Телефонный номер является идентификатором коммуникационного устройства. До недавнего времени он был привязан к мировой иерархии телефонных коммутаторов, в которой первые цифры префикса означают код страны, а далее следуют код города и сам номер абонента. Однако с появлением IP-телефонии и интеллектуальных услуг эта стройная система нумерации начала быстро размываться. Если раньше телефонный номер был закреплен за семьей, то сейчас один человек может иметь несколько номеров, каждый из которых используется в разное время и в различных обстоятельствах. Как следствие, возникает задача управления этими номерами и связанными с ними абонентскими устройствами.

Цель

Чтобы дозвониться до нужного человека, зачастую нужно перебрать несколько телефонных номеров, которые обычно хранятся в разных БД. Конечно, было бы гораздо удобнее, если бы каждому человеку присваивался лишь один номер, который ассоциировался бы и с мобильным, и с домашним, и с рабочим телефонами. То есть, по-хорошему, номер должен быть привязан к пользователю, а не к аппарату. В таком случае входящий звонок станет автоматически переключаться по заданным правилам на нужное коммуникационное устройство: если пользователь находится дома, звонки пойдут на домашний телефон, если на работе — через офисную АТС, а если в дороге — на мобильный аппарат.

Единый номер удобен для пользователя по нескольким причинам. Во-первых, ему не нужно сообщать коллегам и знакомым целый список телефонов. Во-вторых, он способен оптимизировать свои расходы на связь с помощью альтернативных способов дозвона. Например, если домашний телефон занят, система может автоматически перенаправлять вызовы на мобильный. Дополнительная возможность, обеспечиваемая системой универсальной нумерации, — создание персонального центра обработки вызовов с голосовой почтой, интеллектуальной маршрутизацией звонков, IVR и другими функциями.

Универсальные номера пригодятся и корпоративным пользователям, например, для создания телефонного пространства виртуального офиса. Если в компании действует своя система короткой нумерации, то с каждым внутренним номером допустимо связать идентификатор устройства (внутреннего IP-телефона, городского или мобильного аппарата), по которому можно найти служащего. Для каждого служащего организуются списки телефонов, а телефонная станция переадресует внутренние или внешние вызовы на соответствующие устройства. Таким образом, телефонная корпоративная сеть становится виртуальной, поскольку может прозрачно для пользователей расширяться за счет внешних устройств — городских, федеральных, международных и даже сетевых IP-телефонов.

Технологии

При выборе технологии для реализации услуг управления телефонными номерами важно решить следующие вопросы: как пользователь будет управлять маршрутизацией звонков через свой единый номер и как организовать переадресации?

Способ управления переадресацией может быть «ручным», когда сам пользователь указывает, на какой номер следует перенаправлять вызовы. Можно также реализовать Web-интерфейс управления номерами, но это не совсем удобно, поскольку требует отдельного доступа к сети. Более удобным и универсальным является использование WAP-браузера в мобильном телефоне.

Переадресация реализуется и с помощью функции УАТС «следуй за мной». Суть ее заключается в том, что абонент сам звонит с того телефона, на который нужно перенаправлять звонки, а система по АОНу определяет его телефонный номер и записывает в динамически обновляемую базу. Такой способ более удобен для пользователя, чем управление через Internet, но и в этом случае он должен всякий раз заботиться о переключении номеров.

При автоматизированной переадресации пользователь задает список правил маршрутизации. В мобильной связи уже есть такие возможности, когда абонент указывает несколько телефонов, на которые можно перезванивать, если мобильный выключен или занят. Однако набор событий, по которым выполняется переадресация, в такой системе весьма небольшой, а интерфейс управления — не очень удобный. Лучший способ переадресации, безусловно, состоял бы в возможности изменять правила путем нажатия нескольких клавиш на телефонном аппарате.

Идеальный вариант автоматической переадресации теоретически можно реализовать в том случае, когда мобильная сеть определяет текущее местоположение абонента и переключает телефонные номера в соответствии с этой информацией. Однако таких систем еще нет, да и не совсем понятно, как можно их построить в виде коммерческих продуктов.

С технологической точки зрения переадресация представляет собой классическую функцию интеллектуальной телефонной сети. Кроме того, существует способ создания такой системы на платформе IP-телефонии. В первом случае возможности переадресации вызовов базируются на свойствах управляющей сигнализации SS7. Но для организации территориально распределенной сети SS7 нужно модернизировать телефонные коммутаторы, что обойдется в кругленькую сумму. Впрочем, в мире мобильной связи переадресация звонков с помощью протокола SS7 де-факто стала стандартом.

Вариант с IP-телефонией — более простое и дешевое решение, но специалисты не уверены, что оно будет стабильно работать при интенсивном трафике переадресуемых звонков. Положительные моменты — легкая интеграция систем IP-телефонии с Internet и большое разнообразие написанных под такие системы приложений. Конечно же, данный вариант хорош для создания виртуальной телефонной сети тех компаний, в которых IP-инфраструктура уже построена. В крупных проектах операторского масштаба предпочтение пока отдается технологиям интеллектуальной сети.

Примеры

В нашей стране есть компании, занимающиеся именно предоставлением услуг переадресации вызовов. Среди них можно назвать «КантриКом», которая обеспечивает соответствующие сервисы оператору мобильной связи «МегаФон» и другим клиентам.

В портфеле предложений этой фирмы имеются даже специальные наборы услуг, называемые «Инкогнито номер» и «Виртуальный офис». Эти сервисы — не что иное, как реализация стандартной функции «следуй за мной». Таким образом, с помощью услуг «КантриКом» федеральный номер мобильного абонента фактически можно превратить в виртуальный городской номер. В качестве платформы для оказания услуг «КантриКом» использует коммутаторы Lucent.

Услуги переадресации телефонных вызовов начал предоставлять известный оператор IP-телефонии «Корпорация ОСС». Он предлагает всем желающим купить у него прямой европейский номер (то есть относящийся к нумерации некоторых европейских стран). Когда клиенту звонят на этот номер из Европы, звонок по сети IP-телефонии оператора передается в Россию и уже по городской сети достигает вызываемого клиента. Хотя это — классическая схема переадресации, она позволяет компаниям создавать международные сети технической поддержки своих покупателей и открывать «виртуальные» представительства в других странах.

Развитие технологий переадресации может породить и определенные проблемы. Например, один региональный провайдер IP-телефонии предоставлял такую услугу: клиент мог позвонить на его серийный номер и в тональном режиме донабрать нужный номер. Этим предложением воспользовались клиенты местного мобильного оператора, у которого звонок на любимый номер стоил в два раза дешевле, чем обычные звонки. В качестве «любимого» эти клиенты указывали номер провайдера услуг переадресации и звонили по всему городу, вдвое экономя на разговорах. Другим печальным следствием внедрения услуги управления телефонными номерами стал отзыв лицензии одного из американских операторов IP-телефонии, который по запросу официальных властей не смог точно указать место адресации вызова.

Перспективы

Распространение услуг переадресации и увеличение числа телефонных аппаратов со временем приведет к тому, что цифровой системы нумерации станет недостаточно для полноценной идентификации абонентских устройств связи. Как некогда система доменных имен DNS, возникла для сокрытия от пользователя реальных IP-адресов компьютеров, так вскоре должна появиться буквенная адресация и в телефонии. Она также будет допускать применение синонимов: одно имя сможет идентифицировать несколько устройств, а несколько имен — быть привязанными к одному и тому же устройству (например, к семейному телефону). Скорее всего, буквенная телефонная нумерация по аналогии с DNS будет иметь доменную структуру, правда, с большим количеством вложенных уровней.

Эксперты допускают, что DNS и будет играть роль буквенной нумерации. Это произойдет, если IP-телефония, для которой наиболее естественной системой буквенной нумерации является служба DNS, полностью вытеснит традиционную. Предпосылки для развития такого сценария есть: многие производители телекоммуникационного оборудования прекратили выпуск классических телефонных устройств, и все разрабатываемые системы имеют функции поддержки IP-телефонии. Появилась и международная инфраструктура IP-телефонии, которая постепенно «перетянет к себе» пользователей традиционных телефонов.

Не так давно IETF разработал стандарт Enum для использования нумерации в IP-телефонной сети, которая базируется на инфраструктуре доменных имен, а точнее — на концепции URL. Стандарт начинают поддерживать производители решений для IP-телефонии. По номеру телефона вызываемого абонента пользователи смогут определить его URL, адрес электронной почты или IP-адрес телефона. Хотя этот стандарт в основном предназначен для инициации телефонных соединений из Internet, он способен превратиться в универсальный механизм нумерации всех телефонных устройств.

Еще одним важным направлением, по которому развивается управление телефонными номерами, является личный номерной план. В настоящее время он формируется в виде телефонной книги мобильного телефона, в которой номера закодированы именами абонентов, несущими полезную информацию только владельцу аппарата. Если удастся стандартизировать технологию обмена такими телефонными справочниками между устройствами разных типов, то пользователь сможет самостоятельно определять план нумерации. В результате возникнет потребность и в локальной системе управления телефонными номерами.


Если раньше телефонный номер был закреплен за семьей, то сейчас один человек может иметь несколько номеров, каждый из которых используется в разное время и в различных обстоятельствах


Идеальный вариант автоматической переадресации теоретически можно реализовать в том случае, когда мобильная сеть определяет текущее местоположение абонента и переключает телефонные номера в соответствии с этой информацией. Однако таких систем еще нет, да и не совсем понятно, как можно их построить в виде коммерческих продуктов