18 февраля в зале ММВБ прошла конференция на тему «Инвестиции в российский Интернет», организованная инвестиционным холдингом ФИНАМ и компанией «Ашманов и Партнеры».

Основной проблемой для обсуждения стало налаживание взаимопонимания между инвесторами и менеджментом Internet-проектов, привлекающим инвестиции. Подобные вопросы еще год назад были явно преждевременными — настолько инвесторы «пугались» Internet-рынка после 2000 года, когда лопнул первый «мыльный пузырь». Однако благоприятная конъюнктура и избыток свободных денег на рынке вызывают оживление: снова пошли покупки-продажи проектов и стали актуальными проблемы надежности и эффективности вложения средств в Internet-экономику. По мнению Игоря Ашманова, главы фирмы «Ашманов и Партнеры», Internet-рынок переживает настоящий рост, хотя никто не отменяет возможностей спекулятивной игры в этом отношении.

Рис. 1. Динамика активности использования Internet в России, млн чел.

Куда направить инвестиции?

Ведущий эксперт инвестиционно-банковского департамента ЗАО «ФИНАМ» Олег Шенкер систематизировал направления инвестиций в Internet следующим образом:

  • бизнес в Сети (проекты в области электронной коммерции, информационные порталы, поисковые системы и Web-сервисы);
  • Internet-технологии для нужд бизнеса (корпоративные Web-сайты, B2B-площадки, распределенные корпоративные сети);
  • бизнес на базе Internet (развитие систем обработки и передачи информации, магистральные сети, технологии доступа).

Основной товар Internet — это информация. Все остальное сводится к достаточно традиционным моделям бизнеса, таким как предоставление сведений по подписке, продажа и доставка товаров/услуг, размещение рекламы. Чтобы Internet-проекты стали привлекательными для инвесторов, есть два пути: либо создавать и продавать хорошие инструменты для цепочек создания дополнительной стоимости, либо научиться пользоваться этими инструментами для развития собственного бизнеса.

Что нашел «Яндекс»?

Генеральный директор компании Аркадий Волож обнародовал позитивную динамику числа российских пользователей Internet. По опросам фонда «Общественное мнение», проведенного осенью 2003 года, примерно 13,1 млн граждан России хотя бы раз в полгода подключались к Всемирной сети. Летом таких респондентов оказалось ровно на 1 млн меньше (12,1 млн), а осенью 2002 года в периодическом использовании ресурсов Internet «признались» только 8,7 млн человек.

Прошлогодний объем рынка рекламы в Рунете оценивался, по разным источникам, в 10—20 млн долл. Сегодня список рекламодателей портала «Яндекс» — это несколько сотен крупных клиентов с большими бюджетами, а также мелкие и средние заказчики, счет которых идет на тысячи. Число рекламодателей в Сети стремительно растет, растут и их рекламные бюджеты. Если на данный момент у «Яндекса» имеются 3—5 тыс. заказчиков рекламы, то в ближайшие годы компания планирует увеличить их численность в три раза.

Агрессивные планы «Колибри»

Отличительная черта виртуального магазина Co@libri — широкая сеть партнеров, на сайтах которых размещается информация о соответствующих книгах. За 2003 год через партнеров продано книг более чем на 1,2 млн долл. Для расширения Internet-бизнеса под брэндом Co@libri (350 тыс. клиентов в базе) были куплены магазины Boomerang.ru (в его базе — 55 тыс. клиентов) и Mistral.ru (120 тыс.).

При поглощении конкурентов важно правильно определять стоимость виртуальных магазинов, решать проблемы слияния коллективов и вопрос поддержки брэнда. Руководитель проекта Co@libri Андрей Бурмистров считает, что в онлайновом бизнесе нужно сохранять брэнды и продвигать их по отдельности. Не имеет смысла, например, переименовывать уже известный проект Mistral в Co@libri, хотя стоит подумать о смене дизайна сайта.

«Озон» вошел в пятерку

Три миллиона долларов, инвестированные в «Озон», ушли преимущественно на расширение бизнеса. Прежде всего, увеличился ассортимент — с 40 до 193 тыс. наименований. Выросло число товарных групп: к книгам и видеокассетам прибавились компакт-диски, программы, игрушки, букинистическая литература.

Рис. 2. Рост объемов продаж Internet-магазина Ozon.ru

Вторым по важности шагом стало построение новой информационной системы, которая обеспечивает автоматизированный обмен информацией с поставщиками и обработку заказов. Сейчас она поддерживает выполнение до 1800 заказов в день при средней ежедневной нагрузке на сайт до 80 тыс. посетителей. Ожидается, что заложенного в системе четырехкратного «запаса прочности» хватит еще на полтора года.

Кроме того, улучшена система логистики. На новой базе отстроен практически полностью автоматизированный склад и внедрены алгоритмы прогнозирования пополнения запасов. Теперь инвентаризация склада, содержащего 100 тыс. наименований товаров, занимает 16 рабочих часов, а полная оборачиваемость товарных запасов составляет в среднем 28 дней.

Ничто в Pole не колышется

Бывший руководитель проектов Pole.ru и Lycos.ru Андрей Себрант назвал их в качестве примеров потерянных инвестиций в российский Internet. Зарубежные инвесторы были уверены, что перенесенный на российскую почву западный продукт можно без особых усилий адаптировать к местным особенностям. Они надеялись, что проект быстро станет популярным и доходным, но не учли наличия в Рунете вполне качественных аналогичных продуктов и необходимости массированной рекламы (причем не только в Сети) для «раскрутки» любого сервиса, ориентированного на массовую аудиторию.

Расширяя действие своих проектов на российский рынок, зарубежные инвесторы должны принимать во внимание прежде всего локальную, а не глобальную конкуренцию. В Рунете отнюдь не всегда срабатывают стандартные стратегии, а слепое копирование опыта других стран может закончиться неудачей.

Денег больше, чем проектов

В рамках конференции был организован «круглый стол», в ходе которого инвесторы и кандидаты на финансирование временно поменялись ролями. Оказалось, что представители Internet-компаний сами не прочь инвестировать в доходные и перспективные проекты от десятков тысяч до нескольких миллионов долларов.

Инвесторы и «инвестируемые» разошлись в принципах оценки стоимости Internet-проектов. Где-то к середине обсуждения у представителей виртуального бизнеса начали зарождаться сомнения в целесообразности стороннего финансирования — главным образом, потому, что сейчас оценщики не принимают в расчет перспективы развития ресурсов и учитывают только «живые» деньги.

Может показаться, что такой подход к оценке Internet-бизнеса делает абсолютно бессмысленным финансирование молодых и развивающихся проектов. Действительно, за те деньги, которые необходимы начинающим компаниям для закрепления и наращивания бизнеса, построения новых сервисных компонентов, владельцы ресурсов готовы поделиться с инвестором не более чем 50% долевого участия, тогда как по расчетам инвесторов их деньги покрывают все 100% стоимости бизнеса. Владельцам ресурсов такая правда режет глаза, поскольку они уверены, что через год их бизнес будет приносить денег в десять раз больше, чем сейчас.

Александр Демидов, один из руководителей проекта NaitiProsto.ru, предложил решать проблему с помощью известного механизма продажи акций с правом обратного выкупа. Действительно, если ваш бизнес сегодня оценили в 100 тыс. долл., а вы считаете, что через год он будет стоить 1 млн, то следует получить недостающие 75 тыс. на развитие бизнеса, отдав за это 75% акций. Одновременно вы подписываете документ о праве на обратную покупку через год акций (скажем, 50—60%) по некоторой фиксированной цене, превышающей первоначальные вложения инвестора.

Инвестор будет доволен, так как получит свой венчурный доход, да еще останется при 15—25% акций успешного предприятия (конечно, в случае удачи проекта). На увеличение шансов достижения прибыльности станет работать и мотивация владельцев ресурса, которым нужно раскрутить свой бизнес и вернуть контроль над ним.

Константин Преображенский (etika@list.ru) — координатор проекта Этика.ру.