Построенные в интересах естественных монополий ведомственные сети на равных соперничают с крупнейшими телекоммуникационными компаниями страны как по объему предоставляемых услуг, так и по техническому оснащению
Однако ряд отраслевых ведомств, фактически занимавших монопольное положение в своей области, по некоторым причинам оказались оторванными от технического прогресса. Типичный пример — Министерство здравоохранения РФ, курирующее систему медицинского обслуживания населения. Перспективы развития национальной телемедицинской сети широко обсуждались на V Конференции АДЭ в подмосковных Ватутинках.
Как известно, ждать и догонять труднее всего. Российские медики наконец-то дождались: государство обратило внимание на необходимость развития информационных технологий в сфере здравоохранения. Оказание высококачественных медицинских услуг посредством телекоммуникаций было определено как одно из важнейших направлений ФЦП «Электронная Россия» и включено в специальный подраздел «Телемедицина». В стране развернулось бурное строительство коммуникационных систем в медицинских целях — врачи пытаются наверстать упущенное.
История вопроса
По официальному определению телемедицина — это способ обмена данными посредством телекоммуникационных и компьютерных технологий для оказания врачебной помощи пациентам, диагностики болезней, консультаций и обучения медперсонала. Первое реальное использование средств телемедицины на территории СССР связано с землетрясением в Спитаке в 1988 году. С тех пор во многих регионах России появились локальные телемедицинские центры — областные и республиканские.
По словам специалиста компании «Стэл — Компьютерные Системы» Олега Переведенцева, телемедицинские технологии активно используются в Архангельской, Ленинградской, Воронежской, Нижегородской областях, в Якутии, Хабаровском крае, Татарстане, Башкирии и Чувашии. При этом большинство телемедицинских центров создавались в субъектах РФ на базе головных лечебных учреждений, так как в них концентрировались лучшие врачи, способные применять новейшие медицинские технологии.
Ежегодно в стране проводятся десятки тысяч телеконсультаций, но говорить о массовом применении телемедицины в России преждевременно. Специалисты придают особое значение медицинским видеоконференциям, в процессе которых консультант получает возможность просматривать и обсуждать с лечащим врачом историю болезни, результаты инструментальных и функциональных исследований (эндоскопии, рентгенографии и пр.).
«Только интерактивный диалог лечащего врача с консультантом обеспечивает полное погружение в проблематику, связанную с состоянием больного и выбором методов лечения», — отмечает руководитель медицинского центра новых информационных технологий московского НИИ педиатрии и детской хирургии МЗСР РФ Борис Кобринский. Он полагает, что наиболее эффективной технологией для проведения видеоконференций является ISDN с гарантированной полосой пропускания 384 Кбит/с, в то время как использование IP-каналов зачастую сопровождается нарушением аудиовизуального контакта. Этот недостаток IP-технологий отчетливо проявился при организации системы комбинированного доступа (через спутниковые и наземные каналы) в полевом педиатрическом госпитале МНИИПиДХ в Чеченской республике.
Системная иерархия
На начальном этапе развития телемедицины создание региональных центров было оправданно, но вскоре перед медиками встала другая задача. Специфика развития телемедицины заключается в том, что максимальный социально-экономический эффект от ее внедрения сопряжен с применением дистанционных медицинских технологий в географически удаленных лечебных учреждениях. Речь идет о поселковых больницах и медпунктах, в которых особенно остро ощущается нехватка квалифицированных кадров и материально-технических ресурсов для оказания врачебной помощи.
Эта особенность телемедицины определила необходимость перехода от создания единичных центров к организации региональных телемедицинских сетей (РТС). Они уже функционируют или создаются в ряде субъектов РФ. Так, на территории Москвы объединены в сеть более 50 лечебных учреждений; аналогичные проекты прорабатываются в Воронежской, Пензенской и Нижегородской областях. Но большинство региональных сетей телемедицины спроектированы бессистемно, функционируют автономно и не связаны между собой. Их основными недостатками являются платформенная несовместимость, различия в протоколах и стандартах передачи информации, а усугубляет ситуацию плачевное положение с финансированием.
Объединение разрозненных региональных проектов в общенациональную сеть является следующим шагом в развитии отечественной телемедицины. Как сообщил первый заместитель генерального директора ОАО «Гипросвязь» Александр Антонян, его институт разработал детальные предложения по созданию единой Федеральной телемедицинской сети РФ (ЕФТМС). Системный проект предусматривает построение интегрированной территориально распределенной сети с четырехуровневой иерархией управления. На первом уровне должен расположиться головной центр управления сетью, на втором — семь окружных центров, на третьем — областные (республиканские), а на четвертом — городские (муниципальные) центры управления. Таким образом, в единое информационное пространство должны быть вовлечены более 27 тыс. лечебных учреждений, медицинских НИИ и вузов страны.
Все сети намечено интегрировать с общими подсистемами технологического управления и информационной безопасности. Единая транспортная сеть ЕФМСТ предполагает создание высокоскоростной надежной телекоммуникационной инфраструктуры коллективного пользования на базе существующих транспортных протоколов и каналов связи. В частности, предлагается задействовать арендуемые каналы «Ростелекома», внутризоновых и местных сетей связи стационарных и мобильных операторов.
Наиболее полно транспортные потребности ЕФМСТ смогут удовлетворить мультисервисные сети следующего поколения NGN. «К строительству таких инфраструктур приступили многие операторы связи, в первую очередь входящие в холдинг «Связьинвест», поэтому принадлежащие им сети могут послужить основой будущей транспортной платформы ЕФМСТ», — считает Антонян.
этапы развития ЕФМСТ
Архитектура проектируемой сети ЕФМСТ соответствует иерархической структуре системы оказания телемедицинских услуг. Главный узел отвечает за организацию взаимодействия и функционирования сети в целом, он имеет доступ к ведущим лечебным учреждениям и медицинским центрам России. Окружные узлы обеспечивают взаимодействие местных подразделений системы здравоохранения с центральным узлом и эксплуатируют собственные сети доступа. Региональные узлы отвечают за взаимодействие участников сети на территории области/республики посредством собственных, самых разветвленных сетей доступа (объединяют до 3 тыс. объектов). Муниципальные и городские узлы обслуживают местные поликлиники, больницы, медпункты и взаимодействуют как с вышестоящими региональными центрами телемедицины, так и с подвижными телемедицинскими лабораториями.
Технологическая часть проекта ЕФМСТ подразумевает обеспечение больниц и клиник, обслуживающих густонаселенные районы, каналами связи с полосой пропускания не менее 128 Кбит/с. В связи с необходимостью передавать большие объемы графической информации радиологические учреждения предусмотрено оборудовать более скоростными каналами связи — от 384 Кбит/с до 2 Мбит/с.
Антонян предлагает начать создание ЕФМСТ с интеграции в единую телемедицинскую сеть лечебно-профилактических учреждений Москвы и Московской области, после чего перейти к строительству окружных телемедицинских сетей. Согласно предварительным расчетам, на создание ЕФТМС потребуется 3,4 млрд руб. При стоимости усредненной услуги 3,5 тыс. руб. ежегодные эксплуатационные затраты на поддержку ЕФМСТ составят примерно 62,5 млрд руб. Запланированная выручка от предоставления телемедицинских услуг может составить 71,8 млрд руб., а чистая прибыль — 5,7 млрд руб.
Отметим, что экономические характеристики проекта ЕФТМС по капитальным и эксплуатационным расходам, а также оценка чистой прибыли, произведенные специалистами «Гипросвязь», основаны на опыте проектирования Иркутской телемедицинской сети. Стоимость усредненной услуги определена на базе опыта работы московских медиков.
В марте 2005 года предполагается завершить создание системного проекта ЕФТМС. К декабрю того же года намечено выполнение пилотного проекта в Центральном федеральном округе. А строительство федеральной системы может быть завершено к концу 2007 года.