Российская фирма «Аэрофлот» переживает хорошие времена. В соответствии с оценкой европейской ассоциации перевозчиков, по итогам 2003 года она стала одним из лидеров среди европейских авиакомпаний.
В начале февраля на заседании совета директоров «Аэрофлота» была названа чистая прибыль за прошлый год, которая составила 113 млн долл.
Бюджетные затраты «Аэрофлота» на информационные технологии достигли в 2003 году примерно 34—35 млн долл. Об этом сообщил директор департамента ИТ и связи, заместитель генерального директора ОАО «Аэрофлот» Сергей Кирюшин. Он отказался обнародовать размеры средств, потраченных фирмой на развитие отдельных проектов в области высоких технологий, но заявил, что в минувшем году она развивала техническую инфраструктуру, создавала сети передачи данных и внедряла ряд стратегически важных систем управления, таких как Sabre и SAP R3.
СЕРГЕЙ КИРЮШИН: «Большая часть преобразований в ?Аэрофлоте? — дань новой стратегии развития компании» |
Большая часть сегодняшних преобразований в «Аэрофлоте» — дань новой стратегии развития компании, нацеленной на улучшение качества обслуживания пассажиров. В ее русле реализуются и некоторые технологические нововведения, повышающие комфорт пассажиров во время рейса.
Сергей Кирюшин подчеркнул, что интенсивный рост информационной инфраструктуры и приложений обусловил необходимость в координации развития ИТ в «Аэрофлоте». Для решения этой проблемы были привлечены специалисты фирмы Accenture. После исследований, проведенных независимыми консультантами, «Аэрофлот» определил несколько основополагающих направлений своей деятельности в сфере ИТ на 2004 год. Кирюшин отметил, что в ближайших планах — создание единого информационного пространства, концентрация серверного оборудования в центрах обработки данных, модернизация локальных сетей и телефонии, развитие программно-аппаратного оснащения пользовательских мест. В числе основных инфраструктурных проектов текущего года — внедрение системы, позволяющей централизованно управлять конфигурациями рабочих станций и правами пользователей.
Руководство «Аэрофлота» надеется реализовать проект создания системы контроля и мониторинга оборудования, сетей и ПО компании. Кроме того, предполагается интегрировать информационные приложения и усилить меры по обеспечению безопасности данных. В этой области «Аэрофлот» намерен сотрудничать с НТЦ «Атлас»: в рамках совместного проекта намечено повысить уровень защиты системы бронирования авиабилетов «Габриель».
В отношении проектов коммерческого блока особое внимание руководства авиакомпании сконцентрировано на переводе систем AirMax и AirPrice в режим удаленного хостинга. Данные решения позволяют рассчитывать тарифы и прибыль, формируя при этом свыше 60 стандартных отчетов. «Аэрофлот» намерен наконец-то заняться внедрением системы автоматической регистрации пассажиров в аэропортах РФ. Сейчас во многих городах России регистрация проводится «вручную», что, по мнению Сергея Кирюшина, создает проблемы с учетом потока авиапассажиров.
Российский авиаперевозчик решил предпринять ряд шагов и для ввода в эксплуатацию системы электронного бронирования билетов. Правда, директор департамента ИТ и связи «Аэрофлота» отметил, что такой проект наверняка станет долгосрочным, ибо его внедрению может помешать российское законодательство, испытывающее известную слабость к «бумаготворчеству». К тому же отечественная авиакомпания боится мошенников не меньше, чем иностранные фирмы, и не собирается в ближайшее время вводить оплату билетов по кредитным картам.
В текущем году «Аэрофлот» намерен внедрить систему складского учета на базе SAP R3 в авиатехническом центре, блоке техобслуживания и ремонта самолетов. На платформу SAP перейдут и подразделения бухгалтерии.
Для реализации ИТ-проектов компания использует как собственные силы, так и услуги внешних интеграторов. В частности, внедрением системы SAP и ее поддержкой занимается компания «Стерлинг Груп». Возможно, в 2004 году к реализации новых проектов, связанных с внедрением SAP, будут привлечены и другие российские интеграторы. В настоящий момент «Аэрофлот» напрямую сотрудничает с вендором при воплощении новых проектов.