«КОНВЕРГЕНЦИЯ» стала одним из самых модных слов в 90-е годы прошлого века. Вспомните эмоциональные замечания специалистов о том, что именно конвергенция возвестит новую эру компьютеризации и телекоммуникаций в следующем тысячелетии.

И что же? Они оказались правы. Конвергенция — уже не лозунг, а фундаментальная концепция интеграции речи, данных и видео при использовании разнообразных конечных устройств и типов доступа, которая спокойно и уверенно набирает силу. Некоторые тенденции последнего времени свидетельствуют, что ИТ-руководители должны уделять больше внимания технологиям конвергенции. Отметим только некоторые из них.

1. Как никогда много компаний поддерживают работу удаленных сотрудников. Согласно недавним исследованиям Nemertes Research, примерно 65% служащих периодически работают за пределами офиса и соединяются с ним не по выделенным линиям, а посредством IP- или беспроводной связи.

2. Почти все крупнейшие провайдеры кабельной связи в США объявили о планах широкого развертывания услуг IP-телефонии.

3. Число «горячих» точек беспроводного доступа Wi-Fi растет быстрее, чем предполагалось. Темпы их развертывания в общественных местах превосходят все ожидания.

4. Появляются инфраструктурно независимые провайдеры услуг. Компании типа Gric Communications, Fiberlink, iPass и Megapath Networks продолжают набирать обороты в обслуживании удаленных офисов и филиалов предприятий с помощью целого спектра технологий локального доступа.

5. Телефонные номера становятся виртуальными. При наличии возможности переноса номеров в беспроводные сети они теперь ассоциируются с пользователями, а не с устройствами или определенными местами.

ИТ-специалистам следует учитывать эти тенденции при выборе телекоммуникационных решений. Например, можно отказаться от выплаты миллионов долларов телефонным компаниям за оказание голосовых услуг, подумав о сервисах инфраструктурно независимых провайдеров или об интеграторских проектах. Можно пересмотреть расценки на беспроводные услуги ввиду переносимости номеров. А организации, расположенные в относительно новых офисных зданиях, могут обратиться к провайдерам кабельной связи вместо телефонных фирм. Но все это — только верхушка айсберга. Надо определить, как ваша организация будет работать в новых условиях, когда приложения позволяют передавать речь и видео, а стандартным устройством конечного пользователя является не настольный, портативный или даже карманный компьютер, а беспроводной телефон.

Интересно, что организации здравоохранения оказались на переднем крае переоценки ценностей. К ним постоянно поступают денежные потоки, и они просто обязаны улучшать обслуживание пациентов, поэтому такие организации ищут и находят новаторские пути внедрения технологий конвергенции.

Джона Джонсон (johna@nemertes.com),президент и главный научный сотрудник Nemertes Research