Подведение итогов года — вещь не менее трудоемкая, чем сама работа в течение отчетного периода. Нужно не только собрать статистику по разным срезам бизнес-деятельности, но и правильно ее интерпретировать, чтобы произвести на читателей годовых балансов должное впечатление.
Еще одна сложность заключается в том, что финансовый год многих транснациональных компаний не совпадает с годом календарным, а прессе зачастую официально сообщаются лишь суммарные объемы продаж, без разбивки по регионам и странам. Поэтому воссоздать полную картину итогов «телекоммуникационного» года в течение января не представляется возможным, но целый ряд цифр и фактов все же заслуживают внимания для анализа «по горячим следам».
Среднесрочные рекорды отрасли
Если попытаться охарактеризовать прошедший год в двух словах, можно назвать его «годом среднесрочных рекордов». Действительно, впервые с начала кризиса и глобальной экономической рецессии, после двухлетнего периода растерянности и отрицательных сальдо, ряд ведущих производителей ИТ-оборудования достигли прибыльности. Некоторые даже набрались смелости заявить, что кризиса не было вовсе, а имела место лишь естественная «коррекция» корпоративной стратегии с целью последующего увеличения доли рынка. О том, что эта «коррекция» досталась ценой двукратного и более сокращения персонала, практически нулевых рекламных бюджетов и отказа от разработок и продвижения перспективных технологических линеек, вспоминать как-то неуместно.
Безусловным «лидером» среди всех растущих сегментов ИТ-рынка в 2003 году наверняка являются услуги несанкционированной массовой рассылки электронных писем, то есть спама. Но беда в том, что никто не подсчитал суммы, осевшие на счетах специализированных фирм, которые занимаются методичным замусориванием Internet по заказу легального и полукриминального бизнеса. Максимум того, что оценивали специалисты, — сколько убытков принес спам компаниям, действовавшим «согласно Уставу».
Позволю себе немного отвлечься от заданной темы. Честно говоря, мне непонятно, почему спамеров нельзя задушить экономическим путем, а нужно обязательно выстраивать соответствующую нормативно-правовую базу, которая сработает в одном случае из ста? Ведь если установлено, что спам — это бизнес, питающийся от незадачливых рекламодателей, которые всеми правдами и неправдами хотят донести до аудитории свои коммерческие предложения, то почему никому не пришло в голову подсчитать эффективность таких рекламных инвестиций? Сколько пользователей Internet читают присылаемый им «мусор» и покупают предлагаемые товары? Уверен, если бы независимые аналитики в области рекламы провели подобные исследования, желающих платить за массовые рассылки оказалось бы на порядок меньше.
Среди однозначно позитивных итогов деятельности в телекоммуникационной сфере следует упомянуть бум мобильной связи. Удвоение за год абонентской базы российских пользователей — результат, в общем-то, неудивительный, хотя аналитики давали более осторожные прогнозы. Однако благоприятная экономическая ситуация в стране, постепенный рост уровня заработной платы и сложившаяся нормальная конкуренция в регионах сделали свое благое дело.
Большего удивления заслуживает тот факт, что существенного замедления в развитии бизнеса сотовых операторов не замечено и на Западе, которому якобы грозила стагнация вследствие насыщения населения услугами мобильной связи. В течение 2003 года конечным пользователям было продано свыше полумиллиарда телефонов, что примерно на четверть превышает показатель 2002 года. Продолжающийся мобильный бум в Европе и США связывают с появлением новых сетевых сервисов, в частности MMS, которые требуют переоснащения парка абонентских устройств.
На чужом поле
Отечественный рынок мобильной связи рос уверенно и неотвратимо, отвоевывая жизненное пространство у традиционных телефонных операторов. Надо сказать, что традиционный сектор связи (то есть предприятия холдинга «Связьинвест») вообще со всех сторон обложили конкуренты. Наиболее рентабельные услуги дальней связи частично перешли в руки операторов IP-телефонии, а спрос на базовые услуги местной телефонии начал снижаться в связи с увеличением доступности мобильных сервисов. Но даже в этих условиях руководство «Связьинвеста» не теряет оптимизма и осуществляет многомиллионные сделки по внедрению управленческих программных продуктов. Не успели аналитики рынка переварить историю с приобретением «Связьинвестом» комплекта лицензий на Oracle E-Business Suite, как на подходе очередная сенсация с закупкой биллинговых систем. Сама жизнь подтверждает тезис, что на растущем рынке места хватит всем.
На фоне поступательного развития российского телекоммуникационного бизнеса стоит выделить две главные интриги 2003 года. Первая, конечно же, связана с агрессивным выходом на рынок нового ключевого игрока, «Альфа Групп», который сумел за короткое время скупить контрольные и блокирующие пакеты операторов «ВымпелКом», «Голден Телеком» и «МегаФон». Теперь он претендует на госпакет акций «Связьинвеста», который Правительство РФ вот-вот должно выставить на продажу.
Приобретя блокирующий пакет ОАО «МегаФон» у одной из «темных лошадок» российской телеком-индустрии фирмы LV Finance, «Альфа» тут же залезла на «чужую территорию», которая управляется «Телекоминвестом» и людьми, близкими к нынешнему руководству Минсвязи. Хрупкое равновесие рынка было нарушено, и до сих пор его не удается восстановить. После неудачных попыток внедрить в совет директоров «МегаФона» своих представителей, «Альфа» перешла в состояние ожидания, время от времени угрожая блокировать принадлежащими ей голосами любые судьбоносные инициативы по развитию этой сотовой компании. А топтание на месте в условиях нынешней жесткой конкуренции на сотовом рынке равносильно отступлению.
В ответ последовала контригра на поле соперника. Некий гражданин Олег Чубаров, подписавший контракт на обслуживание с «ВымпелКомом», неожиданно озадачился вопросом, на основании какой лицензии оператор предоставляет услуги, и подал иск в Савеловский муниципальный суд города Москвы. В то же время фирма с броским названием «Юридическая консультация» предложила отсудить в пользу абонентов все ранее уплаченные «ВымпелКому» деньги за потребленные услуги. Инициированная «радивыми» гражданами инсценировка закончилась в самом конце 2003 года внеплановой проверкой «ВымпелКома» Госсвязьнадзором РФ, который вынес оператору предписание переоформить до 1 февраля 2004-го все абонентские договоры на другое юридическое лицо — КБ «Импульс», которое обладает лицензией на эксплуатацию сети GSM 900/1800. Напомним: речь в данном случае идет о 5,5 млн контрактов на обслуживание в московской лицензионной зоне.
Понятно, что требования Госсвязьнадзора — чистая формальность, но их выполнение в указанные сроки может парализовать деятельность крупнейшего по количеству абонентов столичного оператора как минимум на месяц. Юристы «ВымпелКома» считают предписание регулирующего органа Минсвязи придиркой, не имеющей ничего общего с соблюдением законности, ведь КБ «Импульс» является дочерним предприятием ОАО «ВымпелКом». Кроме того, проводившиеся в течение последних шести лет проверки никаких документарных нарушений не выявляли, хотя заключение «ВымпелКомом» абонентских договоров от имени КБ «Импульс» ни для кого не было секретом.
Очевидно, что открытый «наезд» на ведущего сотового оператора имеет целью продемонстрировать его главному акционеру, «Альфа Групп», кто в доме хозяин. При этом для чиновников Госсвязьнадзора (подчиняющимся Минсвязи России) совсем не важно, что от их действий пострадают и другие акционеры «ВымпелКома» (в частности, норвежский Telenor), а также многомиллионная армия абонентов, которым не хочется возвращать себе деньги таким же сомнительным способом, каким воспользовался гражданин Чубаров.
В общем, первый предупредительный выстрел в адрес «Альфы» уже прозвучал. Если она будет противиться и не передаст спорный пакет акций «МегаФона» питерскому холдингу «Телекоминвест», возможно, последуют выстрелы «на поражение». А в арсенале регулирующих органов для этого достаточно эффективных средств — от коллективных «писем трудящихся» о неудовлетворительном качестве связи и нарушении прав потребителей до банального отказа в выдаче лицензии «ВымпелКому» на строительство коммерческой сети 3G.
Объединяющая сила
Вторая интрига рынка, пока не столь скандальная, возникла на поле мобильных сетей первого поколения NMT-450. В прошлом году наконец-то был окончательно выбран путь их цифровизации и технического переоснащения — использование стандарта CDMA 450, который входит в группу технологий третьего поколения IMT MC. Сотовые сети на базе CDMA 450 начали действовать в Санкт-Петербурге, Москве и Уфе, демонстрируя невиданную доселе скорость передачи данных — от 50 до 100 Кбит/с. В нынешнем году, по видимому, произойдет массовый переход операторов NMT-450 на опробованную технологию. В результате рыночная привлекательность этих компаний резко выросла, и они превратились в новый предмет торга между влиятельными телекоммуникационными группировками.
Если говорить о региональных операторах стандарта NMT-450, структура их акционерного капитала в большинстве случаев укладывалась в классическую схему: примерно равные крупные доли распределялись между местными предприятиями «Связьинвеста» и инвестиционной компанией RTDC, а небольшие пакеты акций находились во владении частных собственников. Два года назад руководство «Связьинвеста» приняло генеральную линию развития холдинга, которая заключается в объединении активов региональных фирм, работающих в стандарте GSM, и распродаже бесперспективного на тот момент бизнеса в стандарте NMT.
В результате к середине 2003 года на российском сотовом рынке сложился новый центр консолидации в лице компании «Скай Линк», первоначально принадлежавшей холдингу RTDC. Она заявила о намерении создать четвертого федерального оператора, использующего альтернативную технологию сотовой связи. Однако перед самым Новым годом стало известно, что «Скай Линк» сменила основного владельца, которым теперь является столичная группа «Система Телеком». Путем обмена акциями последняя приобрела контрольный пакет «Скай Линка», утвердила нового генерального директора и пообещала инвестировать в развитие проекта все средства, поступающие от операторской деятельности «Сонета».
Казалось бы, стороны полюбовно договорились. Ан нет. Уже в начале января при продаже «Центр Телекомом» акций пяти операторов NMT-450 снова всплыла досадившая многим уважаемым игрокам «темная лошадка» российского рынка — офшорная компания LV Finance. Она взяла да и предложила «Центр Телекому» за выставленные на продажу акции сумму большую, чем были готовы выложить основные претенденты. Как сообщает газета «Ведомости», это 2,3 млн долл. против 2 млн, обещанных «Скай Линком». Одновременно стало известно, что за загадочным офшором стоит не кто иной, как бывший глава думского Комитета по транспорту, энергетике и телекоммуникациям Леонид Маевский. Теперь всесилие и проворство загадочной структуры становятся вполне объяснимыми.
Одним словом, если LV Finance снова начнет работать по заказу «Альфа Групп», пытаясь вторгнуться на перспективный рынок CDMA 450, «Альфа» сможет нажить себе второго, не менее маститого врага — «Систему Телеком». Боюсь, что шансов успешного противостояния сразу на двух фронтах у нее окажется немного, особенно с учетом стремления Минсвязи и «Системы Телеком» к достижению полного взаимопонимания. Если же LV Finance выступит как самостоятельный игрок (что маловероятно), это вряд ли станет серьезным препятствием на пути формирования «четвертой мобильной колонны» в России.
Удвоение за год абонентской базы российских пользователей — результат в общем-то неудивительный, хотя аналитики давали более осторожные прогнозы. Большего удивления заслуживает тот факт, что существенного замедления в развитии бизнеса сотовых операторов не замечено и на Западе.