Поставщики оборудования и ПО для операторских сетей в один голос говорят о конвергенции, а другими словами, о том, что их продукты поддерживают разные типы услуг. Однако для вывода сервиса на рынок недостаточно технической возможности сети — нужно еще тарифицировать события или потребляемый трафик.
Этим по идее должны заниматься биллинговые системы, но они не всегда одинаково эффективно обсчитывают услуги и работают с различным оборудованием. Для выполнения своих задач они вынуждены опираться на такой элемент информационной системы, как модуль предбиллинга, или Mediation Device.
Промежуточный слой
Разработчики биллинговых систем стремятся сделать их максимально универсальными, чтобы они могли учитывать любой потребляемый абонентом ресурс. Такие решения не могут обойтись в работе без дополнительной программной «прослойки» — модуля предбиллинга, который получает данные от телекоммуникационных устройств и преобразовывает их в учетные единицы, «понятные» биллинговой системе. В большинстве случаев он также получает сигналы управления от биллинговой системы и конвертирует их в команды настройки сетевого оборудования.
Предбиллинг является необходимым элементом информационной системы оператора мультисервисных услуг, поскольку позволяет единому тарификатору обсчитывать самые разные сервисы без непосредственного взаимодействия с сетевым оборудованием. Благодаря предбиллингу оператор «не привязан» к продуктам одного производителя оборудования или ПО, что при переходе к мультисервисной модели бизнеса играет очень существенную роль.
Практически во всех современных биллинговых системах есть компоненты, которые выполняют функции предбиллинга. Однако зачастую они не поставляются отдельно от платформы биллинга. Фактически такое решение является средством интеграции биллинговой системы с различным оборудованием, используемым для оказания услуг клиентам.
Предбиллинг глазами производителя…
Чтобы Mediation Device как отдельный продукт был востребован операторами, он должен иметь следующую функциональность.
1. Унификация протоколов и форматов. Под этим подразумевается способность работать с оборудованием разных производителей и унифицировать потоки учетной и командной информации, чтобы ими могли пользоваться любые биллинговые системы. Унифицированная запись о тарифицируемом событии должна содержать максимум информации, необходимой для биллинга.
2. Поддержка «экзотики». Коль скоро предбиллинг обеспечивает интеграцию оборудования и информационной системы, такие продукты должны уметь настраиваться на «кустарные» биллинговые системы, самодельные программные серверы доступа и маршрутизаторы под управлением Linux. Подобных нестандартных решений в России достаточно много: по некоторым данным, около 80% операторов пользуются собственными системами тарификации услуг и не хотят их менять.
3. Гибкость конфигурации. Продукт должен быть максимально гибким, чтобы можно было строить распределенные архитектуры, максимально приближая модули к месту установки оборудования и распределяя нагрузку на них. Было бы неплохо, если бы производитель предоставлял оператору всю необходимую информацию и интерфейсы для дальнейшей доработки и оптимизации его продукта.
4. Наличие готовых профилей. Желательно, чтобы модуль предбиллинга уже имел множество профилей для оборудования различных производителей, таких как Cisco, Nortel, Avaya, Huawei или Allied Telesyn. Приветствуется и наличие набора профилей для наиболее распространенных биллинговых систем. Важно, чтобы уже поддерживаемое оборудование или биллинговую систему можно было добавлять бесплатно в рамках технической поддержки.
5. Фильтрация «мусора». На модуль предбиллинга следует также возложить обязанность фильтрации сообщений, лишних для процесса тарификации. Например, сети традиционной телефонии зачастую пропускают поток транзитного трафика, который, хоть и обрабатывается сетевым оборудованием, самому оператору не принадлежит. Сообщения о нем могут «засорять» биллинговую систему, поэтому их нужно отсекать еще на этапе предбиллинга или перенаправлять в другую учетную систему.
6. Агрегация сообщений о событиях. Это свойство актуально для систем передачи данных, где тарификация идет по объему, а обсчитывать каждый проходящий IP-пакет весьма накладно. Модуль предбиллинга должен аккумулировать в себе всю информацию и пересылать ее в биллинговую систему, например, раз в день. Агрегация может быть разделена по сегментам сети: может учитываться по отдельности трафик домовой сети, выделенных серверов, российского и зарубежного Internet.
В общем, модуль предбиллинга призван снять значительную часть нагрузки с биллинговой системы, агрегируя записи, фильтруя ненужные сообщения, размечая данные по зонам (сегментам). Он дает биллинговой системе возможность заниматься только учетом ресурсов пользователей. Задача предбиллинга — максимально упростить процессы тарификации и выставления счетов.
...и глазами потребителя
Большинство действующих в нашей стране биллинговых систем разрабатывались под задачи конкретного оператора — мобильного, традиционного или Internet-провайдера — и только потом стали адаптироваться под нужды конвергентных сетей. Это связано с профессиональным опытом разработчиков таких систем и требованиями их постоянных клиентов. Поэтому реализованные в них свойства имеют определенные ограничения.
Например, биллинговое решение, которое прекрасно «справляется» с 200 тыс. абонентов традиционной телефонии, может не совладать с трафиком 5 тыс. пользователей коммутируемого доступа, поскольку в последнем случае нужна очень оперативная реакция системы. Кроме того, одна и та же услуга, в частности подключение к Internet, по-разному организована у операторов мобильной связи, владельцев домашней сети и узла радиодоступа.
Даже системы тарификации и учета тех операторов, которые занимаются предоставлением конвергентных услуг, имеют определенную «специализацию». В зависимости от приоритетных направлений бизнеса выбирается решение, наилучшим образом зарекомендовавшее себя в соответствующей области, но оснащенное дополнительными функциями. С помощью модулей предбиллинга можно оперативно подправить большинство «перекосов» уже установленных биллинговых систем, если они выявились уже после внедрения или неудачной попытки организации новой услуги.
Если оператору требуется расширить ассортимент предоставляемых услуг, то в некоторых случаях это можно сделать на базе уже используемого оборудования с помощью настройки предбиллинга. Правда, для изменения режимов оборудования обычно нужно получить дополнительную информацию от производителя. В этом случае оператору способны помочь поставщики модулей предбиллинга: став партнерами производителя, они включают в свои продукты необходимые наборы профилей. Без устройств Mediation Device для запуска новой услуги, возможно, пришлось бы покупать отдельную платформу тарификации.
В России существует еще одна особенность рынка предбиллинга. Установка рекомендованной «сверху» биллинговой системы на предприятиях электросвязи холдинга «Связьинвест» лишает их маневра в выборе поставщика оборудования. А как быть, если какое-то оборудование было инсталлировано до выхода этого распоряжения и «рекомендованная» биллинговая система не поддерживает его работу? Предбиллинговая «прослойка» позволяет решать такие проблемы.
Модули предбиллинга могут пригодиться небольшим предприятиям, оказывающим услуги связи: переговорным пунктам, Internet-кафе и даже гостиницам. Они также нуждаются в биллинговой системе, работающей в режиме реального времени с тем оборудованием, которое есть под рукой, да еще и обсчитывающей всевозможные сервисы — от IP-телефонии до аренды компьютерного времени. Важно, чтобы биллинговая система была не дороже обслуживаемых ею устройств. Поэтому в такой системе не должно быть ничего лишнего — достаточно тарификатора, подсистемы выставления счетов и модуля предбиллинга, связывающего ее с инфраструктурным оборудованием.
Предбиллинг полезен и производителю оборудования, перед которыми часто встает задача быстрой состыковки его продуктов с уже имеющейся у оператора биллинговой системой. И если большинство биллинговых продуктов умеет работать с оборудованием Cisco, то стыковка с устройствами малоизвестных производителей часто вызывает проблемы. Для выхода на российский рынок любому производителю логично заручиться поддержкой отечественного разработчика модулей предбиллинга, что позволит в несколько раз ускорить внедрение его решений у операторов связи.
Недорогая, эффективная и легконастраиваемая система предбиллинга обеспечивает оптимизацию бизнеса оператора, постепенное развитие его сети и внедрение современных сервисов. В общем, именно предбиллинг помогает телекоммуникационным провайдерам оперативно развертывать мультисервисные службы на новой технологической базе.
Российские системы предбиллинга
В России известны несколько разработчиков приложений операционной поддержки (OSS), которые поставляют Mediation Device, как отдельный продукт. Ниже мы приводим краткие описания некоторых из них. Все перечисленные продукты имеют системы хранения необработанных статистических данных с резервным копированием, интерфейсы для генераторов отчетов и характеризуются модульным принципом построения. Хотя эти продукты предбиллинга предназначены для операторов конвергентных сетей, каждый из них все-таки имеет некоторый «уклон» в одну из трех областей применения: передача данных, мобильная связь и традиционная телефония. В решениях MD для сетей передачи данных реализован полный спектр функционала; мобильный предбиллинг, как правило, разделен на две части — сбор статистики и управление услугами, а в продуктах предбиллинга для традиционной телефонии функции управления отсутствуют вообще.
«Тизона-М» (компания «Кварта Телеком»). Это решение предназначено, в первую очередь для операторов услуг передачи данных. Его особенностями является распределенная архитектура, работа на нескольких платформах (Windows, Solaris, FreeBSD и Linux) и отказоустойчивость. «Тизона-М» может работать с различными АСР и управлять оборудованием Cisco, Huawai, Lucent, Allied Telesyn и даже некоторыми программными коммутаторами. Стоимость установки в минимальной конфигурации равна примерно 2 тыс. долл.
TelMD (компания Mediatel). Этот продукт предназначен в основном для операторов передачи данных, хотя и может работать и с АТС. Система занимается сбором данных, их конвертацией в требуемый формат и фильтрацией исходных файлов, а также администрированием оборудования. В TelMD встроена система обработки аварийных ситуаций, которая позволяет быстро локализовать возникающие проблемы.
CBOSSmd (aссоциация CBOSS). Семейство продуктов CBOSSmd предназначено главным образом для операторов мобильной связи. Продукт логически разделен на две части: mdCDR — модуль сбора информации и загрузки ее в БД АСР и mdDrive, которая занимается конвертированием команд по управлению сетевым оборудованием. Система работает только под управлением ОС Windows NT.
Mediation Device (компания «Атлант-Информ»). Этот продукт предназначен для работы в сетях мобильной телефонии и призван улучшить качество обработки трафика, обеспечить управление услугами и упростить масштабируемость информационных систем. Решение от «Атлант-Информ» также разделено на две части: блок «Трафик», занимающийся обработкой CDR, и блок «Управления услугами», выполняющий функции управления телекоммуникационным оборудованием. Mediation Device поддерживает работу коммутаторов Ericsson, Alcatel, Italtel, prepaid-системы Comverse и системы абонентского сервиса «Беркут».
Fastcom Mediation (компания «Фастком»). Продукт ориентирован на нужды традиционных телефонных операторов, поскольку его основная задача — сбор, обработка и выдача данных о соединениях. Система аккумулирует у себя все сообщения от коммутационных устройств, а затем распределяет необходимые данные в биллинг, системы мониторинга, анализа и взаиморасчетов, в юридическую службу и СОРМ. Этот предбиллинг является, по сути, коллектором сообщений, но в нем практически отсутствует модуль управления устройствами.
«Предбиллинг» (компания «Амфител»). Эта разработка предназначена для сетей традиционной телефонии. В ней нет модулей управления устройствами, зато очень много функций по анализу и логическому контролю собираемой статистики о тарифицируемых событиях. В то же время в системе хранится избыточная информация: номерная емкость коммутаторов, данные о маршрутизации звонков и др.