Компании «Яндекс», Intel и IBM анонсировали крупнейший маркетинговый проект продвижения технологии Wi-Fi в России. В 2004 году партнеры намерены спонсировать открытие в ресторанах сети «Ростикс» около 100 бесплатных публичных точек беспроводного доступа к Internet.

Холдинг «Ростикс Ресторантс», входящий в «Ростикс Групп» владеет 140 предприятиями общественного питания в Европе и СНГ. Более 80 из них расположены в российской столице. В общей сложности местные предприятия «Ростикс Ресторантс» обслуживают примерно 600 тыс. посетителей в месяц. Большинство из них — весьма состоятельные клиенты, ведь пообедать здесь стоит недешево. По данным собственных исследований компании, примерно 3% ее гостей имеют ноутбуки, оснащенные средствами беспроводного доступа стандарта 802.11.b. Еще 5—6% публики владеют карманными компьютерами с аналогичными свойствами.

ОТНЫНЕ посетители ресторанов «IL Patio» в Москве могут брать с собой ноутбуки, оснащенные беспроводными картами, и коротать время между заказами блюд, путешествуя по Web-сайтам

На первом этапе реализации проекта точки беспроводного доступа открылись в десяти столичных заведениях этого ресторатора. Самые знаменитые из них — «Американский Гриль-Бар», «Санта Фе» и T.G.I. Friday?s. До конца года планируется задействовать еще 60 «хот-спотов» в ресторанах «Il Патио», «Планета Суши», «Мока Лока» и «Бенихана». Кроме того, проект предполагает открытие публичных точек доступа в крупных провинциальных городах России, где «Ростикс Групп» также имеет свой бизнес. Подключение к беспроводному доступу многочисленных московских кафе быстрого обслуживания «Ростикс» пока откладывается, поскольку они ориентированы на малобюджетных посетителей.

Клиенты более дорогих концептуальных ресторанов «Ростикс Групп» смогут бесплатно пользоваться услугами беспроводного подключения к Internet безо всяких ограничений по времени или объему данных. Все расчеты за трафик и аренду каналов связи ресторатор берет на себя. Руководство компании рассчитывает, что наличие точек доступа позволит получить дополнительное конкурентное преимущество на рынке общественного питания и увеличит приток клиентов по меньшей мере на 10%. Этого достаточно, чтобы окупить затраты на предоставление инновационной услуги. Правда, с формальной точки зрения услуги беспроводного доступа оказывает не «Ростикс Групп», а телекоммуникационный оператор ТАСКОМ. Он бесплатно предоставил и инсталлировал в помещениях ресторанов необходимое оборудование (точки доступа производства D-Link), а также обеспечил беспроводное подключение «хот-спотов» к информационной магистрали (через базовые станции BreezeCOM).

Представители ТАСКОМ утверждают, что стоимость услуг, оказываемых предприятиям общепита, не превышает средней рыночной стоимости подключения к Internet по выделенной линии. Тем не менее оператор рассчитывает окупить свои затраты, заполучив столь серьезного клиента, как «Ростикс Групп». Отметим, что холдинг будет использовать Internet не только в интересах клиентов, но и в собственных целях. На базе строящихся точек доступа «Ростикс Групп» может создать распределенную корпоративную сеть или выйти на рынок с новыми дистанционными сервисами, например заказами обедов в режиме онлайн.

Компания «Яндекс», один из самых активных участников проекта, готова вложить в развитие российских «хот-спотов» порядка 100 тыс. долл. Часть этих средств уже потрачена на создание специального Web-сайта (wifi.yandex.ru). На сегодняшний день он представляет собой незамысловатый электронный «буклет» участников проекта — «Ростикс Ресторантс», ТАСКОМ, корпораций Intel и IBM. Вероятно, Web-страничка «Яндекса» имеет определенный рекламный бюджет. Вдобавок на дверях и в помещениях ресторанов, подключенных к сети беспроводного доступа, появятся стикеры с надписью «Яндекс Wi-Fi. Приятного Интернета!». И все же пока не очень понятно, каким образом компания окупит инвестиции в размере 100 тыс. долл. Генеральный директор «Яндекса» Аркадий Волож высказался на этот счет весьма неопределенно: «Мы полагаемся на увеличение посещаемости Internet-ресурсов».

Двух других участников проекта, компании Intel и IBM, следовало бы назвать вынужденными спонсорами. Число ноутбуков, оснащенных технологиями Wi-Fi и Intel Centrino, на отечественном рынке неуклонно растет. У одной только IBM доля продукции с поддержкой беспроводной связи составляет более 70% от общего объема продаж портативных ПК. Вместе с тем российские покупатели практически не имеют возможности использовать беспроводные адаптеры по их прямому назначению, поскольку публичные точки доступа у нас в стране можно пересчитать по пальцам. В этом свете инвестиции вендоров в развитие бесплатной сети точек Wi-Fi вполне оправданны.

Но поскольку Internet самым естественным образом вписывается в ежедневный «рацион» сотен тысяч москвичей и гостей столицы, наибольшие дивиденды от проекта получат посетители ресторанов «Ростикс Групп». Интересно лишь узнать, не установит ли ресторатор минимальную сумму счета за еду и напитки, которую должны будут оплатить гости, увлекающиеся бесплатным серфингом по Сети?