С развитием технологий электронной торговли требования клиентов к качеству обслуживания значительно возросли. Заказчикам теперь недостаточно просто посещать магазины, не вставая из-за компьютера. Нужно еще, чтобы выбранные товары и услуги поступали к ним в сжатые сроки при минимальных затратах.
Раньше сетевые магазины ратовали за отсутствие собственных складских помещений, наивно полагая, что это упрощает работу и минимизирует затраты. Но, как показала практика, доставка товаров с чужих складов обходится еще дороже, чем наличие собственных товарных запасов. Действительно, сроки доставки возрастают в несколько раз, часто происходят непредвиденные срывы. Все это влечет за собой убытки, недовольство покупателей, подрывает имидж производителя. Учитывая данные факторы, Internet-магазины вынуждены выстраивать систему логистики, ничем не отличающуюся от схем доставки товаров в традиционной розничной торговле.
В свою очередь, «обычные» супермаркеты тоже проявляют все возрастающий интерес к технологиям продаж через Internet. Система доставки у них уже существует, и ее нужно только немного подкорректировать для предоставления услуг частным клиентам. Подробно мы уже касались этой темы в статье «Один из каналов розницы» (см. № 16-17 журнала «Сети» за 2003 год). Однако доля электронных продаж в традиционных магазинах чрезвычайно мала, поэтому такая деятельность воспринимается ими исключительно как дополнительный бизнес.
Другое дело — крупные системные интеграторы, издавна использующие модель дистанционных продаж. Основу их деятельности составляют проекты, реализация которых может осуществляться по всей стране. К тому же в данном бизнесе менее важен личный контакт покупателя с товаром, ведь на предварительном этапе взаимодействие ведется через бумаги — проекты, спецификации, планы внедрения и т. д. «Бумажное» общение легко переводится в электронную форму. Проблем с платежными системами тоже не возникает: достаточно использования традиционных банковских механизмов оплаты. Все эти факторы делают возможным проведение продаж для интеграторских проектов через Internet.
![]() |
РУКОВОДИТЕЛЬ проекта «Лантри» Валерий Калинин считает его уникальной особенностью систему доставки, позволяющую привезти товар в Россию за 4-5 дней |
Реализуя эту идею, компания «Микротест» открыла в октябре сетевой Internet-молл «Лантри». Этот магазин ориентирован прежде всего на представителей малого бизнеса. Здесь небольшая компания может заказать сетевое оборудование для построения локальной корпоративной сети. Предлагаются и консалтинговые услуги, и контракты на техническую поддержку оборудования. В ассортимент Internet-молла входит примерно 50 тыс. продуктов восьми производителей. Общая стоимость складских запасов оборудования в Москве и Екатеринбурге составляет около 10 млн долл.
«Микротест» планирует расширять ассортимент за счет привлечения новых производителей и расширения продуктовых линеек уже имеющихся вендоров. Сотрудники фирмы рассчитывают предложить специально для электронной торговли набор типовых решений, готовый пакет оборудования и услуг по оптимальным ценам. Скоро в продуктовой линейке появится и компьютерная техника.
Схема продаж «Лантри» вполне традиционна для Internet-торговли: посетитель выбирает нужное ему оборудование из каталога и заполняет корзину заказа. Он может посмотреть, есть ли данный товар на складе или его нужно транспортировать из Европы. Уникальной особенностью «Лантри» является система доставки, которая позволяет привезти товар в Россию за 4-5 дней (еще около 3 дней уходит на таможенное оформление). Покупатель сам выбирает, как доставлять заказ — самолетом, поездом или автомобилем. При желании допускается пользоваться услугами специальных почтовых служб, таких как DHL. Естественно, способ транспортировки непосредственно влияет на сроки доставки и конечную стоимость товара. Состояние заказа клиент может проверить через Internet.
Оплата за услуги и товары осуществляется через обслуживающий компанию банк по счету, подготовленному Internet-системой. Прежде чем заключать сделку, покупатель может поторговаться, связавшись с менеджером «Микротеста» и обсудив с ним особые условия выполнения заказа.
В компании надеются, что через год проект «Лантри» будет обеспечивать около 20% контрактов на поставку продукции. Эта цифра впечатляет уже потому, что продажи через электронные магазины исчисляются единицами процентов от общего объема розницы. И хотя целевые группы обычных супермаркетов и системных интеграторов немного различаются (это соответственно частные клиенты и представители мелкого бизнеса), успешное развитие Internet-моллов должно стимулировать дальнейшее развитие рынка электронной торговли.
Если у системных интеграторов успешно пойдет электронный бизнес, их примеру могут последовать и дистрибьюторы, имеющие такую же четкую систему логистики. Совместная деятельность национального дистрибьютора с локальными дилерами в области электронной торговли может оказаться не менее удачной, чем сервис системных интеграторов. Так что Internet-молл, открытый «Микротестом», просто обречен на появление собратьев по бизнес-модели.