Несмотря на озвученные приоритеты, Сетевая академия Cisco не торопится переводить учебные курсы на русский язык.
Фармингер сравнил систему массового образования с питанием в ресторанах McDonald?s: обучающиеся получают один и тот же готовый продукт удовлетворительного качества по приемлемой цене |
Первая конференция для России и других стран СНГ, посвященная итогам работы и планам Сетевой академии Cisco (Cisco Systems Networking Academy), состоялась 19 апреля в Москве. В мероприятии участвовали представители академий Cisco в России (на базе МГУ, МФТИ, МТУСИ, УГУ), а также учебных заведений Украины, Казахстана и Азербайджана. Присутствовали и заинтересованные лица из организаций, которые только планируют присоединиться к программе. В рамках конференции состоялись технические семинары и выступления, посвященные деятельности Сетевой академии в разных странах, перспективам развития программ обучения Cisco и корпорации в целом.
В образовательной системе Cisco сегодня задействуются три типа учебных центров: локальные, региональные и академические (CATC). Локальные академии обучают студентов (обычно они организовываются на базе колледжей и вузов). Региональные формируют и поддерживают работу не менее десяти локальных академий, предоставляют инструкторам последних необходимую информацию по всем вопросам, связанным с учебным процессом, лабораторным оборудованием и программой в целом. Чаще всего в этой роли также выступают колледжи и университеты, но иногда и другие некоммерческие организации.
В обязанности региональных академий входит обучение инструкторов для локальных учебных заведений. CATC — это региональные академии, выбранные Cisco Systems для подготовки инструкторов из других региональных академий. Инструкторы CATC, в свою очередь, обучаются непосредственно в Cisco. На сегодняшний день в России и других странах СНГ представлены лишь два типа академий — региональные и локальные.
Программа Сетевой академии Cisco существует с 1997 года и охватывает более 480 тыс. слушателей в 152 странах. По данным, приведенным Николаем Санду, менеджером учебной программы по Восточной Европе, в России действуют 78 академий Cisco, в том числе 28 региональных. По этим показателям наша страна занимает 19-е место в Европе, а по числу выпускников (сертифицированных специалистов Cisco) — шестое.
Программа действует в России уже семь лет и основана на модели дистанционного обучения (e-learning), полностью ориентированной на Web-технологии. С помощью Internet организованы доступ слушателей к учебным материалам, тестирование в режиме on-line, удаленный централизованный контроль за успеваемостью. Такая форма обучения позволяет сохранить преимущества аудиторных занятий — благодаря проведению лабораторных практикумов по разным аспектам работы с сетевым оборудованием. Кстати, выступления большинства докладчиков содержали призыв к переходу на электронную форму обучения и носили явно пропагандистский характер.
Специалисты Cisco единодушны в том, что онлайновые методы имеют ряд преимуществ перед традиционными формами. Так, образование через Internet обойдется слушателям на 40—60% дешевле, чем при использовании привычных методов. Электронные средства общедоступны и дают возможность включить в образовательный процесс тех сотрудников организации, которые обычно в нем не участвуют ни в роли обучаемых, ни в роли преподавателей. Команда Cisco уверена, что онлайновые формы позволяют перейти от вертикальной модели обучения (сотрудники компании учатся у преподавателей) к горизонтальной (обучают друг друга). К тому же информацию можно предоставлять учащемуся именно в тех последовательности и ритме, которые для него наиболее удобны.
Майкл Фармингер, преподаватель региональной академии Cisco, рассказал, что в России и СНГ предлагаются два основных 280-часовых учебных курса: Cisco Certified Network Associate (CCNA, сертифицированный сетевой специалист Сisco) и CiscoCertified Network Professional (CCNP, сертифицированный сетевой профессионал Сisco). Кроме того, есть три дополнительных курса: программа «Основы информационных технологий» (части I и II) финансируется Hewlett-Packard, программы «Основы OC UNIX» (Fundamentals of UNIX) и «Основы Java-программирования» (Fundamentals of JAVA) финансируются Sun Microsystems, наконец, «Принципы прокладки сетей передачи голоса и данных» (Fundamentals of Voice and Data Cabling) поддерживает фирма Panduit. Майкл Фармингер представил два новых учебных курса, предлагаемых Cisco в России с 2004 года: «Основы беспроводных локальных сетей» и «Основы сетевой безопасности».
Фармингер сравнил систему массового образования с питанием в ресторанах McDonald?s: обучающиеся получают один и тот же готовый продукт удовлетворительного качества по приемлемой цене. В Cisco же стремятся давать эксклюзивные, качественные знания, и, естественно, что такое «люкс-образование» предлагается по высокой цене. По его словам, обучение слушателей в Сетевой академии продолжается и после окончания курсов. Выпускники посылают отклики о программе, могут через Internet общаться с преподавателями, получать свежую информацию и обмениваться опытом.
Представители Cisco в своих выступлениях неоднократно подчеркивали, что им необходима обратная связь с учащимися, в том числе — из нашей страны. Компания считает Россию и другие страны СНГ перспективными регионами для расширения своей образовательной деятельности. Однако Cisco не спешит переводить курсы и учебные пособия на русский язык: обучаться и сдавать экзамены наши соотечественники по-прежнему должны на английском. Адаптация учебной программы воспринимается в корпорации как слишком затратное и хлопотное дело, но ее представители не отрицают, что когда-нибудь она будет осуществлена. В этой связи интересно отметить, что на польский и испанский языки курсы Cisco уже переведены.
Подводя итоги, хочется сказать: мероприятие, которое задумывалось как «историческое», имеющее большое значение для всей отрасли, на деле оказалось курсом лекций на тему достоинств электронного обучения. Члены команды Cisco из разных стран много рассуждали о глобальной работе Сетевой академии, уделив российской проблематике минимум внимания. Неудивительно, что из зала порой доносился ропот возмущения. И даже Нателла Семушкина, менеджер учебной программы в России и СНГ, признала, что мероприятие не оправдало надежд организаторов. По ее словам, решение о проведении конференции было принято в короткие сроки, детально подготовиться к ней не успели, а многие приглашенные не смогли приехать.