Компания «МТУ-Интел», которая совместно с МГТС реализует проект построения сети широкополосного доступа «Точка Ру», начала очередное наступление на рынок домашних пользователей Internet.

В ход снова пошли слоганы об уникальности предложения, которыми многие российские операторы уже не раз компрометировали свои в общем-то оправданные коммерческие инициативы. Но на сей раз обнародованные «МТУ-Интел» тарифы действительно сильно отличаются от более ранних предложений.

Новые тарифы на ADSL-доступ семейства «Стрим» призваны в буквальном смысле взорвать рынок домашних подключений к Internet. По мнению руководителей «МТУ-Интел», они стали сравнимы с уровнем цен, применяемых при межоператорских расчетах. Однако в любом случае эти тарифы рассчитаны на пользователей, которые не пожалеют выкладывать за удовольствие широкополосного подключения более 30 долл. в месяц. Именно в 30 долл. обойдется базовый платеж по минимальному тарифному плану «Стрим Стандарт», который обеспечит получение 1 Гбайт входящей информации. В случае превышения этого порога предусмотрен дополнительный платеж в размере 0,03 долл. за 1 Мбайт. Скорость передачи в нисходящем потоке при этом будет равна 1 Мбит/с.

Другой тариф этого семейства, «Стрим Актив», ориентирован на абонентов, чьи ежемесячные нужды в трафике исчисляются не менее чем в 2,3 Гбайт. Такой объем трафика стоит 63 долл., а каждый дополнительный мегабайт обойдется еще в 0,02 долл. Подписчикам этого тарифного плана обеспечивается скорость подключения 2 Мбит/с в нисходящем направлении.

Наконец, самым взыскательным частным клиентам предлагается тариф «Стрим Супер» с 5 Гбайт предоплаченного трафика. Стоимость услуги составляет 99 долл. в месяц, а превышение трафика тарифицируется из расчета всего 0,01 долл за 1 Мбайт. Пропускная способность ADSL-канала, гарантируемая оператором услуг, — 7,5 Мбит/с.

Возможно, сейчас рядовому пользователю Internet трудно представить, на какие повседневные нужды могут уйти 5 Гбайт входящего трафика. Правда, все зависит от образа жизни. Согласно статистике, 1 Гбайт — это примерно 300 музыкальных композиций формата MP3 или полтора видеофильма формата MP4. Если допустить, что пользователь ADSL-доступа — меломан или кинолюбитель, то даже этого ресурса окажется маловато. А приличная скорость линии, которая позволяет скачивать одну аудиокомпозицию за несколько секунд, станет еще дополнительным фактором, стимулирующим потребление услуг.

Вопрос востребованности нового предложения «МТУ-Интел» сводится к платежеспособному спросу населения. Тут нужно сделать одно маленькое отступление, вернувшись в ноябрь 2003 года (см. Сети, № 23, статья «Блажен, кто верует»). Тогда этот провайдер ровно на месяц запустил тарифный план «Офисный», адресованный в первую очередь бизнес-пользователям и сегменту SOHO. Самое любопытное, что в нем также фигурировали 5 Гбайт предоплаченного входящего трафика, но по цене 180 долл. Превышение лимита обходилось заказчику в 0,06 долл. за 1 Мбайт.

Если учесть условность границ между малым бизнесом и активным сегментом домашних пользователей, то получится, что ценовой прогресс налицо и оператор действительно совершил определенный прорыв в маркетинге своих услуг. Возможно, этому способствовала и здоровая критика в прессе прошлых инициатив «МТУ-Интел».

Как уже говорилось, и прежние коммерческие предложения «МТУ-Интел» были экономически оправданны. Раздражение общественности вызывала лишь рекламная шумиха, сопровождавшая введение любого нового тарифа, который был уникальным лишь в рамках бизнес-модели, широко распространенной среди отечественных провайдеров широкополосных услуг, но никак не в Европе.

«Коммерческая политика проекта «Точка Ру» базировалась на «коротких деньгах», — говорит генеральных директор «МТУ-Интел» Михаил Амарян. — А отсюда — жесткие сроки окупаемости проекта (три года) и четкая фокусировка на сегмент богатых пользователей. Только сейчас мы оказались подготовленными к выходу на рынок массовых услуг«.

По-моему, чистосердечное признание руководителя компании заслуживает похвалы и представляет собой большую ценность, чем весь рекламный шум и лозунги о сотнях тысяч домашних абонентов, которым суждено стать пользователями «Точки Ру». Во-первых, с таким количеством подключений могут возникнуть трудности технического характера, поскольку инженерам МГТС приходится предварительно измерять качество каждой абонентской линии и уж затем делать вывод о ее пригодности для предоставления услуги ADSL. Во-вторых, не совсем ясно, как отразится на скоростных характеристиках доступа тот факт, что в одном кабеле под ADSL-сервисы могут задействоваться сразу несколько телефонных пар. В-третьих, нынешний спрос на услуги «Точки Ру» пока не столь активен.

Начальник управления систем передачи данных ОАО МГТС Дмитрий Костачев сообщил, что на 1 января 2004 года городская телефонная сеть столицы располагала примерно 16 тыс. линий ADSL, из которых в ведение «МТУ-Интел» было передано 13—14 тыс. По другим сведениям, провайдер насчитывает около 10 тыс. корпоративных клиентов. Исходя из этих данных общее число домашних абонентов «Точки.Ру» не превышает 4 тыс. семей.

Основная масса частных пользователей высокоскоростного Internet-доступа сосредоточена в домовых сетях, в которых для построения внешней магистрали используются разные технологии, включая асимметричную DSL. Но этих абонентов нельзя причислить к категории «истинных» потребителей широкополосных услуг. Тем не менее руководство «МТУ-Интел» не теряет надежды обслуживать к концу года от 24 до 31 тыс. абонентских линий ADSL.