Каждая из технологий, позволяющих петербургским Internet-провайдерам предлагать клиентам широкополосный доступ в Глобальную сеть, имеет существенные ограничения на массовое использование. В обозримом будущем ситуация, судя по всему, не изменится, хотя темпы роста высокоскоростных подключений в Санкт-Петербурге достаточно велики.

Точных данных о числе пользователей, подключенных к Internet по широкополосным каналам, не существует — есть только экспертные оценки. Статистические сложности возникают еще и потому, что среди специалистов нет единства относительно того, какую скорость подключения признать достаточно высокой. По словам одних, нужно не менее 2 Мбит/с, чтобы пользоваться преимуществами широкополосных услуг; другие утверждают, что для этого хватит и 64—128 Кбит/с.

По данным компании «Квантум», пользователей высокоскоростного доступа в Санкт-Петербурге — около 10 тыс. человек. Однако с уверенностью можно утверждать, что выделенных каналов (если к таковым отнести и асимметричные линии ADSL) в городе гораздо больше. Порядка 10 тыс. линий наберется уже у двух операторов — «Вэб Плас» и «ПетерСтар». Согласно информации агентства «Прайм-ТАСС», на балансе ЗАО «Вэб Плас», входящего в холдинг «Телекоминвест», в начале мая находились 7 тыс. ADSL-абонентов. А «ПетерСтар» за последние четыре года подключил по выделенным каналам свыше 3 тыс. клиентов. Кроме того, «Вэб Плас» активно работает на корпоративном рынке, используя другие технологии организации выделенных каналов, а деятельность «ПетерСтар» в Санкт-Петербурге не ограничивается указанными четырьмя годами. Другими словами, полные данные попросту не раскрываются.

Конечно, эти две компании занимают лидирующие позиции на местном рынке. «ПетерСтар» — крупнейший на Северо-Западе альтернативный оператор связи, а «Вэб Плас», поддерживаемый ОАО «Северо-Западный Телеком» (СЗТ), имеет очень сильные позиции в качестве Internet-провайдера.

Впрочем, помимо «Вэб Плас», технологию ADSL никто в Санкт-Петербурге активно не продвигает. Серьезную конкуренцию двум лидерам рынка широкополосных услуг могут составить такие крупные телекоммуникационные компании, как «Метроком» (использующая инфраструктуру петербургского метрополитена) и Global Telecom. До поглощения «Совинтел» деятельность Global Telecom в городе на Неве была не столь заметна, как в Москве, но сейчас ситуация меняется: построение широкополосной сети в Северной столице вошло в список приоритетных задач укрупненного холдинга. Приличная доля подключений приходится на множество средних и мелких провайдеров, а последние в ряде случаев тоже считаются лидерами в тех технологических областях, в которых они специализируются (Ethernet, радиодоступ, сети КТВ и др.).

В общем, не будет преувеличением сказать, что в Санкт-Петербурге действуют не менее 25 тыс. выделенных каналов. Правда, далеко не все из них можно считать высокоскоростными. Большинству ADSL-абонентов доступны скорости, которые не намного выше обеспечиваемых старой доброй dial-up, — примерно 64 Кбит/с. Технология ADSL в этом случае позволяет иметь лишь постоянный доступ в Сеть и свободную телефонную линию для голосовой связи.

Многие сотни

Широкополосные каналы проложены большей частью к офисам различных организаций и учреждений. Домохозяйствам высокоскоростной Internet пока не очень нужен, хотя некоторые провайдеры пытаются доказать обратное. Они стараются спровоцировать массовый спрос на услуги, но пока не нашли достойных аргументов для убеждения обывателя.

Впрочем, заверения типа «многие пользователи готовы платить 20—30 долл. в месяц за высокоскоростной Internet», «спрос на услуги растет экспоненциально» и «число потребителей увеличивается на 5% в месяц» соответствуют действительности. Правда, определение «многие» — слишком расплывчатое, но число петербургских квартир, подключаемых к Сети по широкополосным каналам, составляет сотню в месяц.

В Санкт-Петербурге имеется примерно 200 тыс. абонентов, подключенных тем или иным способом к Internet (сюда входят домохозяйства и организации). Исследовательская компания J?son & Partners насчитала втрое больше активных пользователей, хоть раз в неделю путешествующих по Сети (почти 600 тыс.), но они вовсе не обязаны иметь собственные каналы доступа. Получается, что высокоскоростной Internet востребован только десятой частью всех петербургских абонентов.

Представители компаний, которые продвигают данные услуги в массы, как правило, говорят о процентах роста, не афишируя абсолютные показатели своих успехов. Однако если в каком-то месяце у фирмы появился один клиент, а в следующем — еще один, то такой 100-процентный ежемесячный прирост не приведет за год к существенному изменению качественной картины рынка. Она и не меняется.

Широкополосными каналами интересуются преимущественно жители элитных домов и самые богатые из людей, покупающих жилье в обычных новостройках. Для расширения аудитории потенциальных пользователей ADSL-услуг за счет «среднего класса» пока особых предпосылок не видно. По-настоящему массовый спрос на высокоскоростной доступ в Сеть не может возникнуть из-за ряда ограничений, которые в ближайшей перспективе вряд ли потеряют актуальность. Описание сути этих проблем следует начать с технических сложностей.

Структура и бизнес-модель

Для прокладки широкополосных каналов в петербургские квартиры провайдеры используют технологии ADSL, радиодоступа (RadioEthernet) и сети кабельного телевидения (coax-at-a-home).

Сети кабельного телевидения позволяют большинству жителей современного города иметь высокоскоростной (измеряемый в мегабитах в секунду) надежный доступ в Internet. Это соответствует действительности, но только если речь идет не о Санкт-Петербурге, а о каком-либо американском мегаполисе. В Северной столице кабельные ТВ-сети «покрывают» только новостройки, причем значительная часть из них не приспособлена для организации подключений к Сети. Там, где это возможно, скорости достигают в лучшем случае нескольких сотен килобитов в секунду в расчете на одного пользователя.

«Чтобы структура сети КТВ позволяла пользоваться доступом в Internet, она должна быть организована правильно. Далеко не все петербургские операторы кабельного телевидения это сделали, поэтому у нас возникли сложности с поиском партнера», — рассказал директор отдела телематических услуг компании «ПетерСтар» Петр Акульшин. Подходящего оператора КТВ «ПетерСтар» все же нашел, им стала фирма «Катрина». Роли сторон в совместном проекте распределились следующим образом: телекоммуникационный оператор обеспечивает внешний канал, доставку Internet-трафика и биллинг услуг, а оператор КТВ непосредственно взаимодействует с клиентами. «Сотрудничество складывается удачно, но технология coax-at-a-home не является и не может являться для нас основной. «Катрина» подключила к Internet свыше сотни клиентов. Большего мы и не ожидали», — добавил Акульшин.

По мнению генерального директора компании «РедНет» Татьяны Алмазовой, основную причину низкой популярности технологии coax-at-a-home даже в тех районах города, которые обслуживаются сетями КТВ, нужно искать не в технической области, а в организационной. До 2002 года на петербургском рынке реализовывались только два проекта организации доступа в Internet по сетям КТВ. В качестве провайдера Internet в них участвует «РедНет», а операторами услуг кабельного телевидения являются «П.А.К.Т.» и «Каравелла». В течение следующих двух лет о начале предоставления таких услуг объявили еще несколько фирм — «Катрина» (совместно с «ПетерСтар»), «Теликс», «Телеплюс», «Аврора», «ТВ-ИКС» и «Доминанта». Однако заметная динамика роста клиентской базы наблюдается только у «РедНет» — признанного лидера на местном рынке coax-at-a-home.

«Все проекты, начиная со стадии проектирования самой сети кабельного телевидения и заканчивая оборудованием телематического узла, реализованы технически грамотно, — утверждает Татьяна Алмазова. — Основная проблема заключается в выборе бизнес-модели».

Все последние проекты реализуются операторами кабельного телевидения самостоятельно. Их взаимодействие с Internet-провайдерами ограничивается заключением договора на покупку трафика. Они не хотят делиться доходами от предоставления услуг доступа, но не учитывают, что при совместной реализации проекта Internet-провайдер берет на себя значительную часть стартовых и эксплуатационных затрат. А это позволяет запустить проект, избежав изъятия значительных оборотных средств из основного бизнеса — телевещания. Кроме того, операторы КТВ подчас не готовы правильно строить работу с клиентами на новом для себя телекоммуникационном поприще. «Мы же создали с нашими партнерами совместные предприятия, в чем и заключается причина успешной реализации проектов, в которых участвует наша компания», — подчеркнула Алмазова.

Однако успехи «РедНет» тоже относительны. Число абонентов этой фирмы, специализирующейся на предоставлении доступа в Internet по сетям КТВ, на данный момент вряд ли превысило тысячу. По сравнению с показателями других игроков рынка это много, но в целом не впечатляет. Распространенность coax-at-a-home хорошо характеризуется тем фактом, что проекты на основе данной технологии реализуются только в шести из 20 районов Санкт-Петербурга, а о каких-либо успехах можно говорить лишь применительно к двум районам. Задействованные в этих проектах сети КТВ охватывают исключительно отдельные жилые массивы.

По словам Татьяны Алмазовой, переход на стандарт DOCSIS позволяет обеспечить каждому абоненту гарантированную скорость доступа до 36 Мбит/с входящего трафика и 10 Мбит/с исходящего. Сейчас же «РедНет» предлагает тарифные планы с максимальной скоростью 512 Кбит/c. Петр Акульшин говорит, что реальная скорость в кабельных сетях не превышает 128—256 Кбит/с. То есть каналы, созданные на базе сетей КТВ, по большому счету не являются широкополосными. Чтобы они стали таковыми в полной мере, нужно достичь скорости 2 Мбит/c. Соответствующий стандарт пытаются утвердить специалисты «ПетерСтар», поскольку только в этом случае пользователи получат заметное преимущество в услугах.

По радио

Весьма приличную скорость подключения (до 100 Мбит/с) можно получить благодаря использованию радиодоступа. Технологию RadioEthernet применяет в Санкт-Петербурге только компания «Квантум»; подключение новых клиентов можно организовать очень быстро, всего за несколько дней. «ПетерСтар» обещает клиентам скорость 4 Мбит/с по технологии WBA и опять же быстрое подключение. Но радиодоступ также имеет серьезные ограничения на массовое применение: указанные скорости доступны только корпоративным клиентам. Частным пользователям «Квантум» предлагает канал с быстродействием 256 Кбит/c, а технология WBA и вовсе не задействуется для обслуживания физических лиц. Кроме того, «Квантум» подключает жилой дом, лишь когда в нем проживают не менее 10 клиентов. А столько желающих наберется далеко не всегда.

«Для качественного соединения необходимо, чтобы подключаемый объект находился в зоне уверенного приема радиосигнала. Желательна прямая видимость БС. На надежность канала влияют погодные условия и различные помехи. А частотный диапазон, в котором работает провайдер, должен быть чистым», — рассказывает Петр Акульшин.

Александр Шатиков, партнер компании Advanced Communications & Media (AC&M), считает, что RadioEthernet хорош как решение для организации «последней мили» для небольших офисов или домашней сети. Петербургский рельеф, вероятно, позволяет абонентам подключаться к радиосети в любой точке города, но антенны нужно поднимать на мачты, а это не всегда получается.

Плохая медь

Лучше всего для массового использования подходят медные линии и основанная на них технология ADSL. Многие специалисты года два назад предсказывали ее неизбежный бум. К сожалению, он до сих пор не начался, хотя число петербургских абонентов ADSL за последние несколько лет возросло в три-четыре раза. По словам Павла Басова, менеджера по развитию телематических услуг «ПетерСтар», ежегодный рост числа подключений составляет около 30%.

Все, что требуется для организации доступа по ADSL, — телефонный медный провод, который доходит почти до каждой петербургской квартиры. Однако специалисты считают, что «медь» в городе не очень хорошая и большая часть телефонных линий не подходит для создания качественного канала. Отчасти поэтому в Санкт-Петербурге уровень проникновения ADSL-услуг в домашний сектор меньше, чем в Москве.

«Бума ADSL не произошло, поскольку требуются серьезные инвестиции, а в условиях крайне низкого уровня проникновения ИТ делать их нет никакого смысла. Но эта технология все же является перспективной. Серьезно с ней конкурируют только домовые сети, но и они зачастую превращаются в наших ADSL-клиентов», — утверждает Александр Шатиков.

Компания «Петербург Транзит Телеком», входящая в холдинг «Телекоминвест», запустила проект, который предполагает оснащение строящегося жилья мощными оптическими каналами связи (до 100 Мбит/с). Правда, не все строители готовы поддержать эту инициативу. Дело в том, что прокладка оптики приводит к повышению их собственных затрат, а покупателей квартир вряд ли обрадует дополнительная надбавка к стоимости жилья.

В Санкт-Петербурге существует возможность высокоскоростного доступа к Internet по технологии Wi-Fi и по мобильным сетям. Оба способа еще слишком дороги и экзотичны для массового пользователя. «Мировая практика показывает, что массовый спрос на эту услугу возникает при проникновении услуг доступа в Internet на уровне 60—70%, чего нет даже во многих европейских странах. У нас же данный показатель составляет около 10%», — констатирует Шатиков.

По словам Петра Акульшина, массовое развертывание Wi-Fi требует серьезных вложений в обеспечение безопасности, иначе беспроводные сети нельзя будет использовать ни в офисах, ни жилых домах. Поэтому планируемое некоторыми провайдерами тотальное покрытие зонами доступа Wi-Fi пока нельзя рассматривать всерьез.

От 100 и от 30

Специалисты считают, что главным препятствием для массового перехода на широкополосные каналы является несоответствие доходов жителей Санкт-Петербурга и тарифов провайдеров. Все технические проблемы решатся сами собой, если появится платежеспособный спрос. По данным «Квантума», только 5% всех домашних пользователей Internet готовы дополнительно платить за высокую скорость. А Павел Басов утверждает, что широкополосный канал нужен 30% общего числа подключаемых «ПетерСтар» абонентов, из которых 95% — юридические лица. Ситуация может измениться, если существенно возрастут доходы петербуржцев или упадут тарифы провайдеров. Того и другого с нетерпением ждут, но изменения, похоже, будут происходить очень медленно.

Тарифы провайдеров, предлагающих частным клиентам высокоскоростной Internet по выделенным каналам, вполне сопоставимы. Например, подключение по сетям кабельного телевидения обходится клиенту примерно в 3000—4500 руб. (100—150 долл.), из которых 2400—4000 руб. уходят на покупку модема. Минимальная ежемесячная абонентская плата за доступ (при скорости 128 или 64 Кбит/с) составляет 200 руб. При этом лимит предоплаченного трафика не предусмотрен, а за каждый отправленный или полученный мегабайт данных нужно платить 2,1 руб. (примерно 70 долл. за 1 Гбайт).

Подключение домохозяйства по RadioEthernet на скорости 256 Кбит/с стоит 99 долл. Однако в данном случае возможны затраты на дополнительное установочное оборудование в размере 50—160 долл. Каждый месяц абонент должен выплачивать провайдеру 29 долл., за что получает 500 или 750 Мбайт включенного трафика. В первом случае превышение лимита стоит 0,09 долл./Мбайт, а во втором — 0,02 долл./Мбайт.

Оператор «Вэб Плас» за инсталляцию ADSL-канала просит 165 долл. При гарантированной скорости канала к клиенту 64 Кбит/с абонентская плата составляет 29 долл. (включен лимит 500 Мбайт). Безлимитное использование канала на той же скорости обойдется пользователю ADSL в 33 долл.

С повышением скорости подключения абонентская плата у всех провайдеров существенно возрастает. Так что массовому пользователю следует ориентироваться в первую очередь на вышеуказанные минимумы тарифной сетки.

Снижение до 13

Еще несколько месяцев назад Павел Басов из «ПетерСтар» утверждал, что значительного снижения тарифов на услуги в ближайшие год-два не предвидится. Колебания возможны в пределах 10—15%. А переходить на технологии семейства xDSL (прежде всего ADSL) готовы те, кто платит сегодня за коммутируемый доступ 15—20 долл. в месяц. Однако, как стало известно автору, «ПетерСтар» готовит неожиданный ход. Предназначенный для домохозяйств новый тарифный план предусматривает абонентскую плату всего 13 долл. при скорости соединения 256 Кбит/с. Оплаченный лимит будет небольшим, но вполне достаточным для многих пользователей — 300 Мбайт. Возможно, другим провайдерам также придется снизить цены.

И все же речь идет не о высоких скоростях, а о повышенных. В первую очередь клиенты будут отказываться от dial-up не ради широкополосных сервисов (IP-телефония, видео по заказу и т. д.), а ради удобств, обеспечиваемых выделенным каналом. Мегабитные скорости большинству домашних пользователей Санкт-Петербурга не нужны: для удовлетворения их нынешних запросов вполне достаточно 64—256 Кбит/c. Таким образом, в обозримом будущем вероятно существенное увеличение числа подключений по выделенным, но не очень широким каналам. «При значительных маркетинговых усилиях можно добиться, чтобы 3% всех домашних пользователей Internet предпочли выделенный доступ, — считает Петр Акульшин.

Высокие скорости доступа в Сеть востребованы главным образом бизнес-клиентами. Крупные компании уже имеют по несколько надежных высокопроизводительных каналов и со временем только расширяют их пропускную способность. Основной прирост истинных широкополосных подключений дают развивающиеся средние и малые предприятия, а их больше всего привлекают технологии семейства xDSL. А RadioEthernet при всех его достоинствах и недостатках обойдется фирмам минимум в два раза дороже, чем домохозяйствам. Сети КТВ проложены в спальных районах города, а потому доступ по ним к Internet может заинтересовать лишь частных пользователей.