На последнем расширенном заседании коллегии Минсвязи России были рассмотрены итоги работы отрасли в 2003 году и определены текущие задачи.
Мероприятие состоялось в промежутке между нашумевшей отставкой правительства РФ и утверждением его нового состава. Но перипетии «большой политики» практически не повлияли на ход коллегиального собрания чиновников формально упраздненного ведомства.
Быстрее рыночных индексов
ЛЕОНИД РЕЙМАН: «Растущее число конфликтов в вопросах межсетевого взаимодействия операторов изрядно тормозит развитие всей отрасли» |
Как сообщалось в докладе бывшего главы бывшего же министерства Леонида Реймана, успешное развитие отечественной отрасли связи подтверждается динамичным ростом объема оказываемых услуг. Общий доход отрасли в 2003 году составил 387,4 млрд руб., что на 41,8% превышает показатель позапрошлого года. Объем услуг связи для населения вырос на 54,9%, составив 183,3 млрд руб. Доходы предприятий электросвязи достигли 359,1 млрд руб. Доля традиционных операторов (естественных монополистов) на рынке составила 40%, а альтернативных — 60%. Объем услуг почтовой связи за отчетный период вырос на 34,8%, достигнув 28,8 млрд долл.
В отрасли опережающими темпами росла капитализация ведущих отечественных компаний. Капитализация МРК «Связьинвеста» выросла в среднем на 20—25% при увеличении индекса РТС за год на 12%. Акции крупнейшего российского оператора мобильной связи МТС подорожали на 31,8%, а средний рост индекса акций на нью-йоркской бирже составил в прошлом году 5,1%. Акции альтернативного оператора фиксированной связи «Голден Телеком» поднялись в цене на 17,9%, при том что индекс Nasdaq подрос только на 3,8%.
По состоянию на конец 2003 года в России насчитывалось 95 тыс. сетей связи различного назначения. Значительное расширение и модернизация инфраструктурной составляющей отрасли — еще один показатель ее успешного развития. В прошлом году введены в эксплуатацию около 62 тыс. км кабельных и радиорелейных линий связи, 4 млн номеров АТС фиксированной связи, свыше 53 тыс. соединительных каналов междугородных и международных телефонных станций.
Доведя совокупную абонентскую базу сотовых операторов до 36,4 млн человек (проникновение услуг — 24,7%), Россия вышла на второе место в мире по темпам валового прироста рынка мобильной связи; пальму первенства она уступила только Китаю. Но по скорости привлечения новых мобильных подписчиков наша страна занимает первое место в мире. Впрочем, по мнению Реймана, в 2004 году отечественный рынок мобильной телефонии начнет терять динамику. Прогнозируется увеличение числа пользователей до 55—60 млн, но повторить двукратный рост, продемонстрированный в 2003 году, вряд ли возможно.
Рынок информационных технологий в 2003 году вырос на 20,3%. Парк эксплуатируемых вычислительных машин обновлен на 8,3%, а их общее количество превысило 13 млн штук (учитывая ПК домашних пользователей). Если в 2002 году плотность ПК в пересчете на душу населения составляла 8,4%, то к исходу 2003 года — 9 компьютеров на 100 человек. На четверть вырос объем услуг, оказываемых в российском сегменте Internet: без учета услуг провайдеров доступа он увеличился до 220 млн долл. По разным оценкам, от 12 до 14 млн россиян регулярно обращаются к ресурсам глобальной сети. При этом рост трафика в магистральных сетях Рунета в прошлом году составил 180%.
Нуждаются в неотложном решении
В своем докладе Леонид Рейман выделил ряд перспективных задач развития отрасли связи и информатизации. Так, поставлена цель ввести в строй в текущем году 4 млн фиксированных абонентских номеров, кардинально решив тем самым проблему очередей на подключение к ТфОП для льготных категорий граждан. Другая задача — повышение качества услуг. В ближайшие два года предполагается серьезно увеличить процент цифровизации зоновых сетей связи.
Помимо обеспечения высоких темпов ввода новых мощностей на местном уровне, для некоторых операторов актуальными являются задачи совершенствования топологии и увеличения пропускной способности магистральных сетей связи. Некоторые из них работают со значительной перегрузкой. В связи с этим в 2004 году планируется модернизация и расширение магистралей «Ростелекома», в том числе на участках Новосибирск — Хабаровск, Москва — Новосибирск, а также в сетях Южного и Уральского федеральных округов.
В области правого обеспечения деятельность министерства будет направлена на подготовку и своевременное предоставление правительству для рассмотрения проектов нормативно-правовых актов, необходимых для реализации принятого в 2003 году закона «О связи». Так, в конце 2004 года в нашей стране вступит в действие механизм оказания универсальной услуги. До реорганизации структуры правительства Министерство связи РФ сформировало специальную рабочую группу, в которую вошли российские и зарубежные консультанты, в том числе представители консалтинговых компаний, участвовавших в запуске аналогичных механизмов в Бразилии и ряде других стран. Из их рекомендаций сформируется материал для выработки оригинальной российской модели внедрения универсальной услуги.
Леонид Рейман обратил внимание на ряд обстоятельств, препятствующих развитию услуг электросвязи. В частности, пока недостаточно проработаны вопросы межсетевого взаимодействия и присоединения операторов к взаимоувязанной сети связи (ВСС) России. По словам Реймана, в прошлом году в министерство подано более 200 заявлений участников рынка, касающихся спорных вопросов межсетевого взаимодействия. Примерно 7% запросов связано с отключением от ТфОП, еще 30% — с разногласиями по поводу порядка пропускания трафика. Почти 17% конфликтов решались в судебном порядке. «В 2004 году Минсвязи планирует уделить вопросам межсетевого взаимодействия особое внимание, так как нарастающее число конфликтов изрядно тормозит развитие отрасли», — подчеркнул Рейман.
На ближайшие два года намечена реализация нового этапа тарифной реформы. В силу требований нового закона «О связи», а также в рамках политики устранения перекрестного субсидирования деятельности операторов предусматривается довести размеры тарифов на регулируемые услуги связи (кроме универсальных) до уровня экономически обоснованных затрат. Кроме того, будут заново определены размеры амортизации основных средств (при предельном 25-процентном расхождении с данными бухгалтерского учета) и величина нормативной прибыли при оказании телекоммуникационных услуг на основе ставки нормативной рентабельности.
Местные телефонные соединения пока будут оплачиваться с применением фиксированной абонентской платы либо повременной тарификации, по выбору абонента. При наличии у операторов технической возможности повременного учета соединений предусмотрено обязательное введение минимум трех тарифных планов, из которых потребители могут выбирать наиболее подходящие. А в 2007 году запланирован переход к регулированию тарифов на услуги связи по методу предельного ценообразования.