В Санкт-Петербурге в коммерческом режиме эксплуатируются сразу несколько технологий мобильной передачи данных

Петербургские операторы мобильной связи относительно недавно приступили к коммерческой эксплуатации служб высокоскоростной (свыше 9,6 Кбит/с) передачи данных. И хотя по разным причинам массовыми эти услуги не стали, провайдеры уже готовятся к переходу на значительно большие скорости.

Передавать пакетные данные по мобильным сетям могут абоненты трех петербургских операторов стандарта GSM, которые предлагают свои услуги под марками «Би Лайн», «МегаФон» и МТС (дочернее предприятие — ОАО «Телеком XXI»). Эти операторы запустили в коммерческую эксплуатацию услуги высокоскоростной передачи данных на базе GPRS в 2003 году. «МегаФон» стартовал раньше всех — в апреле, а МТС и «Би Лайн» — в июле. Четвертый петербургский GSM-оператор, Tele2, за ними гнаться пока не намерен: он предпочитает специализироваться на голосовой связи.

Технология GPRS теоретически позволяет передавать данные со скоростью 171,2 Кбит/с, но реальные предложения петербургских операторов далеки от этой планки. «МегаФон» заявляет о предельном быстродействии своей сети 107,2 Кбит/с, а «Би Лайн» говорит о 57,6 Кбит/с. МТС предельную скорость передачи данных не указывает, предлагая взамен средний показатель по сети — 30—40 Кбит/с.

Большинство телефонов с поддержкой GPRS позволяют получать данные со скоростью до 53,6 Кбит/с, а передавать — с быстродействием до 13,4 Кбит/с. Поэтому по сетям GSM можно транспортировать данные примерно с той же скоростью, которая доступна пользователям, подключенным к Internet по модемному соединению (dial-up). По единодушному мнению представителей операторских компаний, она вполне приемлема для множества абонентов, ограничивающихся пересылкой электронной почты, незначительных объемов информации и доступом к WAP-ресурсам.

Однако не всех абонентов эти возможности удовлетворяют. Согласно сведениям фирмы «Дельта Телеком», которая предоставляет услуги под маркой СКАЙЛИНК, в Санкт-Петербурге довольно много «тяжелых» клиентов, нуждающихся в более высоких скоростях для передачи значительных объемов информации. «Дельта Телеком» является первым в России оператором мобильной связи стандарта CDMA-450 1X. Данная технология теоретически позволяет «разгоняться» до 153 Кбит/с, а средняя скорость доступа к Сети абонентов петербургского СКАЙЛИНК составляет, по словам пресс-секретаря ЗАО «Дельта Телеком» Кирилла Волошина, примерно 70—80 Кбит/с.

Узок круг

Операторы пока не склонны рапортовать о численности абонентов, активно использующих возможности скоростной передачи данных с помощью GPRS. В этой области услуг не наблюдаются ни массовый спрос, ни взрывной рост. Оценки GSM-операторов сводятся к тому, что около 10% абонентов хотя бы раз попробовали войти в Internet с помощью технологии пакетной передачи. Но большая часть «экспериментаторов» так и не превратились в активных пользователей высокоскоростных служб. Скорее всего, доля постоянных пользователей GPRS не превышает 3% от общей абонентской базы петербургских операторов GSM.

Если суммировать данные всех компаний, в Санкт-Петербурге имеется не более 2,5 млн абонентов сотовой связи. А значит, службами GPRS пока интересуются максимум 75 тыс. петербуржцев. В стандарте CDMA доля потребителей услуг передачи данных, вероятно, значительно выше, поскольку эта технология изначально ориентирована на «тяжелых» клиентов. «Сегодня сетью СКАЙЛИНК в Петербурге охвачены свыше 45 тыс. абонентов. Из них 57% активно используют возможности сотовой связи для решения задач, связанных с передачей данных, — от Web-серфинга и проверки электронной почты до организации мобильных корпоративных сетей», — рассказывает Кирилл Волошин.

Среди мобильных абонентов можно выделить две основные группы потенциальных пользователей услуг GPRS. В первую входят деловые люди и специалисты, для которых важен постоянный доступ в Internet при частых передвижениях по городу. Ко второй относится активная и, что очень важно, платежеспособная молодежь, которая предпочитает развлекательные ресурсы Сети.

Под нужды этих фокус-групп операторы даже придумывают специальные тарифные планы. Например, «МегаФон» разработал и запустил осенью прошлого года тариф «Онлайн.ru». Он не предусматривает голосовой связи вообще, но предоставляет возможность пользоваться всеми услугами связи на базе технологий GPRS и SMS.

Офисная мобилизация

В отдельную группу операторы выделяют корпоративных абонентов. Возможности скоростной передачи данных им нужны не только для доступа к ресурсам Internet и обмена информацией с партнерами и коллегами, но и для работы в собственных корпоративных сетях.

«Услуги передачи данных СКАЙЛИНК особенно интересны частным юристам, адвокатам, индивидуальным предпринимателям, чья корпоративная сеть состоит из трех-пяти компьютеров. Компании, имеющие специализированный документооборот (например, экспедиторские) и торговые фирмы с разветвленной сетью агентов, которым требуется мобильный доступ к базам данных в режиме реального времени, обычно заказывают комплексные решения у системных интеграторов», — говорит Кирилл Волошин из «Дельта Телеком», продвигающей совместно с софтверной компанией «АстроСофт» услугу «Мобильный Офис».

GSM-операторы также заинтересованы в привлечении этой категории абонентов. Например, «МегаФон» ввел для них специальные тарифы и создал службу по организации удаленного и мобильного доступа в сеть «GPRS Корпоративная сеть». Но пока этими услугами пользуются только фирмы, наиболее «продвинутые» в области внедрения информационных технологий.

Между тем СКАЙЛИНК привлек около 30 корпоративных клиентов, которые строят корпоративные системы мобильной передачи данных. Среди них — весьма известные в Санкт-Петербурге топливная компания «Балт-Трейд», сеть гипермаркетов «О?Кей», петербургское представительство Scania, клиника «Меди».

Услугой «GPRS Корпоративная сеть», которую недавно стал продвигать «МегаФон», пока заинтересовались лишь пять компаний, но в их число входят «Балтийский банк» и нефтехимический концерн Neste. Банк использует технологию GPRS для подключения банкоматов и систем продаж пластиковых карт в тех местах, где имеются трудности с кабельным подключением. А Neste применяет ее для поддержки специальных программ на своих АЗС.

«Мобильные ТелеСистемы» тоже намерены предложить корпоративным абонентам услугу доступа в компьютерные сети через GPRS, обеспечивающую высокую конфиденциальность передачи данных. И это только начало.

Когда у всех будут ноутбуки

Представители петербургских операторов говорят об огромном потенциале наращивания базы активных пользователей, прибегающих к услугам передачи данных по мобильным сетям. Перспективы роста они связывают в основном с внешними факторами.

«Потребность в мобильной передаче данных неразрывно связана с числом владельцев мобильных компьютеров, а оно постоянно растет, — утверждает пресс-секретарь петербургского филиала «Би Лайн GSM» Мария Баландина. — Ноутбуки перестали быть редкостью. Все больше людей приобретают PDA, коммуникаторы и телефоны, поддерживающие передачу данных».

Правда, телефонов, которые можно использовать для высокоскоростной передачи данных, «на руках» пока немного, а их стоимость достаточно высока. «По нашим приблизительным оценкам, обладатели терминалов с поддержкой GPRS составляют не более 40—45% от общего числа пользователей услуг мобильной связи», — утверждает Илья Нестор, начальник сектора развития услуг ОАО «Телеком XXI».

Абоненты сети СКАЙЛИНК до недавнего времени могли выбирать только из двух моделей телефонных аппаратов CDMA 450. Однако в нынешнем году ожидается появление сразу десятка моделей этого стандарта с типичными функциональными «наворотами», к которым уже привыкли GSM-пользователи.

По мнению представителей «МегаФона», главный резерв для роста служб GPRS — появление интересных и полезных дополнительных сервисов, основанных на высокоскоростном транспорте данных. Операторы мобильной связи ожидают расширения круга контент-провайдеров, которых в России на порядок меньше, чем в экономически развитых странах. Некоторые операторы сами внедряют дополнительные услуги, которые способствуют увеличению трафика данных. Это предоставление справочной информации, доступ к ресурсам, «привязанным» к местонахождению, а также к играм, мелодиям и картинкам. В данной области наибольшую активность демонстрирует «МегаФон». А «Дельта Телеком» делает упор на стимулирование деятельности контент-провайдеров.

Надежды на рост популярности услуг высокосортной передачи данных по мобильным сетям операторы связывают и с тем, что абоненты становятся технически «подкованными». Кроме того, повысить спрос может общая информированность пользователей о доступных сервисах.

Увы, не 24 часа

Несколько иное представление о причинах, сдерживающих спрос на новые технологии передачи данных, возникает после опроса пользователей. Конечно, очень соблазнительна идея полной мобильности и выхода в Internet там, где нет телефонных проводов (например, на даче). Однако пока очень многое в сервисах GPRS огорчает при первом же опыте знакомства с ними.

Прежде всего, качество и надежность связи при передаче данных с использованием технологий GPRS и CDMA не соответствуют уровню бизнес-услуг. «Уверен, что в городе можно найти несколько точек, где все очень быстро работает. Правда, не 24 часа в сутки и даже не 15 минут кряду — обязательно будут провалы, отключения и так далее», — говорит Сергей Арсентьев, директор по развитию компании «Эдукацентр». В городе есть зоны, в которых мобильный телефон работает прилично, а стабильная передача данных невозможна — по непонятным причинам. Да и скорость у всех операторов, как правило, несколько ниже обещанной: до уровня dial-up, который не назовешь высокоскоростным, она чаще всего не дотягивает.

Все это еще можно пережить. Все-таки услуга — относительно новая, а прогресс за прошедшие месяцы очевиден. Однако далеко не всем пользователям, пытающимся опробовать сервисы GPRS или CDMA, удается сделать необходимые настройки. Некоторые отказываются от выхода в Internet с ноутбука именно по этой причине. А если проблему и удается решить, возникает другое серьезное препятствие — высокая стоимость услуг. Конечно, у каждого оператора — свои тарифные особенности, но указанные проблемы характерны для всех.

Разница на порядок

Сравнивать расценки на такие услуги со стоимостью доступа по dial-up сложно, поскольку в одном случае тарифицируется время подключения к Internet, а в другом — объем переданной информации. Хотя существует возможность получать и некоторый объем «бесплатного» трафика (то есть такого, чья стоимость включена в абонентскую плату). А МТС пока практикует неограниченное пользование сетью GPRS при фиксированной сумме ежемесячных платежей.

Тарифных планов у сотовых операторов уже достаточно много. И сделать пересчет для прямого сравнения с расценками обычных Internet-провайдеров, предлагающих доступ по телефонным линиям, почти невозможно. Однако практика показывает, что и GPRS, и CDMA как минимум (при плохих телефонных линиях) в несколько раз дороже услуг dial-up. Чаще речь идет о разнице на порядок — в 10—12 раз. Таковы оценки активных пользователей.

«Удел GPRS/CDMA — ICQ и электронная почта. Причем чтобы реально пользоваться e-mail и не вылететь в трубу, надо иметь квалификацию на уровне начинающего администратора», — считает Дмитрий Пензин, администратор онлайнового проекта «Петербургский медиаклуб».

Футурологи пасуют

От прогнозов относительно изменений тарифной политики представители петербургских операторов сотовой связи пока воздерживаются. Поэтому можно сделать вывод, что в обозримом будущем существенного снижения цен не предвидится, а значит, главная проблема пользователей решена не будет.

Судя по всему, операторы мобильной связи перешли от периода тестовой эксплуатации, когда сервис GPRS был бесплатным или предлагался по символической цене, к этапу «снятия сливок». В целом они немного зарабатывают на высокоскоростной передаче данных и одновременно изучают спрос, чтобы принимать решения об инвестициях в развитие соответствующей инфраструктуры. «Для достижения устойчиво высоких скоростей передачи данных на базе GPRS требуется выделение отдельных частотных каналов, а значит, расширение емкости сетей. При отсутствии выделенных каналов приоритетным сервисом для нас является передача голоса», — подчеркнул Илья Нестор.

Определенные вложения в ускорение передачи данных операторы уже делают. В частности, «МегаФон» работает над внедрением технологии Wi-Fi, которая в некоторой степени является альтернативой GPRS, и уже развернул в Санкт-Петербурге тестовую зону сети третьего поколения. Максимальная скорость передачи данных в ней составит 400 Кбит/с.

Готов увеличить реальную скорость передачи данных и СКАЙЛИНК. «Мы можем задействовать вторую и третью несущие частоты (по 1,25 МГц каждая) в соответствии со стандартами EV-DO и/или EV-DV. Причем вторая несущая позволяет увеличить скорость передачи данных до 2,4 Мбит/с (Evolution Date Only), а третья — повысить быстродействие канала до 4,8 Мбит/с при одновременной поддержке голосового трафика (Evolution Date and Voice). Мы обязательно это сделаем, как только на такую производительность появится спрос», — говорит Кирилл Волошин.

Дать точные предсказания относительно ввода новых мощностей и изменения тарифов, вероятно, не готов ни один из специалистов, ведь конкурировать будут не только технологии GPRS и CDMA. В Санкт-Петербурге появляется множество зон общественного доступа по технологии Wi-Fi. Кроме того, компания ComSet строит WiMAX-сеть городского масштаба, которая позволит передавать данные на значительной территории со скоростью до 60 Мбит/с.