В подмосковном Виноградово прошла Международная конференция «Состояние и перспективы развития Интернета в России».
Тематика конференции, которую Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) проводит осенью вот уже четвертый год подряд, не отличалась особой оригинальностью. Названия некоторых секций (технологии телекоммуникаций, обеспечение информационной безопасности, беспроводные технологии, Web-сервисы, развитие нормативно-правовой базы и проблемы стандартизации) повторяются каждый раз. Впрочем, этот факт можно расценивать двояко. С одной стороны, он свидетельствует, что ряд аспектов «жизнедеятельности» Рунета не теряет своей актуальности. С другой говорит о том, что изменения в Сети уже не носят революционного характера.
Некоторые признаки эволюции
Изменения, произошедшие в Рунете за последний год, по традиции обсуждались на «круглом столе» сразу после открытия конференции.
АРКАДИЙ ВОЛОЖ: «Наконец-то оправдалась бизнес модель, на которую делали ставку контент-провайдеры» |
Одно из таких изменений связано с контент-проектами. Как подчеркнул генеральный директор компании «Яндекс» Аркадий Волож, наконец-то оправдалась бизнес-модель, на которую сделали ставку контент-провайдеры. Ряд крупных проектов вышли на самоокупаемость, и это позволяет надеяться, что в ближайшее время число информационных сервисов в Рунете будет только расти.
Характерным явлением прошедшего года стало качественное изменение контента, что сказалось на появлении в Рунете русскоязычного радио- и телевещания. О значимости этого фактора свидетельствует то, что технологиям IP-вещания на конференции была посвящена отдельная секция. Как полагают некоторые докладчики, следующим шагом в развитии мультимедиа-контента станет широкое распространение видеоконференций бизнес-пользователей, организуемых через Internet.
К числу позитивных явлений можно отнести усиление специализации провайдеров. Не секрет, что сравнительно недавно поставщик услуг Internet-доступа пытался сконцентрировать в своих руках все виды деятельности — от прокладки международных каналов связи до создания Web-ресурсов. Сегодня на рынке действуют компании разных типов: операторы магистральных сетей, владельцы «последней мили», фирмы, обеспечивающие функционирование центров обработки данных, компании, разрабатывающие специализированный контент, и др.
Другим проявлением успешности русскоязычных контент-проектов является примерно двукратное преобладание внутреннего трафика над международным. Общий же рост трафика в российской части Всемирной сети за прошедший год составил не менее 100%. Если говорить только о трафике, пропущенном по сетям межрегиональных компаний «Связьинвеста», то за первое полугодие 2003 года его объем составил 450 Тбайт, что на 175% превышает аналогичный показатель годичной давности.
Приведенными цифрами мы в первую очередь обязаны региональному трафику, на столичных же рынках рост клиентского трафика замедлился. Как отмечалось на конференции, в последние месяцы наметился рост спроса на Internet-услуги в небольших городах. Однако, по данным вице-президента компании «ТрансТелеКом» Евгения Николаева, хотя суммарная емкость магистральных каналов Рунета выросла за год на 65%, в регионах спрос на нее упал.
За время, прошедшее с предыдущей конференции, заметно снизились цены на межоператорском рынке. В Москве их падение составило около 50%, а в регионах было гораздо более умеренным (4—5%). В этой связи не исключено, что к концу 2004 года цены могут выйти на уровень европейских. По мнению Федора Крупянского, заместителя руководителя подразделения по работе с операторами связи компании «Совинтел», российским операторам это грозит своеобразным «перепроизводством» транзитного трафика. Нежелательному развитию событий способствует и прогнозируемый скачкообразный рост объемов трафика в будущем году — инвестиции в магистральную инфраструктуру и широкополосные сети доступа приведут наконец к бурному развитию соответствующих сервисов.
Некоторая смена приоритетов наблюдается в характере использования Сети. Налицо рост коммерческого применения этой удобной информационно-коммуникационной инфраструктуры. По данным компании «Рамблер», наибольшие темпы роста числа новых сайтов наблюдались в областях строительства, товаров и услуг, техники, связи. Тем не менее, если верить оценкам, в бизнес-целях Internet задействуют не более 10% корпоративных клиентов.
Из явлений технологического плана следует отметить широкое распространение технологии уплотненного спектрального мультиплексирования (DWDM). Транспортные услуги, предоставляемые на ее основе, стали массовыми. То же можно сказать и о сервисе виртуальных частных сетей (VPN), формируемых на базе IP-сетей с поддержкой протокола MPLS.
Цена вопроса
По данным Воложа, с момента проведения предыдущей конференции годовая аудитория Рунета выросла приблизительно на 40%. В оценках ее абсолютной численности по-прежнему нет единодушия: разные источники приводят значения от 8 до 13 млн чел. При этом около 80% пользователей (т. е. 6,5—10,5 млн чел.) «показываются» в Сети как минимум раз в месяц.
Судя по всему, в ближайшие годы темпы роста русскоязычной Internet-аудитории замедлятся, хотя на конференции озвучивалась и противоположная точка зрения. Скажем, директор ВНИИПВТИ Валерий Конявский полагает, что уже в 2005 году число отечественных пользователей Internet и абонентов сетей мобильной связи сравняется, поскольку те и другие имеют одинаковый менталитет.
Если верить прогнозам ведущих производителей оборудования мобильной связи, например Nokia, то в 2008 году в России будет 60 млн владельцев мобильных телефонов (см.«Сети», 2003, № 18) ). Реальные темпы роста их числа за последние два года дают основание утверждать, что этот рубеж будет достигнут даже раньше. Internet-провайдерам такие цифры и не снились. Можно предположить, что две группы пользователей сравняются по численности лишь после достижения отечественным рынком сотовой связи полного насыщения.
Раз уж речь зашла о количественных показателях, приведу ряд любопытных цифр из отчета, распространенного компанией «Рамблер». Как показали результаты весеннего опроса, проведенного «Фондом ?Общественное мнение?», в течение полугода хотя бы один раз выходили в Internet 11,5 млн взрослых (старше 18 лет) жителей нашей страны, что соответствует 10% всего взрослого населения. По абсолютному размеру Internet-аудитории Россия сравнялась с Бразилией (см. рисунок).
По данным рейтинга Rambler Top100, весной этого года суточная аудитория Рунета в рабочие дни составляла 2,8—2,9 млн человек. Примерно каждый второй посетитель Рунета находится за рубежом.
Месячный размер аудитории русскоязычной части Всемирной сети в марте-апреле текущего года вплотную приблизился к 8 млн человек. За 2002 год эта величина выросла на 40%. Ожидается, что в текущем году рост составит 28—30%, а в 2004 году — не более 15%. По мнению аналитиков подразделения Rambler Research, в ближайшие годы российский сегмент Всемирной сети будет расти по магической формуле «в два раза за три года».
Согласно данным компании КОМКОН, примерно треть русскоязычной Internet-аудитории составляют пользователи в возрасте от 16 до 24 лет. Чуть меньше приходится на возрастную группу 25—39 лет, около 20% — на пользователей в возрасте от 40 до 55 лет и около 10% — на детей до 15 лет. К слову, в российских школах на 100 учеников имеется лишь один компьютер, а в среднем по Европе данный показатель вдвое выше. На москвичей в общей аудитории Рунета приходятся только 20% пользователей.
Против спама
Масштабы распространения по сети несанкционированных рекламных сообщений (НРС) в последнее время приобрели характер стихийного бедствия. По оценке Rambler Research, в нашей стране этот феномен впервые проявил себя в апреле 2002 года, а взрывной рост количества НРС пришелся на весну нынешнего. Только в июле 2003 года россияне получили спама больше, чем за весь предыдущий год. Сегодня в заброшенный почтовый ящик попадает в среднем не менее семи «мусорных» писем ежедневно.
В корпоративном секторе на просмотр и стирание НРС ежедневно уходит до 12 мин рабочего времени каждого сотрудника. Из этих минут за год набегает около 40 ч, или одна полноценная рабочая неделя. К тому же НРС нередко являются носителями вирусов и иных вредоносных программ. Частный Internet-пользователь, выходящий в сеть через коммутируемое соединение, в среднем тратит на прием спама около 1 долл. в месяц, т. е. в России все такие пользователи платят за прием спама около 120 млн долл. в год (к этому еще следует прибавить непроизводственные затраты на сортировку и удаление ненужных писем).
Ошибкой было бы считать, однако, что от получения указанной суммы в выигрыше оказываются провайдеры. Согласно оценкам специалистов почтовой службы Rambler, для хранения ящиков, забитых русскоязычными НРС, требуется около 1 Тбайт дискового пространства. В целом же по индустрии размер «замусоренного» дискового пространства оценивается в несколько терабайтов.
Серьезность проблемы НРС станет особенно очевидной, если учесть, что по безрадостной статистике объемов спама Россия в рекордные сроки вышла на международный уровень. В 2001 году спам занял лишь 8% общемирового трафика электронной почты, а нанесенный им ущерб составил 10 млрд евро. Годом позже доля спама в общем количестве сообщений уже превысила 40%, а в 2007 году, по прогнозу Radicati Group, она составит уже 70%. Общий размер ущерба от спама в текущем году оценивается в 20 млрд евро. В России, согласно оценкам провайдеров, на НРС сегодня приходится свыше 25% трафика электронной почты; Internet-компании оценивают эту долю в 50%.
Лавинообразный рост объемов незапрашиваемой корреспонденции, как и резкое увеличение интенсивности сетевых атак означают, что сеть уже не может функционировать по прежним правилам. Все это угрожает работоспособности любой сети и любого сервиса любого провайдера. К сожалению, современное законодательство и действующие протоколы Internet не позволяют бороться с подобными явлениями.
Как ни странно, позиции участников конференции по вопросу о способах противодействия таким угрозам разделились. В Виноградово можно было услышать несколько докладов, посвященных вариантам законодательного противодействия распространению спама. Подобный подход, в частности, нашел отражение в «Меморандуме о противодействии распространению вредоносных программ (вирусов) и несанкционированных рекламных рассылок (спама)», который по поручению Минсвязи в мае-июле 2003 года разработала АДЭ. Другая инициатива по законодательному противодействию распространению спама исходит от Российского комитета программы ЮНЕСКО. Сравнительно недавно эта организация начала работать над проектом федерального закона «О несанкционированной рассылке электронных сообщений».
Представители компании «Рамблер» считают, что законодательная атака на спам должна включать в себя строгую регламентацию рекламной деятельности с применением Internet-технологий, утверждение обязательных правил оформления и рассылки коммерческой корреспонденции, внесение поправок в Кодекс об административных правонарушениях. В то же время Аркадий Волож полагает, что в борьбе со спамом и сетевыми атаками вполне можно обойтись без радикальных мер. Всемирная сеть в состоянии справиться с этим злом на уровне саморегулирования.
Внешне эта идея довольно привлекательна, но на практике она подразумевает, в частности, отключение провайдером от сети источника трафика, который генерирует НРС или предпринимает сетевую атаку. По мнению г-на Воложа, вся беда кроется в том, что Internet-провайдеры не отслеживают источники трафика на уровне небольших сегментов собственных сетей. Для подавления злоумышленника владельцам крупных контент-проектов приходится блокировать доступ к своим ресурсам сразу для всех пользователей, получающих доступ в Internet через соответствующего ISP. Пересмотренные договоренности между операторами позволили бы перевести эту проблему на локальный уровень: отключению подвергался бы лишь небольшой сегмент сети.
Такое предложение, к сожалению, имеет один крупный изъян. Даже локальное отключение от сети затронет пользователей, не имеющих отношения к распространению спама или к сетевым атакам. Провайдер должен компенсировать им убытки, возникшие из-за отключения от сети.
Аналогичные проблемы возникают и при попытке фильтрации сообщений электронной почты. Как справедливо отметил в своем докладе Петр Диденко, начальник отдела маркетинга компании «Зенон Н.С.П.», не существует технических средств, со 100-процентной точностью отличающих НРС от обычных сообщений электронной почты. В то же время многие пользователи признают, что потеря даже одного важного электронного письма может иметь более серьезные последствия, чем прием множества незапрошенных.
Судя по всему, истина находится где-то посередине. По мнению представителей АДЭ, к борьбе со спамом должны быть привлечены все заинтересованные стороны: разработчики программного и аппаратного обеспечения, системные интеграторы, операторы связи и Internet-провайдеры, органы государственной власти.
Мобильный Internet
Основные новости в данной области прозвучали на секции «Технологии мобильного доступа». Прежде всего это отчасти сенсационное сообщение МТС о намерении выйти на рынок беспроводных локальных сетей общего пользования, построенных по технологии Wi-Fi. Как известно, первым из российских сотовых операторов подобный шаг предприняла компания «ВымпелКом», изначально нацелившаяся на самый лакомый кусок рыночного «пирога» — международный аэропорт «Шереметьево-2». Первые сообщения на эту тему прозвучали из уст руководителей фирмы еще в конце 2002 года, а широкое представление нового направления деятельности состоялось на последней выставке «Связь-Экспокомм».
Как ни странно, тестовая зона Wi-Fi, развернутая «ВымпелКомом» в Шереметьеве еще в декабре прошлого года, таковой и осталась; коммерческие услуги беспроводного доступа оператор по-прежнему не предоставляет. Возможно, этот факт придал дополнительную решимость руководителям МТС: Шагит Резников, возглавляющий в компании службу новых технологий и услуг, сообщил о готовности развернуть на этом объекте сеть Wi-Fi с 20 точками доступа.
Из его уст прозвучала и другая любопытная информация. Оказывается, МТС намерена внедрить в своей сети сотовой связи технологию EDGE (Enhanced Data for GSM Evolution). Как известно, изначально ей была уготована роль промежуточного звена на пути к сетям третьего поколения, и в последнее время аббревиатура EDGE практически сошла со сцены. Однако сохраняющаяся неопределенность с лицензированием услуг 3G в нашей стране плюс стремление предложить мобильным абонентам более высокую скорость доступа в Internet являются вескими доводами в пользу EDGE.
Насколько быстро сумеет МТС реализовать подобные планы? И в какой мере они повлияют на популярность услуг мобильного доступа в Internet у российских пользователей? Узнаем через год.