НАКАНУНЕ Нового года руководители представительства корпорации ZTE в Москве отчитались перед общественностью о проделанной работе. Конечно, на момент проведения пресс-конференции можно было говорить лишь о предварительных итогах 2003 календарного года, поэтому речь в основном шла о достижениях прошлых лет, начиная с 2000 года, когда ZTE официально вышла на российский рынок.
ЛИ ИНУН: «Компания ZTE перешла в высшую лигу мировой телеком-индустрии» |
Глава московского представительства ZTE Ли Инун рассказал о роли и месте его фирмы на мировой арене телекоммуникаций. Он отметил, что ZTE является игроком номер один среди Hi-Tech-компаний, котирующихся на национальном фондовом рынке Китая. Ее суммарный оборот в 2002 году превысил на 19% показатели 2001 года, перевалив отметку 2 млрд долл.
В первой половине 2003 года динамика роста была еще внушительнее: на 40% больше, чем за аналогичный период теперь уже позапрошлого года. За первые шесть месяцев минувшего года ZTE продала оборудования и услуг на сумму около 1,45 млрд долл. В июле 2003 года корпорация попала в список четырех компаний, выбранных швейцарским банком QFII Swiss Bank как наиболее привлекательные для инвестиций.
Внешний рынок ZTE включает в себя восемь основных регионов продаж. В том или ином виде китайская корпорация присутствует в 70 странах мира. Общее число инсталлированных ZTE базовых станций сотовой связи разных стандартов на конец 2003 года достигло 10 тыс. штук.
Ли Инун особо отметил научно-исследовательские ресурсы корпорации. По его словам, в мире развернуто 11 центров R&D, и примерно десятая часть доходов ежегодно инвестируется в научные разработки. Построены совместные лаборатории с крупнейшими производителями элементной базы для телекоммуникационной отрасли, корпорациями Motorola и Texas Instruments. Два года назад ZTE стала постоянным членом Международного союза электросвязи (МСЭ), а четыре года назад — полноправным участником альянса 3GPP. Все это, полагает Ли Инун, дает основание утверждать, что ZTE перешла в высшую лигу мировой телеком-индустрии.
Создание российского дочернего предприятия ZTE Telecom Technics ознаменовало начало нового этапа деятельности фирмы в России и СНГ. Фактически только в прошлом году ZTE стала работать в России в коммерческом режиме. Помимо формирования структуры бизнес-управления руководство московского представительства занималось открытием филиалов ZTE Telecom Technics в российских регионах. И результаты не замедлили сказаться: по подсчетам Ли Инуна, оборот 2003 года в СНГ должен составить 30 млн долл.
Главным полем деятельности ZTE в России, без сомнения, была и является поныне сотовая связь. Ключевыми проектами 2003 года стали поставка оборудования и пусконаладка сети GSM 900/1800 в районе Краснодар — Сочи (по заказу Ассоциации СМАРТС), а также выполнение контракта с оператором «Кузбасская Сотовая Связь» на развертывание сети стандарта CDMA 450 (IMT-MC). В этот же период ZTE строила сотовые сети на Украине и в Грузии.
За прошедший год китайский вендор сертифицировал на соответствие требованиям Минсвязи РФ основные виды поставляемого в нашу страну оборудования, включая решения GSM 900/1800, CDMA 450, телефонные коммутаторы и другие компоненты для проводных сетей общего пользования, систему оптической передачи данных и интеллектуальную платформу.
Китайский производитель подумывает и о создании совместных предприятий по производству высокотехнологичных изделий, разработанных инженерами ZTE. Ли Инун считает, что речь может идти о совместном выпуске оборудования для ТфОП, волоконно-оптических магистральных сетей и систем гарантированного электропитания. Директор по маркетингу представительства ZTE по странам СНГ Валерия Леонова добавила, что еще одним актуальным для компании направлением деятельности является поиск партнеров для совместной разработки решений.
Говоря о корпорации ZTE, невозможно удержаться от проведения параллелей с другим известным китайским вендором — Huawei. Интрига состоит не только в том, что штаб-квартиры обеих компаний находятся буквально «через дорогу» друг от друга, в китайском городе Шеньчжене (и это обусловливает культурный и научный обмен между ними). Huawei раньше начала операционную деятельность в России и добилась заметных успехов в построении региональных сетей GSM, которые, как грибы после дождя, стали появляться в российской глубинке в результате экспансии федеральных сотовых операторов. К разделу этого «большого пирога» ZTE, похоже, опоздала, но зато поспела к распределению контрактов на цифровизацию сетей NMT-450.
По логике вещей, в этой нише ZTE должна неизбежно столкнуться с интересами Huawei. Однако Ли Инун так не считает: будущее ему видится в радужных тонах. Он утверждает, что в этой сфере произойдет масштабное перераспределение рынка в пользу китайских игроков, то есть разрозненным американским и европейским производителям, таким как Lucent и Nortel, будет противостоять единый фронт китайских полугосударственных компаний. Впрочем, дела обстоят не так гладко, как хотелось бы представителям ZTE и Huawei. Например, ожидавшееся летом 2003 года появление в России абонентских терминалов CDMA 450 было отложено, поскольку существующие модели не поддерживают UIM-карты, необходимые для межстандартного роуминга GSM/CDMA. А узость модельного ряда телефонных трубок всегда была главным тормозом коммерческого развития новых технологий сотовой связи.