В конце сентября в Дубне прошло седьмое совещание провайдеров IntRus 2003, на котором по традиции обсуждались темы, занимавшие умы российских поставщиков услуг в течение года. За прошедшее время отечественный провайдерский рынок претерпел значительную трансформацию, связанную со структурными изменениями некоторых зарубежных операторов и принятием нового закона «О связи».

Кроме того, оформилась в конкретные предложения концепция предоставления широкополосных услуг связи на основе IP, способная придать новый импульс развитию российского Internet.

Структурообразование

В декабре прошлого года два крупных скандинавских провайдера, Telia и Sonera, решили объединиться в компанию, которая будет называться TeliaSonera. Данное решение обусловлено 100-процентным пересечением клиентской базы этих фирм, приводившим к неэффективному расходованию средств в ходе конкурентной борьбы.

ВИКТОР ЗЕЛЕНЦОВ из ВГТРК уверяет провайдеров, что в скором времени ресурсы их магистральных каналов заполнит телевизионный трафик

Объединенная компания получила инфраструктуру со стопроцентным резервированием каналов связи, что позволяет ей предоставлять высоконадежные услуги. Она собирается сконцентрировать свои усилия на рынках Скандинавских стран, однако уже реализован проект «Балтийская сеть», инициированный операторами Telia и «Ростелекома» и позволяющий объединить Россию с Финляндией.

Еще с одним крупным зарубежным провайдером, Cable&Wireless, в марте этого года случилась совсем другая история: его российское и все остальные европейские отделения были выделены в самостоятельные предприятия, которые образовали холдинг IONIP. В России наследником C&W является фирма WideXs («Связь ВСД»), в ведении которой теперь находятся все российские активы C&W. Так, в ее распоряжении остались MPLS-сеть с узлами в Москве и Санкт-Петербурге (на ее основе предоставляются транзитные услуги Russia.Net) и центр обработки данных (в нем располагаются серверы проекта Data Fort и компании «МегаФон»). Кроме того, она обслуживает международные шлюзы с другими участниками холдинга при организации внутриевропейских соединений.

Конвергенция

Все предыдущие годы на IntRus рассуждали о появлении междугородных и международных каналов большой емкости, но до недавнего времени оставалось неясным, как их лучше использовать. На последнем совещании был представлен проект, масштабы которого адекватны имеющейся свободной емкости магистральных каналов. Его предложила ВГТРК для построения собственной сети, предназначенной для транспортировки видеосюжетов между региональными студиями, организации вещания через Internet и внутрикорпоративной системы IP-телефонии.

Проект рассчитан на срок до 2006 года и выполняется самой ВГТРК на базе транспортных сетей «ТрансТелеКом» и «РТКомм.РУ». Сейчас сеть ВГТРК состоит из семи московских и 12 региональных узлов (в Саратове, Перми, Челябинске, Тюмени, Ярославле, Великом Новгороде, Санкт-Петербурге, Твери, Мурманске, Калининграде, Воронеже и Ростове-на-Дону). В следующем году планируется подключить еще 28 регионов. В качестве соединений используются каналы емкостью от 2 до 10 Мбит/с, но к концу строительства все они будут модернизированы до 10 Мбит/с.

Кроме того, провайдеры сетей доступа начали активно продвигать службы доставки видео, сигналов IP-телефонии и данных по одному каналу. Что же касается самой IP-телефонии, намечается перестройка рынка, связанная с появлением продуктов нового класса — Session Border Manager (менеджеров пограничных сеансов). После установки на границах сетей операторов IP-телефонии через них пропускают как сигналы управления, так и голосовой трафик, а в результате от посторонних глаз скрываются детали построения этих сетей. С помощью менеджера сеансов можно легко состыковать сети двух и более операторов IP-телефонии, основанные на разных протоколах управления и сетевом оборудовании. Словом, в IP-телефонии появился аналог механизма взаимодействия автономных IP-систем и протокола BGP, предназначенного для маршрутизации пакетов между ними.

Юриспруденция

Одним из наиболее животрепещущих вопросов для провайдеров является сертификация телекоммуникационного оборудования, которую планируется сделать децентрализованной. Хотя сами сертификаты в соответствии с новым законом «О связи» будут выдаваться Минсвязи, основное бремя проверок перекладывается на заявителя. До подачи заявки на сертификацию оборудования компания должна получить все необходимые результаты экспертизы в аккредитованных Минсвязи тестовых лабораториях. Такая схема сертификации соответствует скорее не упомянутому закону, а общему федеральному закону «О техническом регулировании», в связи с чем в процедурах сертификации телекоммуникационного оборудования намечаются определенные послабления.

Другие положения отраслевого закона также вызывают бурные обсуждения. Очень многие существенные положения вынесены за его рамки и переданы на откуп правительственным постановлениям. Полный комплект таких постановлений должен включать в себя около 30 документов, и вероятность того, что они выйдут к 1 января 2004 года (к моменту вступления в силу нового закона «О связи») очень невелика. В результате может возникнуть ситуация одновременного действия нового закона и старых постановлений.

Кроме того, новая редакция закона в основном ориентирована на традиционных телекоммуникационных операторов. Как применять некоторые ее положения к деятельности Internet-провайдеров — пока неясно.