РЕГИОНАЛЬНАЯ экспансия, внедрение новых типов сервисов, а главное — обострение конкуренции в секторе малодоходных абонентов вынуждают сотовых операторов модифицировать системы предоставления услуг, схемы тарификации и оплаты. Перспективы развития технологий предоплаченных сервисов обсуждались на первом международном бизнес-форуме PREPAID-2003, прошедшем в Москве в середине октября.

Осознанная необходимость

ПЕРВЫЙ бизнес-форум PREPAID-2003 собрал более 100 разработчиков ИТ-решений и операторов связи

Предпосылками для развития тарификационных платформ на базе рrepaid стали активное освоение низкобюджетного сегмента рынка, и как следствие, необходимость в организации простого и дешевого доступа к услугам. Массовое внедрение систем предоплаченного сервиса началось совсем недавно. Так, один из признанных лидеров рынка «ВымпелКом» предложил свои знаменитые коробочки «Би Плюс GSM» в 2000 году. В те времена работа с малобюджетниками строилась по принципу «минимум затрат на обслуживание и минимум сервисов для клиентов». Сегодня услуги, предоставляемые всем региональным абонентам компании, тарифицируются с помощью платформы предоплаты. А таких абонентов, как сообщил руководитель службы сервисных платформ «ВымпелКома» Илья Аксельрод, насчитывается 7 млн.

Радикальное изменение структуры абонентской базы обусловило усложнение тарификационной модели и расширение ее функционального содержания. Ведь если не обеспечить наиболее многочисленную часть подписчиков современными услугами связи и качественным сервисом, они вскоре уйдут к конкурентам. В настоящее время успех сотового оператора на рынке зависит от предоставления равного набора услуг обоим сегментам абонентской базы — prepaid- и postpaid-пользователям.

Наравне с контрактными клиентами пользователи предоплатных тарифных планов рассчитывают на получение услуг национального и международного роуминга, передачи данных, мобильного доступа к Internet, MMS и других. Кроме того, они хотели бы иметь возможность свободной миграции с одной платформы обслуживания на другую. Удовлетворение перечисленных требований сопряжено со значительным удорожанием процесса обслуживания, в то время как на рынке отчетливо проявляется тенденция сокращения (ARPU).

Таким образом, новые рыночные реалии привели к изменению требований к системе организации услуг и расчетов, однако рrepaid-системы «первой волны» не позволяют перестраивать работу с абонентами.

Тенденции

Менеджер направления Multiservice Network компании «Беркут» Владимир Старцев считает, что современная prepaid-платформа должна удовлетворять нескольким ключевым требованиям. Это гибкость в формировании пакетов услуг, одновременное предоставление, учет и тарификация нескольких видов сервиса. Вдобавок платформы предоплаты должны иметь открытые интерфейсы с внешними ИТ-приложениями для обеспечения тарификации услуг, получаемых от внешних поставщиков, например контент-провайдеров.

Ряд специалистов полагают, что одной из наиболее перспективных архитектур для реализации prepaid-платформ в мобильных сетях является CAMEL (Customized Applications for Mobile Enhanced Logic). В отличие от более распространенной, но ограниченной по возможностям идеологии Service Node (она предусматривает создание дополнительных сервисов на базе CTI), CAMEL использует прикладную систему транзакций (TCAP). При этом интеллектуальные сетевые услуги реализуются с помощью обмена информацией между пунктами сигнализации. Главным преимуществом CAMEL считается возможность предоставления услуг роуминга в режиме предтарификации. Напомним, что стандарт GSM изначально не предусматривал тарификацию услуг для путешествующих prepaid-абонентов.

Именно на платформе CAMEL в 2003 году «ВымпелКом» ввел поддержку национального роуминга. К слову, спецификации CAMEL (фаза 2) обеспечивают улучшенную обработку вызовов, поддержку служб VPN, типовые оповещения и приветствия, но не решают проблем учета стоимости сервисов SMS и GPRS в гостевых сетях. Третья фаза этого стандарта позволяет управлять при роуминге только исходящими сеансами GPRS и сообщениями SMS. И лишь четвертая фаза CAMEL реализует полное управление службами передачи сообщений. «Однако вопрос совместимости используемых вариантов CAMEL в сетях операторов — партнеров по роумингу — все еще остается открытым», — полагает руководитель направления «Сети доступа и интеллектуальные сети» НТЦ «ПРОТЕЙ» Владимир Саморезов.

Платформы сближаются

Исследования европейских аналитиков показывают, что на развитых рынках стабилизируется и выравнивается соотношение числа абонентов, использующих контрактные тарифы и систему предоплаты. Прогнозы маркетологов справедливы и в отношении суммарной выручки от обоих сегментов пользовательской аудитории. Поэтому платформы тарификации postpaid плавно эволюционируют навстречу prepaid. Например, некоторые операторы внедряют для контрактных клиентов тарифные планы с ограничением срока действия платежа, но главное — сокращается время реакции системы кредитного контроля на фактическое использование услуг.

Производители ИТ-решений всерьез заговорили о необходимости интеграции обеих платформ клиентского обслуживания. Интегрированный подход имеет свои преимущества. Для всех категорий абонентов становятся доступными гибкие механизмы тарификации и скидок в единой полнофункциональной системе платежей, повышается качество услуг и упрощается обслуживание абонентов. Оператор получает возможность консолидировать отчетность о своей деятельности. Наконец, растет эффективность использования систем CRM, так как сведения из двух разрозненных баз данных о клиентах «сливаются» в единое хранилище.

Эксперты отмечают, что построение интегрированных или гибридных систем обслуживания и тарификации сопряжено с проблемами организации интерфейса между двумя платформами. Такое положение обусловлено отсутствием индустриального стандарта на подобный интерфейс и чрезвычайной дороговизной индивидуальных и фирменных решений.

Одна из таких разработок была представлена на форуме компанией Amdocs. Как сообщил ее представитель Михаил Барак, новейшее решение реализовано на общей платформе организации услуг и включает в себя единые тарификатор, каталог продуктов, базу данных клиентов и клиентскую модель для всех абонентов. Таким образом, оператор может предложить всем подписчикам одинаковые наборы услуг и тарифных планов.