За три года деятельности из рядового провайдера IP-телефонии «Зебра Телеком» превратилась в альтернативного оператора с полным пакетом услуг.
Компания «Зебра Телеком», на долю которой сегодня приходится около четверти столичного рынка услуг IP-телефонии (данные Formen Consulting), подвела итоги своей деятельности за прошлый год. Суммарный оборот оператора за отчетный период достиг 15 млн долл., это выше показателя, который прогнозировался руководителями компании год назад (см. Сети, 2003, № 7, статья «Портрет двухлетней ?Зебры?»). По сравнению с результатом 2002 года (8,5 млн долл.) объем продаж увеличился на 76%. При этом 70% оборота (или около 10,5 млн долл.) было получено за счет предоставления услуг на потребительском рынке, еще 10% — благодаря обслуживанию корпоративных клиентов, а оставшиеся 20% — от региональных партнеров.
Компания также развивает бизнес, не связанный с предоплаченными картами: если год назад его доля в совокупном доходе составляла всего 20%, то в первом квартале 2004 года она выросла до 38%. Тем не менее оказание услуг IP-телефонии и доступа в Internet по предоплаченным картам по-прежнему остается основным источником дохода. Как сообщил генеральный директор Виктор Каледин, сегодня «Зебра Телеком» располагает самыми широкими сетями розничной торговли в Москве и Санкт-Петербурге (5000 и 2200 точек продаж), через которые ежемесячно продается более 250 тыс. и 80 тыс. предоплаченных карт соответственно. Наконец, услуги «Зебры» предоставляются по карточкам, которые крупные торговые сети («Техмаркет», DIXIS и др.) выпускают под своими торговыми марками.
В настоящее время по собственным данным, «Зебра Телеком» обслуживает 235 тыс. активных пользователей IP-телефонии. Около 25% дохода на потребительском рынке фирма получает от услуг доступа в Internet. Руководители «Зебры» утверждают, что по итогам 2003 года компания вошла в тройку крупнейших московских Internet-провайдеров. Правомерность подобного заключения вызывает сомнения: упомянутые 25% составляют немногим более чем 2,6 млн долл. в год, трудно себе представить, что в столице по этому показателю «Зебру» обогнали только два оператора.
В набор предоставляемых услуг входит автоматический междугородный и международный роуминг IP-телефонии, бесплатный доступ к информационным и развлекательным ресурсам, оплата лицензий на антивирусное ПО, выпускаемое «Лабораторией Касперского». В ближайшее время к ним прибавятся доступ к игровому серверу, голосовая почта, конференц-связь.
Структура доходов компании «Зебра Телеком» в 2003 году |
За минувший год более чем вдвое увеличилась сеть партнеров компании. В настоящее время таких компаний более ста, а обрабатываемый ими трафик в 2003 году вырос в шесть раз, достигнув около 10% суммарного трафика, генерируемого в регионах местными операторами IP-телефонии. В ближайших планах «Зебры» — оптимизация построенной сети с использованием более эффективных схем маршрутизации трафика партнеров, внедрение системы CRM, интегрированной со средствами мониторинга, а также переход к новым формам партнерских взаимоотношений. Со временем предстоит реализовать сценарий формирования региональных предприятий с долевым участием «Зебры», регионального оператора и местных инвесторов, что приведет к преобразованию структуры «Зебра Телеком» в холдинг.
В корпоративном секторе деятельность компании нацелена на обслуживание предприятий малого и среднего бизнеса. В силу бюджетных ограничений они не представляют интереса для более крупных операторов. Кроме того, «Зебра Телеком» ориентируется на работу с бизнес-центрами класса «С» и региональными градообразующими предприятиями. Помимо базовых услуг связи таким компаниям предодставляется сервис «Корпоративный PIN-код», аналогичный предоплаченной карточке, но отличающийся от нее кредитной схемой оплаты и наличием индивидуальных тарифных планов.
В компании намерены активно использовать DSL-технологии для предоставления небольшим предприятиям комплекса телекоммуникационных услуг по одной физической линии. Планируется предоставление корпоративным клиентам услуг операторского центра, и выход на рынок традиционных услуг связи в Санкт-Петербурге. Кроме того, планируется внедрение средств защиты абонентов «Зебры» от спама. По словам Каледина, пессимистический прогноз развития компании в текущем году предполагает достижение оборота в размере 26,5 млн долл. Это позволит фирме вплотную приблизиться к группе альтернативных столичных операторов «средней руки», таких как «Телмос» (оборот за прошлый год — около 32 млн долл.), «Макомнет» (25 млн долл.), МТТ (74 млн долл.).