Время от времени стоит остановиться и окинуть взором общую картину отраслевых трендов, чтобы понять, какую пользу они могут принести. Нынешний предмет обсуждения — изменения в технологиях организации региональных сетей (WAN).

Шесть или семь лет тому назад в этой области отмечались две главные тенденции. Для нее были характерны стремительное созревание технологий обработки данных, а именно ретрансляции кадров (frame relay) и асинхронного режима передачи (ATM), в сочетании со столь же стремительным снижением цен на конечные услуги (из-за либерализации отрасли, роста конкуренции поставщиков и мощного развития инфраструктуры телекоммуникаций). Все это означало, что ИТ-руководители компаний могли успешно сталкивать лбами провайдеров для получения выгодных ценовых предложений при гарантированном качестве и надежности услуг телефонии и передачи данных.

Каковы же сегодняшние тренды? И как ИТ-руководители должны превращать их в собственные дивиденды?

Для всей телекоммуникации характерна одна общая тенденция, которую можно выразить термином «стабилизация». Провайдеры услуг все-таки сумели остановить падение доходности своего бизнеса. Традиционные телекоммуникационные компании выдержали финансовый шторм и медленно начинают наращивать обороты, инфраструктуру и текущие инвестиции. А крупнейшие операторы снова достигли уровня прибыльности и стремятся к закреплению успеха.

Дни быстрого снижения цен на зрелые технологии уже позади. И хотя цены не поползли обратно, то есть вверх, времена ежегодного 20-процентного снижения тарифов давно миновали.

Важнее то, что новые технологии трансформируют облик корпоративной сети. ИТ-руководители должны глубже исследовать эти разработки и понять, как их использовать для увеличения производительности сети, снижения затрат на эксплуатацию и для оптимизации бизнес-процессов.

Конвергенция? Вчера она была общим лозунгом, а сегодня действительно осуществляется. В особенности это относится к интеграции голоса и данных, локальных беспроводных и мобильных многофункциональных устройств. ИТ-руководители утверждают, что причина, по которой они совмещают в своей инфраструктуре технологии IP-телефонии и Wi-Fi, — это желание воплотить в жизнь давнюю мечту о доступности услуг передачи голоса и данных в любое время и в любом месте. Мы прошли долгий путь с той поры, когда IP-телефонию считали лишь средством снижения затрат на дальнюю связь. Ныне она призвана сделать бизнес-процессы более эффективными.

А теперь — об удаленном доступе к корпоративным ресурсам, основанном на применении политик. Периметр сети действительно исчезает. Это означает, что ИТ-руководители, внедряющие службы удаленного доступа («удаленный» определяется как «находящийся вне проводной корпоративной сети»), должны учитывать целый спектр предложений глобальных провайдеров типа AT&T, Fiberlink, MegaPath Networks и др.

Обратимся к услугам, не основанным на базовой инфраструктуре. Горстка «агрегаторов» услуг всерьез начинает менять представление о способах их доставки конечному пользователю. Эти «агрегаторы» могут формировать сквозные решения для передачи трафика с применением соответствующих соглашений об уровне обслуживания (SLA), биллинге и управлении. Замечательная возможность, если вам приходится отправляться в те места, которых традиционные операторы не могут достигнуть с помощью своей инфраструктуры.

Наконец, о «созревании» виртуальных частных сетей на базе IP. Провайдеры сетей IP-VPN начинают подходить к организации высококачественных, управляемых на основе SLA, малозатратных соединений по множеству путей (от одного узла до другого внутри корпоративных сетей, от офиса одной компании к офису другой либо от удаленного пользователя к корпоративному серверу приложений). Стоит обратить внимание на новые спецификации, скажем, протокол безопасных соединений (SSL), конкурирующие с испытанными стандартами, такими как IP Security и многопротокольная коммутация на основе меток (MPLS).

Джоанна Джонсон (johna@nemertes.com) — президент и главный научный сотрудник фирмы Nemertes Research, занимающейся независимыми исследованиями технологий.