Благодаря IP-телефонии расширился спектр функций, доступных «мобильным» и находящимся в командировках сотрудникам. Эта технология радикальным образом изменила способы взаимодействия удаленных пользователей с их коллегами из головного офиса.
В условиях, максимально приближенных к тем, которые обеспечивают глобальные каналы реальных IP-сетей, мы протестировали коммуникационные продукты для удаленных пользователей от ведущих производителей систем пакетной телефонии. Как оказалось, решения компаний Alcatel, Avaya, Cisco, Mitel и Nortel различаются с точки зрения уровня сетевой защиты, набора и стоимости рекомендуемого изготовителем оборудования, спектра доступных приложений и функций, а также качества передачи и воспроизведения голоса.
Победителем в испытаниях стала новая коммуникационная IP-платформа MCS 5100 корпорации Nortel, поддерживающая протокол SIP. Это решение получило наивысший балл за средства коллективной работы, в том числе видеоконференц-связи, мгновенного обмена сообщениями (Instant Messaging, IM), разделяемой экранной рабочей области (whiteboard) и совместной Web-навигации.
К чести компаний Avaya и Mitel следует признать, что их продукты тоже работали неплохо. Правда, ни одна из них пока не может похвастать таким же богатством приложений, какое удалось реализовать Nortel. Однако разработку Avaya отличают великолепные средства маршрутизации вызовов и поддержки мобильных пользователей, а программное обеспечение от Mitel Networks приятно поразило нас разнообразием функций обработки вызовов. Решение Cisco получило высокие баллы за маршрутизацию вызовов.
В ходе тестирования продукты оценивались по четырем основным критериям:
- функции телефонии и поддержка коллективной работы;
- производительность аппаратных и программных телефонов;
- конфигурация, интеграция компонентов, настройка и мониторинг соединений с удаленными пользователями;
- средства защиты IP-соединений.
Перед началом тестирования представителям компаний предлагалось установить в лабораторной сетевой среде полнофункциональную IP-УАТС. Затем им предстояло настроить оборудование (если таковое имеется) и программное обеспечение, рекомендуемые для работы удаленных пользователей. Через маршрутизаторы производства Cisco, функционировавшие под управлением операционной системы IOS, корпоративная IP-УАТС на базе локальной сети подключалась к «удаленному» рабочему месту и имитировался доступ через сети одного или нескольких Internet-провайдеров. Специальная система фирмы PacketStorm имитировала ухудшение качества всех потоков VoIP, которое можно наблюдать практически в любой глобальной сети.
Богатство функций
Какие функции систем IP-телефонии интересуют удаленных пользователей в первую очередь? На наш взгляд, это повышение продуктивности работы, ликвидация «психологической дистанции» между удаленным рабочим местом и основным офисом плюс возможность активного взаимодействия с находящимися в нем сотрудниками.
Программное обеспечение Multimedia PC Client фирмы Nortel с интегрированным компонентом Personal Agent в полной мере отвечает этим запросам. Имитация присутствия в офисе достигается путем распространения сведений о текущем статусе сотрудников рабочей группы между всеми ее членами. Среди прочих полезных функций стоит отметить маршрутизацию вызовов, которая позволяет описать разные схемы обработки вызовов на основе таких критериев, как вызывающий абонент, а также поддержку видеоконференц-связи, мгновенного обмена сообщений и доступа к разделяемой рабочей области.
Решение компании Avaya, включающее в себя программный телефон, средства маршрутизации и ПО Mobility Package (стоимостью 150 долл. на одно рабочее место), обеспечивает переадресацию вызовов на домашний или сотовый телефон удаленного абонента. Поддерживаются мгновенный обмен сообщениями и уникальная функция «интеграции» телефонных номеров, встречающихся на Web-страницах. Путешествуя по Всемирной паутине, пользователь может набрать попавшийся ему телефонный номер одним щелчком мыши. Весьма эффективно реализованы такие полезные функции, как проведение аудиоконференций (максимум шесть участников) и интеграция приложений IP-телефонии с популярным почтовым ПО Microsoft Outlook.
Приложение Your Assistant фирмы Mitel пока предоставляет в распоряжение пользователя довольно скромный набор функций, но их число постоянно увеличивается. Нам особенно понравились средства маршрутизации вызовов и регистрации параметров звонков, возможность набирать номера при помощи мыши, функция организации динамических аудиоконференций с участием до восьми человек и приложение Quick List, которое позволяет импортировать контактную информацию о наиболее частых телефонных собеседниках из среды MS Outlook. Стоит отметить также удачную компоновку, высокую интуитивность и гибкость настройки продукта.
Функции, реализованные в решении от Cisco Systems, распределены между несколькими отдельными приложениями, среди которых — программный телефон и модуль Personal Assistant. Через Web-интерфейс пользователю предоставляется доступ к хранилищу системы универсальной обработки сообщений Unity. Функция преобразования текста в речь позволяет прослушивать сообщения электронной почты по телефону. Реализованный Cisco набор средств маршрутизации сообщений является одним из самых богатых и не имеет себе равных в части обработки вызовов на базе правил. Так, вы можете задать переадресацию входящих вызовов в ящик голосовой почты в утренние часы и на сотовый телефон — в дневные. Заслуживает упоминания персональная адресная книга, тесно интегрированная с функциями телефонии.
Как сообщили нам сотрудники Alcatel, программный телефон OmniTouch MyPhone этой фирмы в начале будущего года оснастится рядом новых приложений обработки сообщений и коллективной работы. Пока же мы смогли протестировать возможность «привязки» данного IP-телефона к другим соединениям ТфОП и к сотовому телефону, что позволяет, например, перевести текущий вызов с IP-телефона в ТфОП при ухудшении качества связи.
Производительность VoIP
Для большинства удаленных вызовов, генерировавшихся в ходе тестирования, использовались стандартные вокодеры и туннели VPN. Соответственно, полоса пропускания соединения глобальной сети, приходившаяся на отдельный вызов VoIP, оказалась практически одинаковой для всех продуктов. Скажем, с учетом служебной информации, обусловленной использованием туннелей VPN, типичный вызов, который обрабатывался кодеком G.711, требовал около 105 Кбит/с в каждом направлении. Сжатие в соответствии со стандартом G.729 при передаче вызова через туннель VPN позволяло снизить эту величину до 46 Кбит/с.
Исключением оказался аппаратный IP-телефон фирмы Mitel, который не поддерживает туннелирование потоков RTP (Real-Time Protocol). В результате, несмотря на применение аутентификации соединения VoIP и шифрования потоков RTP, потребность в полосе пропускания оказалась меньше примерно на 20%.
А вот качество голосовой связи от продукта к продукту менялось довольно значительно. Сравнительно дешевые (195 долл.) IP-телефоны 4602 производства Avaya при сжатии трафика кодеком G.729 обеспечивали весьма посредственное качество. Правда, переход на аппарат 4620, который обойдется пользователю вдвое дороже, позволил добиться хорошего качества голоса. Сотрудники Avaya сообщили, что в упомянутых моделях телефонов алгоритмы кодеков реализованы по-разному, что весьма нетипично для VoIP-продуктов одного производителя.
В целом качество связи, обеспечиваемое программными телефонами, уступало таковому при использовании аппаратных IP-телефонов. Частично этот факт можно объяснить весьма посредственным качеством аксессуаров, которые в ходе тестирования задействовались со всеми вариантами программных телефонов. Тем не менее мы советуем организациям предоставлять своим удаленным сотрудникам возможность применения аппаратного IP-телефона, даже если у них уже имеется программный модуль.
Качество вызовов, обслуживаемых программным телефоном Nortel, оказалось наилучшим, причем как для кодеков G.729, так и G.711. Оценки «хорошо» и «отлично» мы поставили и продуктам Avaya, но только для кодека G.729; в случае применения G.711, к нашему удивлению, качество оказалось посредственным. Программные телефоны Alcatel давали посредственное или хорошее качество в стандарте G.711 и иногда плохое в G.729. Продукту Cisco Systems были выставлены оценки «плохо» для кодека G.729 и «удовлетворительно» для G.711. Фирма Mitel также предлагает программные телефоны для удаленных пользователей, но ее сотрудники попросили нас провести тестирование только аппаратного варианта.
Качество воспроизведения голоса аппаратными телефонами заслужило оценки «хорошо» и «отлично». Устройство 5220 производства Mitel получило оценки «хорошо» для G.711 и между «хорошо» и «отлично» — для G.729. Только «хорошо» и «отлично» во всех тестах мы выставили аппаратным телефонам компаний Cisco и Nortel.
Удаленная работа через туннели
Производителям было предложено воспроизвести ту инфраструктуру средств сетевой безопасности, которую они рекомендуют развернуть корпоративным заказчикам для поддержки удаленных пользователей. Во всех случаях ею оказались VPN-туннели на базе протокола IPSec. Компания Mitel использует такие туннели только для формирования соединений между персональными компьютерами; потоки VoIP между аппаратными телефонами этого производителя через туннели не передаются. Фирмы Cisco и Avaya предлагают для удаленных рабочих мест специальные клиентские устройства с поддержкой VPN. Соответствующие изделия — Model 831 Secure Router на базе IOS от Cisco и SG5X Secure Gateway от Avaya — представляют собой многопортовые коммутаторы, способные выполнять шифрование данных, аутентификацию сразу нескольких туннелей VPN, преобразование сетевых адресов по протоколу NAT и их распределение по алгоритму DHCP, IP-маршрутизацию и настраиваемые пользователем функции брандмауэра.
Корпорация Alcatel также рекомендует использовать VPN-туннели, но собственного VPN-оборудования не выпускает. Вместо этого фирма сертифицировала несколько VPN-продуктов других производителей на совместимость с собственными устройствами OmniPCX и другим оборудованием IP-телефонии. Поскольку эта компания не прислала нам конкретное VPN-устройство, мы решили воспользоваться недорогим решением на базе IPSec производства Linksys. Примечательно, что оно не входит в список сертифицированного Alcatel оборудования, однако работало великолепно.
Фирма Mitel все «обязанности» по защите и сжатию (вокодер G.729) голосового трафика максимум для 500 удаленных соединений возложила на специальный Linux-сервер 6010 Teleworker Solution, устанавливаемый в корпоративной сети. На удаленном компьютере запускаются соответствующие приложения, а сам он подключается к сети через VPN-туннель с применением клиентского ПО виртуальной частной сети, выпускаемого Microsoft. Указанное ПО позволяет сформировать более или менее защищенный VPN-туннель на втором уровне модели OSI (протокол L2TP).
Аппаратный IP-телефон компании Mitel позволяет установить соединение между компьютером удаленного пользователя и сервером 6010 с поддержкой шифрования трафика и аутентификации. Однако такое соединение не является VPN-туннелем в строгом смысле слова, а потому не забирает часть имеющейся полосы пропускания под передачу служебной информации VPN. Меньшая потребность в пропускной способности наряду с высоким качеством воспроизведения «пакетного голоса», которое характерно для аппаратных реализаций, позволили решению Mitel получить высокую оценку по критерию «производительность».
Программное обеспечение для ПК фирмы Nortel отличается функциональным многообразием и удачным дизайном. ПО VPN-клиента, поставляемое бесплатно с VPN-оборудованием Contivity, обеспечивает все функции сетевой безопасности как для ПК с программным телефоном, так и (опционально) для аппаратного телефона. Кроме того, в пакете Multimedia PC Client v2.0 от Nortel заложена возможность обработки вызовов, использующих протокол SIP. Таким образом, на удаленном рабочем месте должен присутствовать только ПК с установленными на нем приложениями и программным телефоном. Если подключение к каналу доступа через кабельный либо DSL-модем не предусмотрено, компьютер может быть подсоединен к коммутирующему порту аппаратного IP-телефона, устанавливаемого опционально. В обоих случаях весь трафик между удаленным компьютером и корпоративной сетью передается по VPN-туннелю, формируемому оборудованием Contivity.
Остается добавить, что все протестированные решения успешно формировали защищенные соединения для передачи потоков VoIP через маршрутизаторы фирмы Cisco.
Проблемы конфигурации
Нас интересовали дополнительные телефонные функции, уровень интеграции отдельных компонентов, настройка и мониторинг соединений с удаленными пользователями. Несмотря на определенные различия между решениями разных поставщиков, в целом они получили одинаковые оценки.
Применительно к продуктам Alcatel удаленная конфигурация с аппаратными телефонами не тестировалась, хотя производитель поддерживает комбинацию их аппаратной и программной реализации. Вызванное этим снижение баллов было полностью скомпенсировано превосходными помощниками настройки конфигурации программного телефона, которые позволяют достичь оптимального качества воспроизведения голоса.
Возможности настройки программного телефона Avaya также оказались выше всяких похвал. Администратор и удаленный пользователь могут легко изменить используемые вокодеры и даже задать уровни принимаемого и передаваемого сигналов. Пользователю предоставлена возможность «привязать» программный телефон к обычному домашнему, сотовому и аппаратному IP-телефону. Кроме того, он может загрузить из программного телефона некоторые простейшие данные, относящиеся к качеству сервиса (QoS).
Компания Cisco недавно обновила структуру своего программного телефона, перейдя от предыдущей версии ПО на базе интерфейса TAPI к новому коду, который обеспечивает непосредственное взаимодействие с сетью при помощи протокола управления вызовами SCCP. Тем не менее пользователю предстоит выполнить некоторые настройки, поскольку качество воспроизведения голоса, обеспечиваемое данным продуктом, оставляет желать лучшего.
А вот производительность аппаратного IP-телефона по-прежнему на высоте. Предлагаемые компанией богатые функции в области сетевой безопасности, управления полосой пропускания и качеством сервиса намного превосходят возможности конкурирующих продуктов. Правда, за такое разнообразие приходится расплачиваться необходимостью управлять множеством компонентов, используя для этого массу разных интерфейсов.
Прекрасно структурированное ПО компании Nortel включает в себя видеокодек. Полоса пропускания, необходимая для передачи видео, находится в диапазоне от 40 до 80 Кбит/с. Отличное качество воспроизведения голоса, обеспечиваемое программным телефоном, в принципе, позволяет обойтись без аппаратной версии, но последняя поднимает качество еще выше.
Как уже отмечалось, фирма Mitel не предоставила в наше распоряжение программный телефон, но последний входит в состав одной из версий ПО Your Assistant. К достоинствам решения данного производителя следует отнести наличие компактного Windows-приложения Teleworker Network Analyzer, которое администратор может разослать удаленным пользователям по электронной почте. Простая в установке программа имитирует VoIP-сеанс с корпоративной сетью, после чего выводит на экран информацию о QoS и параметрах установленного соединения.
Резюме
Любому из ведущих производителей IP-УАТС сегодня есть что предложить удаленным пользователям систем пакетной телефонии. Однако такие решения сильно различаются по аппаратным средствам и конфигурации, набору функций, качеству воспроизведения голоса и цене. Среди программных телефонов наивысшее качество продемонстрировала разработка Nortel, вслед за ней шли продукты Avaya, Alcatel и Cisco. Качество работы аппаратных телефонов в целом оказалось заметно более высоким и устойчивым, но и здесь обнаружились существенные различия между двумя разновидностями вокодеров, а также двумя моделями аппаратных IP-телефонов производства Avaya.
Компании Avaya и Cisco для установки на удаленном рабочем месте предлагают специальное многопортовое устройство, поддерживающее VPN, тогда как Nortel и Mitel реализовали клиентское VPN-приложение для обычного ПК. Так или иначе, все участники тестирования для защиты соединений VoIP между удаленными рабочими местами и корпоративной сетью реализовали поддержку VPN-туннелей.
Вскоре организации смогут по достоинству оценить пользу от новых приложений и функций в области конференц-связи и коллективной работы, которые стали доступны удаленным пользователям благодаря появлению IP-телефонии. На сегодняшний день наиболее зрелые средства повышения продуктивности и расширения функциональной среды удаленных пользователей реализовала корпорация Nortel. Впрочем, не приходится сомневаться, что ее конкуренты недолго будут оставаться позади.
Процедура тестирования
Коэффициенты ослабления всех вызовов VoIP, которые генерировались в ходе тестирования, были строго одинаковыми. Основываясь на результатах продолжающегося исследования условий QoS во Всемирной сети, наш «Internet-профиль» для передачи трафика в каждом направлении предполагал наличие 100-мс задержки, 20-мс неравномерности задержки и однопроцентной доли потерянных пакетов при всплесках трафика, когда восемь пакетов поступали в сеть одновременно. В реальной Internet доля отбрасываемых пакетов изменяется непредсказуемым образом, но выбранное значение 1% довольно характерно для Сети. К тому же потери имеют место при резком возрастании интенсивности трафика, которое обычно сопровождается перегрузкой интерфейсов маршрутизаторов.
В тестовой сети для подключения удаленного рабочего места использовалось двунаправленное соединение с пропускной способностью Т1, что примерно соответствует параметрам линии доступа DSL. Впрочем, даже при самых неблагоприятных условиях (когда в сети, помимо соединения VoIP, внутри VPN-туннеля, сформированного при помощи оборудования Nortel, был запущен сеанс видеоконференц-связи) суммарная задействованная полоса пропускания не превышала 200 Кбит/с в каждом направлении.
Инженеры, проводившие тестирование, участвовали в каждом сеансе голосовой связи — обычно в роли удаленного пользователя, но часто и в качестве сотрудников воображаемой штаб-квартиры компании. Это позволяло убедиться, что качество голоса одинаково на обоих концах соединения VoIP. На основании величины задержки, чистоты воспроизведения голоса и уровня шумов каждое соединение оценивалось по четырехбалльной шкале. Если апеллировать к традиционному рейтингу MOS (Mean-Opinion-Score), то оценка «отлично» соответствовала значениям MOS 4.0 и выше, «хорошо» — диапазону значений от 3,5 до 3,99, «удовлетворительно» — от 3,0 до 3,49, «плохо» — менее 3,0.
Для достижения равенства условий тестирования все программные телефоны были запущены на одном и том же высокопроизводительном ноутбуке производства Compaq/HP, функционировавшем под управлением Windows XP. При этом для работы с такими телефонами использовалась относительно дешевая гарнитура компании Plantronics, подключенная к аудиовыходу на звуковой карте ноутбука. Известно, что подобная конфигурация вносит в передачу звукового трафика дополнительную задержку (по сравнению с использованием более дорогих аксессуаров, работающих через порт USB). Однако важно отметить, что эта конфигурация была одинаковой для всех продуктов. Представители некоторых компаний сообщили, что для повышения качества воспроизведения голоса они настоятельно рекомендуют использовать телефонную гарнитуру, подключаемую к порту USB.
Удаленных пользователей систем IP-телефонии в первую очередь интересует повышение продуктивности работы, ликвидации «психологической дистанции» плюс возможность активного взаимодействия с находящимися в офисе сотрудниками