НА ПЕТЕРБУРГСКОМ телекоммуникационном рынке продолжается процесс консолидации: в конце февраля компания «ПетерСтар» купила Internet-провайдера «КомСет». Чуть раньше, в последнем квартале прошлого года, она приобрела 100% акций фирмы «Балтик Коммюникейшнз» (BCL).

Отметим, что BCL специализировалась преимущественно на обслуживании корпоративных клиентов (доступ в Internet, передача данных). Напротив, Internet-провайдер «КомСет» был ориентирован на предоставление услуг физическим лицам. Его доля в этом сегменте петербургского рынка составляла около 5%, а клиентская база — 12 тыс. активных пользователей. Такое число клиентов позволило «КомСет» войти в пятерку крупнейших Internet-провайдеров Северной столицы. В 2003 году выручка компании от основной деятельности составила около 1 млн долл. (для сравнения: годовой оборот «ПетерСтар» превышает 60 млн долл.).

Значительная клиентская база являлась самым ценным активом приобретенного провайдера. Теперь с учетом численности прежних абонентов «ПетерСтар» займет около 15% петербургского рынка услуг доступа в Сеть по коммутируемым каналам. Однако торговая марка «КомСет» сама по себе достаточно известна и имеет определенную стоимость, поэтому от нее решено не отказываться. «В наших планах — позиционировать «КомСет» как отдельную торговую марку, — сообщил Виктор Кореш, генеральный директор ЗАО «ПетерСтар». — При этом мы предоставим в распоряжение клиентов данного провайдера все имеющиеся у нас мощности, которые позволяют оказывать различные универсальные услуги». Скорее всего, будет унифицирована тарифная политика двух компаний. Соответствующее решение намечено принять после окончательного оформления сделки и ее одобрения антимонопольным комитетом.

ЗАО «КомСет» было образовано в феврале 1997 года. Помимо услуг dial-up компания специализировалась на предоставлении доступа в Internet по выделенным каналам и на услугах хостинга. Недавно она запустила в эксплуатацию несколько точек беспроводного доступа стандарта Wi-Fi и начала строительство транспортной сети для «хот-спотов» (частотный диапазон 5,7 ГГц) — прообраза первой в России WiMAX-сети городского масштаба (стандарт 802.16).

Собственную сеть «хот-спотов» компания «ПетерСтар» развивала и до покупки «КомСета». Теперь же она явно претендует на то, чтобы занять первое место среди городских провайдеров беспроводного доступа Wi-Fi. После слияния общее число публичных точек Wi-Fi, эксплуатируемых «ПетерСтаром», достигнет 30. Ранее представители «КомСета» заявляли, что к началу 2004 года фирма запустит около 100 «хот-спотов», но эти планы оказались преждевременными. Предстоит разобраться и с перспективами развития сети WiMAX. Руководство «ПетерСтар» пока не определилось с будущим данного направления бизнеса: сначала нужно изучить проект и разобраться, на какой стадии находится его реализация.

Есть все основания предполагать, что на петербургском телекоммуникационном рынке подобные поглощения будут происходить и дальше. Владельцы небольших провайдерских фирм вынуждены продавать свой бизнес, поскольку ситуация на рынке изменилась. Теперь они арендуют модемные линии у своих же конкурентов, поэтому, естественно, стоимость аренды возросла. Кроме того, необходимы значительные вложения в маркетинг и замена морально устаревших биллинговых систем. А такие проекты под силу только достаточно крупным компаниям.