В России начались продажи флагманского продукта Siemens для корпоративных сетей — системы HiPath 4000
С характерной немецкой пунктуальностью подразделение «Корпоративные сети связи» (EN) корпорации Siemens провело в российской столице презентацию конвергентной коммуникационной платформы HiPath 4000 v2.0. Впервые это решение было продемонстрировано широкой общественности на международной выставке CeBIT 2004, и там же представители Siemens пообещали, что осенью начнутся продажи новой платформы в нашей стране (см. Сети № 6 за 2004 год, статья «Из Ганновера в Москву»).
БЕРНД КУЛИН: «Сети VoIP — это первое поколение систем, основанных на IP, поскольку они не меняют производственные процессы и не влияют на производительность труда. Задача технологий 2gIP — превратить речевые коммуникации в разновидность корпоративных ИТ-приложений» |
За полгода инженеры немецкого концерна проделали немалую работу по адаптации коммутационной системы к российским линиям связи, добавив поддержку трехпроводной соединительной линии, интерфейса R 1,5 и других протоколов, применяемых только в отечественных телефонных сетях. Кроме того, завершились перевод технической документации и сертификационные испытания в Минсвязи РФ. С учетом сложности решения можно сказать, что вывод телекоммуникационной системы на российский рынок произошел в сжатые сроки.
Дело не в терминах, дело в идее
По случаю российской премьеры HiPath 4000 v2.0 в Москву приехал президент подразделения EN Бернд Кулин, который сделал ряд громких заявлений относительно рыночной стратегии Siemens в корпоративном сегменте. По его словам, немецкий производитель стремится, ни много ни мало, стать мировым лидером по поставкам корпоративных коммутационных систем, причем по итогам 2003 года эта цель уже достигнута.
Согласно оценкам корпоративного подразделения Siemens, за прошлый год заказчикам продано оборудования на 3,7 млрд долл. Ближайший «преследователь» компания Avaya получила 3,5 млрд долл., а идущая третьей корпорация Nortel — 2,1 млрд долл. Бернд Кулин утверждает, что все цифры взяты из официально опубликованных отчетов самих участников рынка, хотя так и осталось неясным, сведения о каких видах корпоративного оборудования включены в каждый из этих отчетов.
С легкой руки президента Siemens EN в обиход маркетологов был введен новый термин «IP-коммуникации второго поколения», или 2gIP. Разумеется, представленная в Москве новинка соответствовала именно этому стандарту. Чем отличается второе поколение IP-коммуникаций от первого, Кулин пояснил следующим образом: «Сети VoIP — это первое поколение систем, основанных на IP, поскольку они представляют собой лишь способ перенесения речи в общую среду передачи и обеспечения экономии за счет консолидации инфраструктуры. Они не меняют производственные процессы и не влияют на производительность труда. Задача технологий 2gIP — интегрировать речь в мир информационных систем, то есть превратить речевые коммуникации еще в одну разновидность корпоративных ИТ-приложений».
Конечно, деление конвергентных IP-технологий на первое и последующие поколения всегда будет немного условным, ведь и другие крупные производители не хотят останавливаться на «транспортном» аспекте передачи речи поверх IP и активно разрабатывают бизнес-приложения для конечных пользователей (контакт-центры, системы UM, средства коллективной работы для удаленных пользователей и т. д.). Функциональное различие между конкретными решениями VoIP не очень велико, и в данном случае для заказчика главными критериями выбора системы являются надежность и масштабируемость, уровень технической поддержки со стороны производителя и грамотное рыночное позиционирование отдельных продуктов. Похоже, в данном контексте Siemens нашел ключ к сердцу заказчика.
Во-первых, платформа HiPath 4000 v2.0 позволяет плавно объединить два противоборствующих мира телефонных коммуникаций — TDM и IP, обслуживая любой тип клиентских устройств (аналоговые и цифровые аппараты, IP-телефоны и программные клиенты с поддержкой H.323). Это очень актуально для крупных территориально распределенных предприятий, которые эксплуатируют разнородную инфраструктуру связи на разных объектах и не намерены в одночасье переходить на IP.
Во-вторых, Бернд Кулин сделал особый упор на непревзойденных показателях надежности платформы, которая основана на стандартных конструктивных компонентах Compact PCI и монтируется в обычную телекоммуникационную стойку. Благодаря применению дополнительных резервирующих компонентов и специальных опций управляющего ПО надежность HiPath 4000 v2.0 превышает характерные для крупных УПАТС «пять девяток».
В-третьих, непревзойденные качества решение демонстрирует и в области масштабируемости: оно способно обслуживать от 100 до 10 тыс. пользователей в расчете на один сервер. В максимальной же конфигурации, при объединении нескольких систем в сеть, общая емкость вырастает до 100 тыс. абонентских номеров, что позволяет удовлетворить потребности самых крупных заказчиков.
«Изюминки» решения
Для распределенного подключения конечных терминалов в коммутационной системе HiPath 4000 предусмотрены специальные абонентские выносы, так называемые «точки доступа» (не путать с точками доступа Wi-Fi). Они содержат встроенные матрицы TDM-коммутации, позволяющие разгрузить центральный сервер за счет обслуживания ими локальных телефонных вызовов. Напрямую к коммуникационному серверу, который к тому же отвечает за коммутацию IP-соединений по протоколу H.323, могут подключаться до 15 точек доступа, а удаленно, через IP-сеть, — до 83 точек. Благодаря этому создаются системы корпоративной телефонии любой степени сложности. Объединять серверы в сеть лучше всего также по IP-каналам.
Поддерживается весь набор функций CorNet, фирменного протокола Siemens для обеспечения расширенного класса услуг в корпоративных сетях связи. К слову, HiPath 4000 v2.0 пока игнорирует активно развивающийся стандарт SIP, но Кулин пообещал, что как только этот протокол «окончательно созреет», платформа HiPath 4000 будет модернизирована для его поддержки.
Нельзя не упомянуть одно из новшеств управляющего ПО ComScendo, которое обеспечивает реализацию всего многообразия сервисных функций бизнес-телефонии в системах HiPath. Речь идет о новой функции Mobile HFA (HiPath Feature Access), которая реально воплощает в жизнь концепцию безграничных коммуникаций и доступности ресурсов Siemens LifeWorks. С ее помощью любой корпоративный пользователь, имеющий доступ в Internet, может ввести свои имя и пароль и зарегистрироваться в системе HiPath 4000 v2.0, где бы он ни находился в данный момент. Пройдя удаленную регистрацию, он тут же получает внутренний номер и весь набор сервисных функций, предусмотренных для него внутренним регламентом корпоративной сети.
Экономичная альтернатива
Напоследок стоит остановиться на параметрах экономической эффективности внедрения HiPath 4000 v2.0, которые обнародовали Бернд Кулин и Томас Райманн, вице-президент подразделения Siemens EN в России. Прежде всего, новая платформа предлагается в качестве альтернативы популярной УАТС Siemens Hicom 300H, которая также была рассчитана на нужды крупных предприятий. При замене Hicom 300 на HiPath 4000 v2.0 многие инфраструктурные компоненты (в частности, системные и цифровые телефоны) остаются «в строю», что минимизирует стоимость модернизации телефонной сети. Главным же аргументом в пользу перехода с Hicom 300 на HiPath 4000 представители Siemens считают сокращение совокупной стоимости владения на 20—50% в течение пяти лет.
С появлением в продуктовом портфеле платформы HiPath 4000 немецкий производитель наконец обрел законченную линейку коммутационного оборудования для всех категорий заказчиков. Системы младшего класса HiPath 3000 и программный коммутатор HiPath 5000 масштаба предприятия уже давно доступны конечным заказчикам, но пока не получили в нашей стране серьезного признания. Видимо, причина в том, что HiPath 5000 является слишком революционной с точки зрения отечественного пользователя системой, предполагающей полный отказ от традиционных технологий TDM, а HiPath 3000 приходится конкурировать в классе систем малой емкости (до 250 абонентов) с более дешевыми продуктами азиатских вендоров.
В нише крупных проектов у Siemens ожидается предостаточно работы. Как сообщил Райманн, в России установлено примерно 1 тыс. устройств Hicom 300, являющихся наиболее вероятными кандидатами на замену. Вдобавок, когда дело касается действительно крупных проектов, конечная стоимость решения уже не играет ключевой роли, как у мелких и средних заказчиков. По мере расширения продуктового ассортимента в российском офисе Siemens EN будут думать, какие решения лучше всего продвигать через дистрибьюторов, а какие — методом прямых продаж.