С развитием технологий электронной торговли требования клиентов к качеству обслуживания значительно возросли. Заказчикам теперь недостаточно просто посещать магазины, не вставая из-за компьютера. Нужно еще, чтобы выбранные товары и услуги поступали к ним в сжатые сроки при минимальных затратах.
Раньше сетевые магазины ратовали за отсутствие собственных складских помещений, наивно полагая, что это упрощает работу и минимизирует затраты. Но, как показала практика, доставка товаров с чужих складов обходится еще дороже, чем наличие собственных товарных запасов. Действительно, сроки доставки возрастают в несколько раз, часто происходят непредвиденные срывы. Все это влечет за собой убытки, недовольство покупателей, подрывает имидж производителя. Учитывая данные факторы, Internet-магазины вынуждены выстраивать систему логистики, ничем не отличающуюся от схем доставки товаров в традиционной розничной торговле.
В свою очередь, «обычные» супермаркеты тоже проявляют все возрастающий интерес к технологиям продаж через Internet. Система доставки у них уже существует, и ее нужно только немного подкорректировать для предоставления услуг частным клиентам. Подробно мы уже касались этой темы в статье «Один из каналов розницы» (см. № 16-17 журнала «Сети» за 2003 год). Однако доля электронных продаж в традиционных магазинах чрезвычайно мала, поэтому такая деятельность воспринимается ими исключительно как дополнительный бизнес.
Другое дело — крупные системные интеграторы, издавна использующие модель дистанционных продаж. Основу их деятельности составляют проекты, реализация которых может осуществляться по всей стране. К тому же в данном бизнесе менее важен личный контакт покупателя с товаром, ведь на предварительном этапе взаимодействие ведется через бумаги — проекты, спецификации, планы внедрения и т. д. «Бумажное» общение легко переводится в электронную форму. Проблем с платежными системами тоже не возникает: достаточно использования традиционных банковских механизмов оплаты. Все эти факторы делают возможным проведение продаж для интеграторских проектов через Internet.
РУКОВОДИТЕЛЬ проекта «Лантри» Валерий Калинин считает его уникальной особенностью систему доставки, позволяющую привезти товар в Россию за 4-5 дней |
Реализуя эту идею, компания «Микротест» открыла в октябре сетевой Internet-молл «Лантри». Этот магазин ориентирован прежде всего на представителей малого бизнеса. Здесь небольшая компания может заказать сетевое оборудование для построения локальной корпоративной сети. Предлагаются и консалтинговые услуги, и контракты на техническую поддержку оборудования. В ассортимент Internet-молла входит примерно 50 тыс. продуктов восьми производителей. Общая стоимость складских запасов оборудования в Москве и Екатеринбурге составляет около 10 млн долл.
«Микротест» планирует расширять ассортимент за счет привлечения новых производителей и расширения продуктовых линеек уже имеющихся вендоров. Сотрудники фирмы рассчитывают предложить специально для электронной торговли набор типовых решений, готовый пакет оборудования и услуг по оптимальным ценам. Скоро в продуктовой линейке появится и компьютерная техника.
Схема продаж «Лантри» вполне традиционна для Internet-торговли: посетитель выбирает нужное ему оборудование из каталога и заполняет корзину заказа. Он может посмотреть, есть ли данный товар на складе или его нужно транспортировать из Европы. Уникальной особенностью «Лантри» является система доставки, которая позволяет привезти товар в Россию за 4-5 дней (еще около 3 дней уходит на таможенное оформление). Покупатель сам выбирает, как доставлять заказ — самолетом, поездом или автомобилем. При желании допускается пользоваться услугами специальных почтовых служб, таких как DHL. Естественно, способ транспортировки непосредственно влияет на сроки доставки и конечную стоимость товара. Состояние заказа клиент может проверить через Internet.
Оплата за услуги и товары осуществляется через обслуживающий компанию банк по счету, подготовленному Internet-системой. Прежде чем заключать сделку, покупатель может поторговаться, связавшись с менеджером «Микротеста» и обсудив с ним особые условия выполнения заказа.
В компании надеются, что через год проект «Лантри» будет обеспечивать около 20% контрактов на поставку продукции. Эта цифра впечатляет уже потому, что продажи через электронные магазины исчисляются единицами процентов от общего объема розницы. И хотя целевые группы обычных супермаркетов и системных интеграторов немного различаются (это соответственно частные клиенты и представители мелкого бизнеса), успешное развитие Internet-моллов должно стимулировать дальнейшее развитие рынка электронной торговли.
Если у системных интеграторов успешно пойдет электронный бизнес, их примеру могут последовать и дистрибьюторы, имеющие такую же четкую систему логистики. Совместная деятельность национального дистрибьютора с локальными дилерами в области электронной торговли может оказаться не менее удачной, чем сервис системных интеграторов. Так что Internet-молл, открытый «Микротестом», просто обречен на появление собратьев по бизнес-модели.