В американских правительственных организациях с большой осторожностью относятся к идее стандартизации оборудования одного вендора. Скандал из-за сговора между корпорацией Cisco и администрацией города Сан-Хосе, связанного с инсталляцией в новом здании муниципалитета системы VoIP стоимостью 8 млн долл., проявил различия при покупке ИТ-оборудования для общественного и частного секторов американской экономики.
Обычно руководители ИТ-подразделений в правительствах округов и штатов США стараются извлечь максимальную пользу из контрактов с поставщиками оборудования и услуг, избегают даже возможности намека на кулуарные сделки, поскольку речь идет о деньгах налогоплательщиков. Однако отчет ревизионной комиссии показал серьезные нарушения в процедуре выбора администрацией Сан-Хосе решения Cisco для конвергентной сети передачи голоса и данных. Обнаружилось, что Cisco помогала сотрудникам городской ИТ-службы проектировать и планировать сеть еще перед выставлением заявки на конкурс. Мало того, к конкурсу были допущены только те сетевые интеграторы, которые продают исключительно оборудование Cisco.
Теперь конкурсный процесс будет инициирован снова и к участию в нем допустят тех вендоров, которые продвигают конкурирующие технологии. Нарушения процедуры выбора ИТ-поставщика повлекли за собой задержку ввода в эксплуатацию нового здания муниципалитета стоимостью 388 млн долл., открытие которого запланировано на следующую весну.
Директор по информатизации муниципалитета Сан-Хосе Вандиза Гринч была вынуждена подать в отставку. ИТ-сотрудникам городской администрации, получавшим консультации от Cisco при подготовке предыдущего конкурса, закрыт допуск к работе над новым проектом. Как отмечают специалисты, конвергентный аспект проекта создал дополнительные бреши в правовом обеспечении. Хотя администрация города формально шла по пути стандартизации оборудования Cisco, предназначенного для работы с данными, этот процесс не был завершен. Причем никогда ранее корпорация не упоминалась как общепризнанный вендор систем телефонии. Город действительно получил нормативные предписания приобретать технологии передачи данных и голоса у одного вендора, но это правило не распространяется на конвергентные решения.
Между тем правительства разных штатов утверждают, что открытость контрактов на приобретение ИТ, выбор технологий путем исследований и конкурсного отбора являются гарантией инсталляции эффективных решений и сохранения общественного доверия. «В частном секторе можно все делать быстро, — говорит Шенг Гуо, технический директор объединенной судебной системы штата Нью-Йорк. — А вот в государственном секторе заказчикам необходимо быть в первую очередь беспристрастными и ответственными перед налогоплательщиками». Контракты на выполнение крупных технологических проектов в городах и штатах должны выставляться на открытые конкурсы, а объявления о последних нужно публиковать в прессе и на сайтах правительственных организаций.
«Обычно мы выбираем предложения, позволяющие обходиться наименьшими затратами, — рассказывает Гуо. — От подачи предложений до начала работ надо ждать не меньше шести месяцев, если случится чудо, и девять месяцев, если повезет. Зачастую же в ожиданиях проходит целый год».
Что касается стандартизации продуктов какого-либо одного вендора, она может быть осуществлена, если выбранное решение уже доказало свою эффективность. Хотя принятие стандартов на уровне нормативных положений ускоряет процесс внедрения ИТ в государственной сфере, ответственные руководители идут на этот шаг с большой осторожностью. «Надо быть очень внимательными при стандартизации систем, — отметил один из ИТ-руководителей муниципалитета. — Если у вас уже инсталлирована сетевая инфраструктура определенного вендора, легко доказать преимущества последующей стандартизации закупаемого оборудования передачи данных».
«Вам надо сформулировать предложение, показывающее, что продукты одного вендора могут работать лучше и с наименьшими затратами, — продолжил Гуо. — Причем желательно, чтобы обоснования касались не только характеристик самого оборудования, но и таких аспектов, как управляемость системы и легкость обучения персонала». К слову, объединенная судебная система штата Нью-Йорк утвердила для стандартных систем передачи данных коммутаторы и маршрутизаторы Nortel, хотя для дальних соединений иногда используется оборудование оптической маршрутизации Cisco. В городе Бурбанк муниципалитет выбрал для основы своей сети коммутаторы Extreme Networks, а в офисах и серверных комнатах используются серверы, портативные компьютеры и ПК производства Compaq (ныне — HP).
До начала нового конкурса на поставку средств передачи данных Сан-Хосе уже имел сеть, полностью базирующуюся на оборудовании Cisco. Первоначальный контакт этого вендора с администрацией города был заключен еще в 1997 году. И хотя муниципалитет Сан-Хосе изучал правовую базу для утверждения Cisco общепризнанным поставщиком сетевой инфраструктуры города, им были осуществлены не все необходимые правовые действия.