КОМПАНИЯ «МТУ-Интел», предоставляющая услуги ADSL-доступа под торговой маркой «Точка Ру», в ноябре текущего года предоставила корпоративным клиентам возможность подключаться к сервису широкополосного доступа по тарифному плану «Офисный». Сей факт примечателен в нескольких отношениях.

Во-первых, запланированный срок действия предложения составил менее месяца: анонсировав новый тарифный план 3 ноября, компания дала пользователям на раздумья всего четыре недели. Во-вторых, с точки зрения параметров сервиса новый тарифный план сблизил услуги крупного столичного Internet-провайдера с предложениями его европейских «собратьев». В-третьих, по сравнению с тарифами западных операторов цена ADSL-сервиса от «МТУ-Интел» по-прежнему не выдерживает никакой критики.

В распространенном пресс-релизе утверждается, что аналогов новому тарифному плану на столичном рынке Internet-услуг не существует. Коммерческий директор фирмы Николай Захаров поспешил даже заявить, что «МТУ-Интел» сделала клиентам уникальное предложение. Уникальность эта, по всей вероятности, состоит в том, что в новый тариф включены 5 Гбайт входящего трафика ежемесячно. Для организации, десять сотрудников которой имеют два выходных, т. е. работают 22 дня в месяц, приведенная цифра эквивалентна 22,7 Мбайт входящего трафика на одного сотрудника в день. Спору нет, такой объем с лихвой перекроет информационные потребности небольшой среднестатистической компании. Видимо, поэтому руководство крупнейшего российского Internet-провайдера преподносит новый тарифный план как соответствующий практически неограниченному доступу.

Правда, стоит этот неограниченный доступ 180 долл. в месяц, включая упомянутые 5 Гбайт. Каждый последующий гигабайт входящего трафика обойдется в дополнительные 60 долл.

Приведенные цифры стоит сравнить, например, с тарифами на ADSL-доступ, которые установил немецкий оператор Deutsche Telekom, а точнее — его подразделение T-Online, за последние годы добившееся колоссальных успехов на ниве услуг широкополосного доступа. Сервис, аналогичный предлагаемому подписчикам на тарифный план «Офисный», клиентам T-Online обходится ежемесячно в 38—45 евро, что соответствует примерно 44—52 долл. И это также с учетом 5 Гбайт предоплаченного трафика (T-Online включает в него не только входящий, но и исходящий трафик). Другими словами, разница в базовом тарифе оказывается почти четырехкратной. Весьма существенна она и в отношении стоимости сверхлимитного трафика: клиенты T-Online оплачивают его из расчета 16 евро (около 18,5 долл.) за гигабайт, т. е. платят как минимум втрое меньше российских пользователей.

Подобные сравнения не имели бы смысла, если бы не более чем скромные успехи услуг ADSL-доступа на российском телекоммуникационном рынке. Без преувеличения, главным фактором, сдерживающим их широкое распространение, являются заоблачные (по европейским меркам) цены. Тот же Захаров всерьез полагает, что заплатить 150—200 долл. в месяц за полноценный доступ в Internet может позволить себе практически любая компания. Как говорится, блажен, кто верует. Непонятно только, почему T-Online финансовые возможности своих, в среднем — более богатых, корпоративных заказчиков оценивает куда скромнее.

В сентябре прошлого года на организованной АДЭ ежегодной конференции «Состояние и перспективы развития Интернета в России» Александр Теппер, коммерческий директор «МТУ-Интел», уверенно заявил, что в 2003 году к сервису «Точка Ру» будут подключаться тысячи физических лиц ежемесячно. Точное количество этих «тысяч» он, к сожалению, не указал. Зато известно, что за первые десять месяцев текущего года этот провайдер увеличил клиентскую базу ADSL-доступа на 6 тыс. пользователей. Для справки: T-Online эксплуатирует в Европе около 4 млн ADSL-линий.

Происходящее напоминает ситуацию на отечественном рынке мобильной связи почти десятилетней давности. Скажем, самый первый тарифный план в сети МТС (1994 год) предусматривал плату за подключение 1300 долл., залог в размере 1000 долл. и ежемесячную абонентскую плату 60 долл. при стоимости минуты местных входящих звонков 0,56 долл. Под стать этим цифрам была и цена первого мобильного телефона (Motorola 3000), который начал работать в сети МТС: он обошелся в 1300 долл. С той поры ценовая политика российских операторов мобильной связи претерпела кардинальные изменения, что не замедлило сказаться как на численности клиентской базы (у той же МТС она достигла 15 млн абонентов), так и на финансовых показателях.

Складывается впечатление, что пример отечественных сотовых операторов и зарубежных провайдеров услуг широкополосного доступа для «МТУ-Интел» ничего не значит. Учиться на собственных ошибках, наверное, проще.