ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ услуг телефонии — область бизнеса, неизменно привлекательная для операторов. В нашей стране свое «второе рождение» она получила благодаря возникновению и активному развитию операторских компаний среднего масштаба, которые выходят на рынок голосовых услуг связи, ориентируясь в основном на заказчиков категории Small-Medium Business.

СЕРГЕЙ КУДРИН: «Предоставляя услуги, нам приходится иметь дело с разным оборудованием, которое установлено у клиентов и в ТфОП»

Рядовому провайдеру услуг IP-телефонии начинать свою деятельность на ниве традиционных услуг довольно непросто: приходится решать ряд организационных вопросов, проблемы с выбором оборудования и привязкой его к уже существующей биллинговой системе. Как избежать ошибок при развертывании нового вида бизнеса, какие подходы использовать? Чтобы получить ответы на эти вопросы, научный редактор журнала «Мир ПК» Михаил Глинников обратился к Сергею Кудрину, техническому директору компании «Зебра Телеком».

Что побудило вашу компанию, которая известна на российском рынке как карточный провайдер, выйти в новый сектор бизнеса?

Помимо «карточного» направления, которое развивается у нас довольно успешно, все больший интерес вызывает деятельность в корпоративном секторе, а именно — предоставление услуг классической телефонии с московскими городскими номерами. Появляются новые заказчики, имеющие собственную УАТС и желающие получить доступ в телефонную сеть, т. е. пользоваться услугами местной, междугородной, международной телефонной связи. Данный перечень услуг очень востребован сейчас на рынке. Чтобы предоставить их клиентам, оператору необходим коммутационный центр, удовлетворяющий ряду требований по набору сервисов, типам поддерживаемых сигнализаций, надежности и целой массе других критериев. Задача выбора оборудования встала перед нами осенью позапрошлого года.

О выборе техники мы поговорим дальше, а пока вернемся к бизнес-задачам. С чего вы начали?

Мы провели исследование рынка и убедились, что спрос на услуги классической телефонии и предоставление доступа в Internet по выделенному каналу есть, значит, на этом рынке нужно работать. Безусловно, мы не собирались и не собираемся конкурировать с крупными операторами за таких же крупных клиентов. «Зебра Телеком» определила своим приоритетом нишу небольших фирм, которым требуется от двух до десяти телефонных номеров и до 30 соединительных линий. То есть наши клиенты — это фирмы, насчитывающие около полусотни сотрудников. Мы работаем и с более мелкими заказчиками, если они готовы взять «цифровой поток» или хотя бы его большую часть — от 15 до 30 соединительных линий.

Как производился выбор оборудования?

Чтобы предоставлять услуги телефонной связи, необходима технологическая инфраструктура, ядром которой является центральный коммутатор. Он должен, с одной стороны, собирать все цифровые потоки от клиентов и, с другой стороны, иметь стык с телефонной сетью общего пользования, чтобы абоненты могли звонить как друг другу, так и во внешний мир. Число цифровых потоков, которые эта станция может обслуживать одновременно, должно быть достаточным для запланированного количества подключений и предполагаемого роста клиентской базы.

В конце позапрошлого года мы запросили у всех известных производителей описание стандартной начальной конфигурации оборудования для решения таких задач. Рассматривались предложения от Siemens, Lucent Technologies, Ericsson, Alcatel, Iskratel, NEC. Надо было выбрать такую транзитную станцию, которая поддерживала бы протоколы SS7, ISDN PRI/BRI, 2BCK и др., одним словом, позволяла бы работать со всем «букетом» сигнализаций.

Почему это так важно для «нишевого» оператора?

Предоставляя услуги клиентам, нам приходится иметь дело и с разным оборудованием, которое стоит у клиентов, и с телефонной сетью общего пользования, в которой разные АТС поддерживают различные типы сигнализаций. Поэтому, чтобы в дальнейшем не было проблем, наш коммутатор должен «понимать» весь существующий набор сигнализаций.

К тому же эта станция обязательно должна иметь сертификат соответствия системы «Электросвязь», причем и как УПАТС, и как городская районная станция. Нельзя также забывать про определенные требования по надежности, состоящие в необходимости резервирования наиболее важных узлов.

Очень важно при выборе оборудования для телефонной связи обращать внимание и на то, как широко оно используется в телефонной сети. Наша ТфОП очень «разношерстная»; например различные таймеры на городских станциях работают неодинаково. Поэтому, если станции какого-либо определенного типа встречаются чаще других, это означает, что они лучше справляются с работой в разнородной среде.

Безусловно, ценовая характеристика оборудования тоже имела значение. Ведь при работе с предприятиями среднего бизнеса на большие доходы с одного клиента рассчитывать не приходится, а нам следовало обеспечить окупаемость решения в течение короткого времени.

Мы получили целый ряд интересных предложений от вендоров. Некоторые не устроили нас по финансовым параметрам, и во «второй тур» прошли только два предложения — от Iskratel на станцию SI2000 и от Ericsson на станцию ANS. Но на момент рассмотрения ANS не имела сертификата соответствия Электросвязи. В результате, по рекомендации компании «СтарТелеком», интегратора, осуществляющего поставки оборудования для «Зебры Телеком», мы остановили выбор на SI2000. Она поддерживала все типы сигнализаций, имела необходимые сертификаты и, что особенно важно, оптимальна для нас по цене.

В станции SI2000 на должном уровне решены проблемы надежности: центральный процессор дублирован, причем при его сбое осуществляется автоматический переход на резервный, без разрыва имеющихся соединений. Дополнительные достоинства этого продукта — компактность и малое энергопотребление.

Нельзя не отметить важную архитектурную особенность станции: ее линейные платы, каждая из которых способна обслуживать 16 потоков Е1, — универсальные. Иными словами, каждому из потоков можно присвоить подходящий ему тип сигнализации. Такое решение предоставляет нам большую гибкость с точки зрения управления внутренних ресурсов станции.

Существуют ли на базе SI2000 какие-то оригинальные решения, которые были бы интересны и вашим клиентам?

Могу назвать несколько из них. Предположим, у клиента есть офисная станция, которая по цифровому потоку подключается к нашему центральному коммутатору SI2000. Но, допустим, что, помимо телефонии, клиент хочет получить и доступ в Internet по выделенному каналу. Для этого нужно построить еще один канал, но возможен и другой путь: выделить в уже существующем канале необходимое количество тайм-слотов под передачу данных. Обычно четырех тайм слотов (что обеспечивает скорость 256 Кбит/c) бывает вполне достаточно.

На стороне клиента перед его офисной станцией ставится мультиплексор, имеющий на входе стандартный цифровой поток с интерфейсом G.703, а на выходе — такой же поток для включения в телефонную станцию и Ethernet-интерфейс, соответствующий заданному количеству тайм-слотов. Однако, чтобы эта схема заработала, на стороне оператора также требуется установка кроссконнектора, выполняющего схожие функции.

Стоимость подобного решения довольно высока, да и управлять им непросто. Представьте, если у оператора насчитывается 30—40 клиентов, значит, нужно «мониторить» столько же мультиплексоров. Но в станции SI2000 встроена одна замечательная функция — полупостоянного соединения, благодаря чему решение от Iskratel работает и как коммутатор, и как мультиплексор одновременно. Причем число поддерживаемых полупостоянных соединений очень большое.

Как новая станция интегрировалась с имеющейся у вас ИТ-системой?

Для интеграции потребовалась привязка станции к нашей биллинговой системе. Ведь помимо оказания услуг, надо уметь выставлять счета и собирать за них деньги.

В результате тестовых звонков мы получили структуру CDR-файлов, генерируемых станцией SI2000. Нам потребовался конвертор, преобразующий эти записи в формат, пригодный для импорта в нашу биллинговую систему, которой являлась АСР «Абсолют» производства компании «Сервокомп». C технической точки зрения никаких дополнительных мер, пожалуй, не потребовалось.

А с организационной?

Здесь было сделано довольно много: создан коммерческий отдел, занимающийся привлечением клиентов, а в техническом была образована группа телефонии, которую составили инженеры, непосредственно обслуживающие данную станцию. Был образован отдел развития для координации процесса обслуживания клиентов: как только с ним подписывается договор, он передается в отдел развития, где его выполнение отслеживают буквально по дням.

Раньше «Зебра Телеком» не вела подобного бизнеса, поэтому реорганизационную работу мы провели очень серьезную.

Что стало самым сложным в процессе организации предоставления новых услуг?

Самым сложным оказалось правильно организовать бизнес-процессы с момента обращения клиента и до того момента, когда соответствующая услуга станет для него доступной. Если бы на это наложились дополнительные проблемы, связанные с оборудованием, поставить дело было бы во много раз сложнее.

Окупились ли сегодня вложения в новый бизнес?

Да, могу сказать, что за год все вложения окупились. С мая прошлого года, когда мы торжественно подключили первого клиента, все работает довольно успешно. Сейчас наш центральный коммутатор обслуживает более 50 клиентских УАТС. Самих же клиентов гораздо больше, поскольку есть ряд бизнес-центров, где на одну станцию приходится по пять-шесть клиентов.

Как планируется развивать это направление бизнес-деятельности в перспективе?

Главная задача — дальнейшее расширение клиентской базы. На сегодня у нас смонтировано 112 потоков E1, к концу года планируем увеличить их число еще на 60 единиц, а всего станция SI200 позволяет обслуживать 480 цифровых потоков, так что запас прочности пока есть. Станция SI2000 хороша и тем, что для увеличения клиентской базы потоков не нужны никакие сложные технические манипуляции с оборудованием: в слот коммутатора вставляется новая линейная плата и добавляется 16 новых потоков. В результате мы имеем эффективное вложение инвестиций, тогда как при работе с большими станциями, где шаг масштабирования составляет 50—100 потоков, нам пришлось бы довольно долго ждать возврата вложенных средств.