Как построить Internet-магазин? Если вы поручите создание соответствующего сайта независимой дизайн-студии, вам будет небезынтересно, как идет работа и за что вы платите.
«Движком» любого сайта, в том числе Internet-магазина, является программное ядро. Оно обеспечивает взаимодействие всех компонентов сайта, редакторского интерфейса, базы данных, платежных систем, модулей отображения HTML-кода, обработки запросов пользователей, форумов и гостевых книг. Фактически все свойства системы определяются именно программным ядром и заложенной в нем архитектурой, поэтому на его проектирование и разработку уходит максимум времени и денег.
Существуют некоторые стандартные требования к «движкам». Среди них можно выделить модульность и расширяемость, использование базы данных для хранения информации и простоту редакторского интерфейса.
Модульность и расширяемость означают, что программное ядро должно представлять собой набор программных интерфейсов (API), позволяющих различным модулям обмениваться информацией как друг с другом, так и с самим ядром. В хорошем «движке» алгоритмы и протоколы такого обмена описаны и формализованы. В этом случае дополнительные модули могут создаваться даже сторонними разработчиками. Под модулем обычно понимают набор элементов сайта, обеспечивающих реализацию той или иной функциональности.
Рис. 1. Редактирование каталогов товаров в системе Saitistika |
Использование базы данных для хранения информации оправданно в большинстве случаев, хотя БД не всегда должна быть очень мощной и производительной. Нужно иметь в виду, что далеко не каждая база данных распространяется бесплатно (пример — Oracle), и ее стоимость не всегда отражена в прайс-листах тиражируемых систем.
Зачастую Internet-магазин сам входит в качестве модуля в программный пакет для построения сайта, называемый Content Management System (CMS). Даже если программная система для создания электронного магазина продается отдельно, скорее всего, она имеет все характеристики CMS. Подобное структурное решение целесообразно, так как на сайтах магазинов содержатся и простые неструктурированные тексты, и статьи, и ленты новостей, и каталоги, и другие функциональные блоки, которые обязательно входят в состав контент-менеджера.
Сравнение CMS
На российском рынке предлагается множество CMS, позволяющих строить вполне сносные торговые точки в Internet. Рассмотрим, какие параметры продуктов данного класса стоит учитывать при выборе платформы для создания электронного магазина.
В первую очередь, следует оценить наличие функций, без которых невозможна работа любого торгового представительства в Internet. Поддерживает ли система регистрацию пользователей, корзину товаров, персонализацию сайта? Какие механизмы используются для установления и обновления цен товаров?
Далее, нужно обратить внимание на средства интеграции CMS с программными системами класса back-office, в частности — с программами складского учета и бухгалтерии. Следует понять, как обновляется товарная база магазина и оплачивается выбранный товар. Заранее нужно решить, с какими платежными системами будет интегрирован Internet-магазин, и узнать, поддерживаются ли они конкретной системой.
Покупая контент-менеджер, вы должны знать, какое дополнительное ПО потребуется для работы «движка». Бывает, что, купив продукт для создания магазина всего за 1 тыс. долл., пользователь потом вынужден приобретать стороннее ПО для его нормального функционирования (сервер Cold Fusion, базу данных Oracle, платформу Microsoft и т. д.) еще на 20 тыс. долл.
Рассмотрим свойства некоторых контент-менеджеров из числа доступных на российском рынке. Надо сказать, выбор достаточно велик: только отечественных разработок насчитывается несколько десятков, и это — не считая версии систем, создаваемые под конкретные заказы. Солидный список коммерческих систем CMS можно найти на сайте www.cmslist.ru.
«Интернет-магазин» от «РБКСофт»
Одним из самых серьезных решений является разработка компании «РБК Софт», которая так и называется — «Интернет-магазин». Это ПО разработано на базе собственного контент-менеджера и используется компанией для выполнения заказов на создание электронного магазина. Возможности ПО «Интернет-магазин» впечатляют:
- многоуровневый каталог товаров с возможностью классификации по нескольким признакам;
- модуль сравнения товаров на основе заданных характеристик;
- предоставление расширенной информации о товаре (например, сведений о комплектующих);
- возможность создания специальных предложений (объединение товаров в пакет, выбор сопутствующих товаров);
- интеграция с несколькими платежными системами;
- разделение прав доступа для редакторов, функция предварительного просмотра публикаций.
Стоимость продукта не указана, но не приходится сомневаться, что он является одним из самых дорогих в данном рыночном сегменте. «Интернет-магазин» основан на модульной архитектуре, позволяющей сторонним разработчикам дописывать собственные функциональные блоки. Система редактирования устроена так, что работать с ней могут даже непрофессиональные пользователи. Ядро магазина обеспечивает самостоятельную разработку компонентов. В качестве стороннего программного обеспечения (база данных, Web-сервер) могут применяться как платные, так и бесплатные продукты.
Saitistika и модуль eBusiness
Еще одна известная система для создания динамических Web-сайтов — Saitistika компании Individ. Она предназначена для построения Internet-представительств фирм разной сложности и направленности, в том числе электронных магазинов. Система имеет модульную структуру, включающую в себя большое количество подсистем (управления структурой и шаблонами, разграничения прав доступа, кэширования и статистики, поиска информации, встроенного документооборота, поддержки интерактивных сервисов), контентные модули (публикация новостей, буклетов, статей) и модули eBusiness, предназначенные для осуществления покупок через Internet.
Рис. 2. Панель администратора сайта Internet-магазина в «Системе управления сайтом 3.2 — Бизнес» от компании «Битрикс» |
Главной особенностью модулей eBusiness является возможность создания в рамках одной программной системы нескольких виртуальных магазинов. При этом они могут иметь общий рубрикатор, а один и тот же товар — размещаться в разных магазинах.
Предусмотрены функции обсуждения товаров и поиска объектов по заданным свойствам, поддержка механизма ключевых слов в описаниях продукции. Автоматически ведутся раздел «Новинки» и персональные истории покупателей с сохранением информации о сделанных заказах. Потребителям предлагаются сразу две пользовательские корзины, для каждой из которых отображается путь прохождения заказа. Расчеты с покупателями поддерживаются в нескольких валютах, при этом допускается настройка взаимных кросс-курсов.
В целом Saitistika — хорошо сбалансированный продуманный продукт. Из недостатков стоит отметить только то, что для его стабильной работы требуются значительные аппаратные ресурсы.
Расширяемый Dynasite
Классическим стало упоминание проектов в Рунете, выполненных с помощью CMS-системы компании «Рексофт» под названием Dynasite. В состав этого контент-менеджера входит и модуль электронной коммерции. Он поддерживает каталог товаров и прайс-листы, полноценную работу пользователя с корзиной заказов, оформление заказа и регистрацию покупателей. Возможно подключение Internet-магазина к любой платежной системе; по умолчанию таковой является Assist. Общее ядро позволяет подключать к сайту магазина другие модули, разработанные для платформы Dynasite.
Большинство запросов клиента можно удовлетворить за счет простой настройки соответствующих модулей стандартного компонента «Электронная коммерция». Архитектура решения позволяет подключить к сайту любую систему бухгалтерского или складского учета.
Стоимость стандартной конфигурации — примерно 3 тыс. долл. Из особых характеристик системы стоит выделить возможность ее эксплуатации в режиме аренды приложения. Среди недостатков Dynasite — необходимость установки такого стороннего ПО, как Cold Fusion, и достаточно высокие требования к аппаратному обеспечению (для обслуживания порядка 25 тыс. посетителей в день нужны три двухпроцессорные машины PIII-700).
Предусмотрен интерфейс разработчика (Dynasite SDK), позволяющий заказчикам внедрять в систему собственные функциональные модули.
Управление сайтом — это бизнес
Завершая обзор продуктов для построения электронного магазина, хотелось бы остановиться на особенностях системы «Битрикс», которую выпускает одноименная компания. В состав этого программного продукта входят 16 модулей разной функциональности (ядро, информационные блоки, торговый каталог и Internet-магазин, форумы, реклама, статистика, рассылка и др.).
Продукт «Управление сайтом 3.2 — Бизнес» включает в себя весь спектр модулей и предназначен для построения различных Web-представительств, в том числе Internet-магазинов. Не фиксируясь на привычных функциях систем электронной коммерции (регистрация, подписка, заказы, корзина, рейтинг товаров и т. д.), лишь отметим, что продукт способен формировать каталоги неограниченной глубины с перечнем товаров любого объема. Достижима интеграция Internet-магазина с некоторыми складскими и бухгалтерскими программами (поддерживающими формат CommerceXL), за счет чего сайт магазина легко стыкуется с продуктами «1С».
Еще одним интересным свойством системы является поддержка работы дилеров, причем для одной товарной позиции можно задать несколько вариантов цен. Есть система управления скидками. Предлагаются возможности организации документооборота и коллективной работы над информационным наполнением сайта, интеграции с разными платежными системами, установки внутренних курсов валют. Система умеет определять стоимость доставки товара и автоматически пересчитывать стоимость заказа в целом.
Сегодня «Управление сайтом 3.2 — Бизнес» является одной из ведущих программных систем, предназначенных для разработки корпоративных Web-сайтов и Internet-магазинов. Стоимость продукта с использованием БД MySQL — около 1700 долл. Перед покупкой системы разработчик предлагает ее протестировать, для чего можно скачать одну или несколько демоверсий.
Состояние рынка CMS
Несмотря на множество предложений, нельзя сказать, что рынок решений для организации Internet-магазинов полностью сформировался. Основная причина этого заключается в особенностях внедрения коробочных решений. В сущности, такое ПО не может быть законченным продуктом и является лишь инструментом для создания сайта или Internet-магазина. К производительности и функциональности ядра, логике программных интерфейсов и документации на систему всякий раз предъявляются особые требования.
Из-за разнообразия реализуемых проектов трудно выделить какие-либо стандартные требования к тиражируемым системам. Пожалуй, использовать все возможности большинства решений по силам только их создателям. Электронный магазин как программный продукт продается Web-студией вместе с заказанным у нее сайтом. Это — самая распространенная схема дистрибуции CMS, а через дилеров системы контент-менеджмента распространяются очень редко.
Для полноты картины стоит упомянуть и о сторонниках собственной разработки Internet-магазинов, которых совсем немало. Их аргументация достаточно проста.
Во-первых, покупая готовую систему для построения сайта, заказчик получает не только ее возможности, но и ограничения. С помощью коробочного решения нельзя сделать больше, чем запрограммировано ее создателями, а универсальных CMS не существует. Используемые в ядре технологии являются закрытыми, что осложняет разработку новых модулей и модификацию старых.
Во-вторых, для обслуживания тиражируемого продукта CMS приходится привлекать специалистов компании-разработчика или квалифицированных программистов. Разрабатывая же продукт под конкретную задачу, можно лучше продумать механизмы управления.
В-третьих, «плюсом» индивидуальных разработок является минимизация аппаратных средств, необходимых для функционирования системы — более простой и ориентированной на конкретные запросы клиента. А для работы универсальных коробочных версий CMS требуется один или несколько высокопроизводительных серверов.
Конечно, есть и очевидные «минусы» индивидуального подхода. Среди них — необходимость найма высокопрофессиональных специалистов, труд которых стоит довольно дорого.
Так что же делать?
Прежде всего, нужно проанализировать конкретную задачу и выяснить, насколько она стандартна и насколько подходят для ее решения схемы управления товарами и заказами. Вполне возможно, вас устроит какой-либо коробочный продукт. Если же ваши запросы отличны от типовых, ищите программистов, но помните, что создание программного ядра для Internet-магазина — ответственная задача. Выбор такого решения определит направление развития вашего бизнеса в Internet, его возможности и пределы.
Олег Бунин (vbob@aha.ru) — независимый автор