Системы e-learning, учебный контент и применение программных разработок в вузах стали предметами обсуждения на конференции «Информационные технологии в образовании», прошедшей в рамках выставки Softool.

Участники конференции обменивались знаниями о технологических решениях для дистанционного обучения (ДО), о поставщиках, учебных курсах, системах управления вузом и опыте использования ИТ в образовательном процессе. Некоторые системы демонстрировались в действии.

Когда нужен e-learning

Тональность выступлений, посвященных e-learning, по сравнению с прошлым годом значительно изменилась — они стали гораздо сдержаннее. От вдохновенной агитации за внедрение Internet-обучения и рисования ошеломляющих перспектив участники конференции перешли к призывам вдумчиво относится к ДО и не применять это «оружие массового поражения» там, где этого делать не стоит.

Очевидно, использование ДО имеет смысл при обучении многочисленных территориально-распределенных групп, при переподготовке или совмещении этого метода с другими формами преподавания. Соотношение числа людей, испытывающих потребность в профессиональной переподготовке и проходящих такую подготовку, оценивается как 1000:1.

Достижения

Отечественные достижения в области ДО — заслуга энтузиастов, существующих как в вузовской среде, так и на корпоративном рынке ИТ. У государства до программ электронного обучения руки попросту не доходят. Как сообщил ректор МЭСИ Владимир Тихомиров, возглавляемый им Экспертно-консультативный совет по вопросам электронного обучения, открытого образования и внедрения новых образовательных технологий при Госдуме РФ готовит доклад законодательному собранию, правительству и Президенту страны, цель которого — привлечь внимание государства и общества к этой проблеме. Россия находится на 55-м месте в мире по готовности к внедрению систем e-learning.

ОПЫТ МЭСИ является одним из наиболее интересных практических достижений российских вузов в деле организации дистанционного обучения

Кстати, опыт МЭСИ стал одним из наиболее интересных практических достижений российской высшей школы, представленных на конференции. К организации ДО и применению ИТ здесь подошли комплексно. Вуз разрабатывает собственные стандарты на учебные материалы, техническое оснащение аудиторий и используемые технологии. По словам проректора МЭСИ Натальи Тихомировой, в системе ДО «центром Вселенной» становится студент, и все процессы формируются, исходя из задачи удовлетворения его потребностей. Помимо Internet-доступа к материалам электронной библиотеки к услугам учащихся — электронная среда обучения и мультимедийные учебники. Для филиалов МЭСИ проводятся еженедельные видеоконференции преподавателей в режиме on-line. Анализ качества дистанционного обучения показывает, что при использовании e-learning запоминаемость материалов увеличивается на 25—60%, а объем усваиваемой информации — на 56%.

Впечатляющие результаты дал эксперимент по комбинированию очного и электронного обучения при преподавании курса «Компьютерные сети» на факультете ВМиК МГУ. С помощью системы RedClass студентам был предоставлен удаленный доступ к лабораторному оборудованию Cisco Systems, причем в предсессионную пору виртуальная лаборатория функционировала круглосуточно. Благодаря этому студенты стали работать более систематично (что труднее всего контролировать при традиционном подходе), выросло число сдавших очный экзамен с первой попытки, а отличных оценок на нем удостоились на 20% больше учащихся, чем в 2003 году.

Камни преткновения

При организации электронного обучения существенно увеличиваются требования к качеству учебных материалов и нагрузка на преподавателей. Другие типичные проблемы при внедрении ДО — низкое качество каналов связи и учебного контента, трудности в налаживании обмена данными с существующими БД, отсутствие масштабируемости систем e-learning. Участвовавшие в конференции разработчики ПО отметили и относительно низкую ИТ-подготовку заказчиков систем ДО (по сравнению с остальными категориями клиентов), обуславливающую более расплывчатые представления о желаемом результате. Очень часто задачи внедрения ДО рассматриваются как приобретение неких информационных продуктов, в то время как создание среды дистанционного обучения требует реорганизации бизнес-процессов самого клиента. И даже то, что система ДО — по сути, лишь программная оболочка, которую еще предстоит наполнять учебными материалами и прочим полезным контентом, от внимания заказчика зачастую ускользает.

Нехватку качественного контента ректор «Академии АйТи» Игорь Морозов считает главным сдерживающим фактором развития рынка ДО. По его мнению, «хороший материал» отличает, во-первых, методика проектирования курсов, обеспечивающая их модульность и предусматривающая выделение объекта изучения. Во-вторых, контент должен быть динамическим, то есть позволять проектировать курс в зависимости от исходного уровня подготовки учащегося. Это позволяет поддерживать мотивацию студента на должном уровне и попросту не дает ему скучать.


Читательский билет на три года

В июле 2004 года компания «Новый диск» подписала контракт с оператором мобильной связи «МегаФон», согласно которому 77 специалистов заказчика в течение трех лет будут иметь доступ к библиотеке курсов SkillSoft. Эта библиотека содержит более 1500 курсов, в том числе по продажам и работе с клиентами, финансам, администрированию кадровых ресурсов, стратегии бизнеса и операционному менеджменту, управлению проектами и профессиональной эффективности. В течение периода тестирования будут выбраны курсы, которые, в первую очередь, необходимы для обучения всего персонала компании. Затем они будут локализованы «Новым диском».

Специально для «МегаФона» разработано extranet-решение SkillPort, которое и обеспечит доступ к учебному контенту. Кроме того, пользователи портала смогут формировать индивидуальные планы обучения, задавать вопросы экспертам, просматривать отчеты о прохождении процесса обучения. HR-менеджерам и преподавателям будут доступны результаты тестирования учащихся по каждому курсу и информация о времени, затраченном ими на обучение.