В рамках прошедшей в середине февраля международной выставки-конференции CSTB 2004 состоялось заседание секции «Мультисервисные сети».

Анонсированные темы выступлений были пусть не свежими, но актуальными, и это привлекло к мероприятию множество заинтересованных слушателей.

Открывая работу сектора, его председатель, директор департамента сетей передачи данных и Internet «Системы-Телеком» Николай Репин, говорил о перспективах развития мультисервисных сетей. По его словам, уже в недалеком будущем они станут неотъемлемым компонентом телекоммуникационной инфраструктуры. А поскольку мультисервисные сети подразумевают межсетевую конвергенцию, основное внимание должно быть сконцентрировано именно на конвергенции технологических платформ.

ИГОРЬ ПИКУЗО: «Услугами мультисервисной сети ?Комстар? пользуются клиенты элитных новостроек и офисов класса ?А?»

Игорь Пикузо, заместитель коммерческого директора «Комстар», согласился с мнением Репина. Он рассказал, каковы, в его представлении, потребности рынка телекоммуникаций: это создание единой информационной среды, снижение тарифов на междугородную и международную связь, увеличение объема данных в общем объеме трафика, обеспечение скоростей от 100 Мбит/с до 1 Гбит/с. Затем Пикузо поведал собравшимся, как его компания удовлетворяет такие потребности с помощью услуг на базе мультисервисной пакетной сети NGN.

Эта цифровая сеть протянулась на 2500 км и обслуживает более 9 тыс. клиентов. По словам Пикузо, ее основными преимуществами являются совместимость с международными стандартами, поддержка классов обслуживания (CoS) и управления качеством обслуживания (QoS), мультипротокольная поддержка транспортов IP/MPLS, Ethernet, ATM и Frame Relay, обеспечение сервисов VoIP, VPN, Video-on-Demand и т. д. Сеть «Комстар» поддерживает высокоскоростной доступ в Internet по оптическим каналам или по медным линиям xDSL (ADSL, VDSL, SHDSL). Ее услугами пользуются клиенты элитных новостроек и офисов класса «А» и «В» (таких, как «Москва-Сити», «Балчуг Плаза», «Берлинский дом»). Примечательно, что и другие операторы, предоставляющие пакетированные услуги (в частности, «МТУ-Информ»), сосредоточены на обслуживании преимущественно элитных комплексов.

Собственно говоря, с окончанием речи Игоря Пикузо планомерное течение сессии было нарушено. Сначала выяснилось, что не сможет выступить один из основных докладчиков — представитель корпорации «Дженерал Сателайт», который должен был рассказать об использовании IP-сетей для телевизионного вещания. Затем пришло известие об отмене выступления и представителя Alcatel, посвященного расширению спектра услуг для сетей широкополосного доступа на основе ADSL. От полного провала дискуссию спас разве что представитель «Комкор-ТВ», представивший проблему мультисервисных сетей с точки зрения кабельного оператора.

Алексей Леонтьев рассказал об использовании IP-технологий при построении гибридных кабельных сетей (HFC). Он подчеркнул, что основной задачей своей компании считает обеспечение доступа клиентов к полному набору услуг независимо от способа подключения. «Комкор-ТВ», владеющая кабельной сетью в ЦАО и районе Чертаново, планирует вскоре развернуть службы доступа в Internet, IP-телефонии и видео по требованию. Представитель «Комкор-ТВ» не скрывал, что IP-сеть обойдется дороже, чем инфраструктура аналогового телевещания, но быстро окупится за счет более широкого спектра возможностей и качества сервисов.

Эту же мысль развивал Виталий Агарев, начальник отдела мультисервисных сетей фирмы «В-Люкс». По его словам, строительство мультисервисной IP-сети обойдется на 15% дороже, чем создание сети аналогового вещания (в пересчете на один абонентский порт). Зато в первом случае существенно возрастет показатель ARPU оператора и прибыльность его бизнеса.

Подводя итоги работы секции, можно сказать, что ее цель (если таковая вообще имелась) достигнута не была. Из-за отсутствия половины докладчиков не удалось создать полную картину ключевого для телекоммуникационного рынка сегмента. Понятно, что финансовые и технологические трудности существуют. Также ясно, что эти проблемы вряд ли помешают операторам, если появится значительный спрос на мультисервисные услуги. А вопрос «что делать?» так и повис в воздухе, ожидая, очевидно, пресловутого ответа о необходимости «созревания» потребителя.