Новый игрок на рынке мобильных телефонов надеется потеснить признанных фаворитов

Южнокорейская компания Pantech, известная как производитель сотовых телефонов под маркой и по технологии крупнейших вендоров, таких как Motorola, решила выйти на российский рынок под собственным именем. По плану руководства Pantech к концу 2004 года мобильные трубки с оригинальным лейблом должны завоевать сердца 3% российских абонентов сотовой связи, а в течение ближайших трех лет — занять десятую часть нашего рынка. Это больше, чем сегодня имеют, согласно оценкам Mobile Research Group, компании Sony Ericsson (7%), LG и Alcatel (по 5%) и ненамного меньше доли Samsung и Siemens (по 16%).

Безусловно, у многих пользователей возникнет резонное желание поближе познакомиться как с продукцией нового игрока, так и с предысторией его выхода на российский рынок. Начнем с того, что Pantech считается в Южной Корее ведущим мировым производителем мобильных телефонов. К использованию слова «ведущий» в корпоративных пресс-релизах мы давно привыкли, но в этом случае суть дела все же стоит пояснить.

В 1991 году компания Pantech появилась на свет как производитель пейджеров. С этим продуктом она быстро выбилась в лидеры Южной Кореи и других стран Юго-Восточной Азии. Следующим шагом стало освоение технологии мобильной связи стандарта CDMA. В 2000-м году производитель начал экспортировать телефоны CDMA в зарубежные страны. Наконец, в 2001 году он приступил к выпуску сотовых аппаратов стандарта GSM.

ЭТИ четыре модели станут первыми ласточками предстоящего наступления Pantech на российский рынок

В ноябре 2002 года состоялось поглощение компанией Pantech другого производителя мобильных трубок, Hyundai Curitel — одного из подразделений многопрофильного концерна Hyundai. На сегодняшний день Pantech вышла на третье место в Южной Корее по объему поставляемой продукции (15% местного рынка сотовых телефонов), «пристроившись» за корпорациями Samsung (50%) и LG (20%). В сегменте телефонов, оснащенных фотокамерой, Pantech занимает почетное второе место (22% рынка), пропустив вперед лишь Samsung.

После стремительного роста доходов Pantech в 2002 году (546 млн долл. против 322 млн долл. в 2001 году) за год минувший темпы роста компании заметно снизились, а объем ее продаж достиг лишь 600 млн долл. Это означает, что она растет вместе с мировым рынком, и об увеличении ее доли сейчас говорить не приходится. Тем не менее помимо двух действующих заводов в Южной Корее, производственная мощность которых превышает 1 млн аппаратов в месяц, Pantech планирует запустить совместное корейско-китайское предприятие с проектной мощностью 10 млн единиц изделий в год.

К чему все эти выкладки? А к тому, что если бы все заводы Pantech начали работать в полную силу, южнокорейская компания попала бы в первую десятку мировых производителей сотовых телефонов (примерно 4,5% общемирового объема продаж в 2003 году). В пользу возможностей светлого будущего Pantech свидетельствует и то, что одним из основных акционеров этого производителя является корпорация Motorola (17% акций), которая считает рынок мобильной связи стратегически важным направлением своей деятельности. Кроме того, южнокорейский вендор располагает собственным R&D-центром, способным генерировать десятки новых промышленных моделей телефонов в год.

Единственной, но далеко не простой проблемой на пути к заявленным целям остается достижение популярности торговой марки Pantech. Допустим, в рейтинге корейских пользователей она уверенно удерживает третье место, но какое место Pantech занимает в России — даже не берусь судить. А ведь если фирма хочет завоевать массовый рынок, ей нужны годы профессиональной рекламной раскрутки или же нестандартные продуктовые предложения.

Масштабная рекламная кампания началась совсем недавно: сразу после московской презентации Pantech стартовали рекламные ролики на ТВ, а уличные щиты запестрели изображениями ее телефонов. Должен пройти еще как минимум год, чтобы у широкой пользовательской аудитории возник эффект узнаваемости новой марки.

Особой оригинальностью представленные модели Q80, G300 и G500 не отличаются. Можно отметить довольно удобный дизайн клавиатуры и дисплея, привычный формфактор «раскладушки» и наличие уже ставшей обыденностью встроенной фотокамеры. Но модели с такими же свойствами есть и в арсенале Samsung и Siemens, поэтому вопрос потребительского предпочтения может решиться только за счет меньшей цены не столь известной марки.

Здесь-то и вступает в дело межкорпоративная солидарность. Президент Pantech Санг Кю Ли утверждает, что стоимость моделей G500/300, относящихся к средневысокой категории, должна быть не ниже, чем у подобных же телефонов Samsung (по неофициальным данным, это свыше 400 долл.). Разумеется, основными конкурентами на российском рынке руководство Pantech считает европейские, но никак не южнокорейские марки. Что получится из такого неравного противостояния, покажет время.