секторе телекоммуникаций — корпоративных телефонных линий, базирующихся как на протоколе IP, так и на традиционной технологии TDM. Здесь Nortel удерживает 12,9% рынка, следующая за ней Avaya — только 11,4%, а апологет корпоративной IP-телефонии, фирма Cisco, скромно расположилась на шестом месте (3% голосовых линий связи).
Согласно другому упомянутому исследованию (компании Canalys, опубликованному в августе 2003 года), в регионе EMEA прочно удерживают первую строчку популярности гибридные телефонные системы, которые способны одновременно обслуживать как IP, так и TDM-соединения. За II квартал 2003 года заказчикам поставлено порядка 3 млн абонентских портов, обслуживаемых гибридными системами. Вдвое меньше (около 1,5 млн портов) продано традиционных платформ с коммутацией каналов (УПАТС). Доля «чистых» VoIP-решений в общем объеме продаж пока невелика (177 тыс. абонентских линий), причем тенденция к ее увеличению не столь заметна, чтобы говорить о возможности доминирования такого рода систем в ближайшее время.
Представленные аналитические данные действительно свидетельствуют в пользу Nortel, которая в последние годы делает ставку на продвижение гибридных телефонных систем, базирующихся, в первую очередь, на аппаратной платформе УАТС Meridian 1. Эта учрежденческая станция завоевала огромную популярность за рубежом (135 тыс. систем поддерживают свыше 150 млн телефонных линий), но в нашей стране оказалась «в тени» конкурирующего продукта Avaya — УАТС Definity. Последнюю заказчики покупают с большим энтузиазмом, правда, сетуя при этом на завышенную стоимость порта.
Парадокс, видимо, кроется не в технологической, а в организационно-управленческой плоскости. Конкуренты Nortel располагают большим количеством партнеров, а те, в свою очередь, имеют более серьезную мотивацию для продвижения продуктов своего вендора. А в российском офисе Nortel про мотивацию реселлеров практически забыли, рассуждая лишь о технических достоинствах разработок.
Кстати, в текущем году ситуация, связанная со взаимоотношениями с локальными партнерами, стала кардинально меняться. Александр Коновалов подчеркнул, что ряд российских компаний сейчас продают продукты Nortel всех категорий. А одна из них, петербургский системный интегратор «БелТел», удостоилась статуса Gold Solution Partner по решениям Meridian 1 (см. Сети, 2003, № 18, с. 20).
В числе последних громких достижений «БелТел» — победа в тендере на создание региональной телефонной сети корпорация «Алроса» в Республике Саха. Помимо связки Nortel-«БелТел» на реализацию проекта претендовали Lucent, NEC и Alcatel, поэтому борьба развернулась нешуточная. Дело того стоило: проект подразумевал инсталляцию порядка 5 тыс. телефонных портов на удаленных объектах, связанных между собой спутниковыми и радиорелейными линиями. Теперь «БелТел» собирается закрепить успех, внедрив в корпоративной сети «Алроса» мультисервисные магистральные коммутаторы семейства Passport. В планах фирмы, по словам ее генерального менеджера Сергея Студеникина, получить еще два «золотых» партнерских статуса Nortel — по IP-телефонии и системам передачи данных.
Уже после пресс-конференции, во время подготовки этого номера Сетей, выяснилась истинная причина отсутствия на мероприятии Евгения Лисицина: на момент его проведения он уже не являлся главой представительства Nortel в России и СНГ, а лишь исполнял соответствующие обязанности. Спустя неделю на Web-сайте представительства появилась информация о том, что эту должность занял Игорь Марченко, а г-н Лисицин остался директором подразделения BNS.
В личной беседе Евгений Лисицин подчеркнул свою уверенность в успехе нынешних рыночных инициатив Nortel, которые направлены, главным образом, на завоевание значительной доли поставок мобильных систем связи CDMA-450 в российские регионы. И хотя в этом сегменте сейчас безраздельно властвуют Lucent, Huawei и ZTE, г-н Лисицин заверил, что отечественные региональные операторы скоро поймут: в техническом плане решения Nortel лучше, а по совокупной стоимости владения (TCO) — дешевле альтернативных предложений.
Надо сказать, его утверждения не остались голословными, поскольку буквально через неделю поступило сообщение о том, что сотовый оператор «УралВестком» приступил к тестированию сети CDMA2000 1X (в полосе частот 450 МГц), построенной в Екатеринбурге на базе оборудования Nortel Networks. В ходе испытаний в этой сети будут развернуты службы третьего поколения, такие как скоростной доступ к Internet, VPN, электронная почта, обмен мультимедийными сообщениями.