Заметки с 9-й конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям
Год назад я закончил обзор о предыдущей конференции по IP-телефонии на пессимистичной ноте (см. Сети, 2003, № 24, статья «Блеск и нищета IP»). Что бы тогда ни говорили производители и операторы о безграничных перспективах рынка VoIP, их безудержный энтузиазм казался наигранным. Недаром же в прошлом году Константин Никашов, генеральный директор MERA Networks, открыто признал, что после периода всеобщей эйфории отрасль застопорилась на этапе воспроизведения в IP-системах функциональности традиционной телефонии, поскольку ее развитие сдерживается острым дефицитом новых идей. Нынешняя конференция показала, что эта оценка начинает терять актуальность.
Старые слова и новые сервисы
Говорят, что новое — это хорошо забытое старое. Возможно, так оно и есть, но рынок IP-телефонии слишком молод, чтобы быть заподозренным в забывчивости. Его сегодняшняя модель — адаптация идей и технологий, уже получивших прописку в других сферах телекоммуникаций. Естественно, кое-что приходится изобретать «с нуля».
События 2004 года в сфере IP-телефонии и IP-коммуникаций (в названии конференции этот термин появился неспроста) тоже стоит сопоставить с итогами года предыдущего. В ноябре 2003 года Игорь Масленников, генеральный директор фирмы Center Telephony Integration (CTI), отметил два основных результата: рынок продолжает развиваться и приобрела популярность новая категория инфраструктурного оборудования — пограничные контроллеры соединений (Session Border Controller, SBC). Перечень итогов 2004 года оказался куда внушительнее как в количественном, так и в качественном отношениях.
Во-первых, 2004-й можно назвать годом рождения абонентских мультимедийных сервисов в широкополосных IP-сетях (Voice over Broadband, VoB). Хотя некоторые операторы, например FastWeb или Yahoo! Broadband, приступили к предоставлению таких сервисов несколько раньше, массовыми они стали лишь в текущем году. В десятках стран появилось более сотни новых операторов VoB, а в России подобные услуги предлагают «Комстар», «Телфин» и IP Port.
Рыночному успеху этих сервисов способствует и общее развитие сетей широкополосного доступа, прежде всего DSL. Согласно оценкам Forrester Research, в текущем году количество DSL-линий в мире перевалило 100-миллионный рубеж и продолжает расти на 20% в год.
Одновременно увеличивается абонентская база операторов нового поколения. По данным Игоря Масленникова, в марте 2004 года 5 млн абонентов Yahoo! Broadband пользовались услугами VoIP. Американский рынок голосовых услуг, предоставляемых по широкополосным каналам, пока отстает от японского и европейского. Тем не менее, если верить прогнозам Yankee Group, в конце года на них будут подписаны 1 млн жителей США, а еще год назад их было не более 130 тыс. Согласно прогнозам IDC и Probe Research, в 2008 году около 45% пользователей услуг широкополосного доступа, то есть не менее 110 млн чел., станут подписчиками сервисов VoB (рис. 1).
![]() |
Рис. 1. Проникновение услуг VoB среди пользователей сетей широкополосного доступа |
Во-вторых, приобрели популярность приложения для персональных IP-коммуникаций (Private VoIP Applications, PVA). Они позволяют через Internet вести бесплатные телефонные разговоры с пользователем из любого уголка земного шара, установившим на своем ПК такое же ПО. Наглядным примером могут послужить программы, доступные на сайтах шведского оператора Skype и американской FreeWorld Dialup. Похожую бизнес-модель выбрала российская фирма «ХитТелеком», предлагающая корпоративным клиентам услугу Externet.
Подписчики Externet могут бесплатно звонить друг другу независимо от местонахождения на территории России, используя шестизначные номера в сети Externet. Оператор взимает с клиентов только абонентскую плату — 5 долл. в месяц за каждую голосовую линию. В будущем компания намерена распространить сервис и на мобильные IP-телефоны.
Рост числа потребителей, использующих подобные приложения, еще больше способствует оттоку абонентов из сетей традиционных операторов связи: согласно оценкам аналитиков, только в Европе в этом году они потеряли 650 тыс. клиентов. У традиционных операторов не остается иного выхода, кроме как активно внедрять технологии VoIP. На этот путь уже вступили British Telecom, Deutsche Telekom, France Telecom, AT&T, Verizon, SingTel, Telefonica Espana и др. Завидную активность проявляют альтернативные операторы MCI, Telstra, Primus, GoTel, WorldExchange и «Комстар».
В-третьих, усилилось сращивание проводных и радиосетей передачи данных. В сфере IP оно выразилось в появлении концепции IMS (IP Multimedia Subsystem), которая, судя по всему, будет определять дальнейшее развитие сетей следующего поколения (NGN), а значит, и телекоммуникаций в целом. Возникновение архитектуры IMS стало прямым следствием решения об использовании SIP в качестве базового протокола сетей мобильной связи, которое консорциум 3GPP принял в 2001 году.
С архитектурной точки зрения IMS предполагает разделение логики работы сети, логики работы с абонентами и логики предоставления услуг. В результате набор доступных абоненту приложений и сервисов перестает зависеть от способа подключения к сети и типа терминального устройства.
Отделение логики сервисов от логики инфраструктуры приведет к тому, что в сетях NGN-IMS оператор сможет предоставлять услуги, не располагая собственной сетевой инфраструктурой. Это — один из вариантов схемы аутсорсинга, получившей широкое распространение в других секторах рынка ИТТ. В сетях мобильной связи ее должны реализовать виртуальные операторы мобильных сетей (Mobile Virtual Network Operator, MVNO).
Моделью аутсорсинга в наступающем году смогут воспользоваться и российские операторы IP-телефонии. Николай Ильин, автор хорошо известных проектов VoIP Exchange (биржа IP-телефонии) и IP Office (услуги IP Centrex) на конференции в Виноградово объявил о запуске с 1 января 2005 года проекта www.voip-center.ru, в рамках которого будут предоставляться услуги аутсорсинга программной коммутации, биллинга и пр.
Другим проявлением конвергенции проводных и беспроводных сетей стала услуга перемаршрутизации вызовов. Так, американские фирмы SBC и Cingular заключили соглашение о совместном обслуживании сотовых абонентов. Подписчикам услуг фиксированной и мобильной связи бесплатно выдается специальная подставка, после установки в которую мобильного телефона звонки на него автоматически переводятся на стационарный телефон, что позволяет хорошо экономить деньги. Услуга предоставляется за символическую плату — 3 долл. в месяц.
В чем-то аналогичный сервис, BT Bluephone, предлагает British Telecom. На сей раз абонент выбирает зону своего местопребывания (дом или офис), в пределах которой звонки на мобильный телефон оплачиваются по тарифам ТфОП. При выходе из нее абонент продолжает работать в сети GSM/CDMA по тарифам мобильной связи.
В-четвертых, операторы всерьез заговорили о видеосервисах в IP-сетях.
видео в сетях IP
На конференции в Виноградово услуги передачи видео по IP-сетям активно обсуждались впервые. Значительное падение цен на оборудование привело к тому, что сервисы Video over IP (прежде всего, видео по запросу и IP-телевещание) перестали казаться чем-то экзотическим. Роль катализатора рынка сыграл оператор FastWeb, сумевший довольно быстро довести абонентскую базу до полумиллиона пользователей.
Компания «Телеком-Центр» объявила на конференции о начале предоставления мультимедийных абонентских сервисов Triple Play с января 2005 года. Проект, реализуемый совместно с «Космос-ТВ», пока проходит в Москве стадию тестовой эксплуатации. Услуги доступа к Internet, платному ТВ-контенту и голосовые сервисы конечному пользователю будет предоставлять оператор мультисервисной сети доступа. Он же должен отвечать за обслуживание абонентов и расчеты с ними.
Были названы и несколько факторов, способных помешать развитию проекта. В их числе —избыточность каналов, предлагаемых провайдерами ТВ-контента. Отдельная проблема — перевод звукового сопровождения на русский язык. Не до конца решены вопросы стыковки сетей доступа с так называемыми условными сетями доступа формирователя контента, а также продаж телевизионных приставок через розничные сети.
Неясна ситуация и с тарифами. Применительно к пакету Triple Play психологическим ценовым барьером для Москвы является ARPU на уровне 50 долл., для регионов — 30 долл. Так что о доходах компании FastWeb (96 долл. с человека в месяц) нашим операторам мечтать не приходится. Из упомянутых 96 долл. на услуги платного ТВ приходятся только 10 долл., а основной доход итальянскому оператору приносят голосовые сервисы и доступ в Internet.
По словам Ольги Макаровой, директора департамента маркетинга ЗАО «Телеком-Центр», вовлечение в проект до конца 2005 года 3—4 операторов сетей доступа окажется успехом.
IP Centrex в центре внимания
Бизнес предоставления услуг учрежденческой АТС по IP-сети на Западе процветает. Постепенно он завоевывает популярность и на отечественном рынке, причем одни компании предлагают подобные услуги самим конечным пользователям, а другие — вторичным операторам. До последнего времени подобной тактике аутсорсинга в России следовала только фирма «Комстар», но с нового года аналогичные услуги будут развернуты «РТКомм».
Поначалу компания намерена работать в операторском секторе, хотя предоставление услуг конечным пользователям не исключается. Условия для «операторов-дистрибьюторов» будут такими, чтобы проект окупился за два года. При расчетах сроков окупаемости ставка делается на тарификацию услуги, а не трафика; последний будет оцениваться по межоператорским тарифам.
По словам Ильи Федорушкина, руководителя направления в «РТКомм», подписка на IP Centrex позволяет потребителю на 50—70% сократить затраты на приобретение оборудования: ему нужно купить только терминальные устройства. Расходы на добавление к системе нового рабочего места равны стоимости одного терминала. Абонент IP Centrex может получить не только базовые голосовые и видеоуслуги, но и ряд дополнительных сервисов, включая голосовую почту, интеллектуальную переадресацию вызовов, функционал операторского центра и т.д.
Вторичные операторы, предоставляющие данный сервис конечным пользователям на базе виртуальной платформы IP Centrex, тоже не окажутся в накладе. Использование модели аутсорсинга позволит им минимизировать как начальные инвестиции, так и риск выхода в новый рыночный сегмент. Они смогут обойтись без штата инженеров, поддерживающих работоспособность системы, а время вывода продукта на рынок составит менее месяца.
Сервис IP Centrex, вроде бы, выгоден всем заинтересованным сторонам, но в России он практически отсутствует. Согласно оценкам J?son & Partners, IDC, Ovum и «Коминфо Консалтинг» в 2004 году средний доход от услуг IP-телефонии в нашей стране составил около 110 млн долл. в месяц, причем половина суммы пришлась на «карточную» IP-телефонию. Доля корпоративных клиентов в «карточных» услугах доходила до 80%, хотя такие пользователи часто отказываются от подобного сервиса в силу его ограниченности, например из-за отсутствия входящей связи. Вместе с тем спрос корпоративных заказчиков на услуги IP-телефонии за год вырос на 40%. По некоторым данным, на начало года они были готовы установить 1,3 млн терминалов. Если бы эта готовность материализовалась, объем рынка IP Centrex в России достиг бы 634 млн долл. Аналогичные оценки на 2005 год еще более оптимистичны: 1,8 млн терминалов и 887 млн долл.
Схожим образом обстоит дело и в частном секторе. В Москве 450 тыс. квартир имеют широкополосный доступ к Internet, и спрос на широкополосные подключения растет на 50% в год. Доля потенциальных абонентов услуг VoIP среди пользователей широкополосных сетей составляет 15%, или более 67 тыс. терминалов. При ожидаемом доходе с одного абонента на уровне 7 долл. в месяц только в столице это дало бы 5,7 млн долл. год. А вот оценки потенциала рынка IP Centrex для страны в целом: 79 тыс. терминалов и 6,7 млн долл. в 2004 году, 119 тыс. терминалов и 10 млн долл. в 2005 году. Надо ли говорить, что действительность очень далека от этих цифр, поэтому сама компания «РТКомм» строит куда более умеренные планы (рис. 2).
![]() |
Рис. 2. Прогноз роста российского рынка услуг IP Centrex |
По мнению Андрея Веселова, генерального директора «ХитТелеком», есть по крайней мере три причины, в силу которых слово аналитиков расходится с делом операторов. Одна из них — плохая инфраструктура транспортных сетей, другая — низкие темпы перехода на IP, в результате чего этот протокол приживается далеко не повсеместно. Свою лепту вносит и высокая цена: сервис IP Centrex пока обходится потребителю дороже автономных конвергентных решений.
В итоге услуги IP Centrex оказываются востребованными преимущество крупными организациями, у которых расходы на аутсорсинг меньше затрат на использование собственных ресурсов, а потому незаметны в общей сумме накладных расходов. Как отметил на дискуссии «IP-УАТС или IP-Centrex» г-н Никашов, для мелких компаний переход на IP Centrex требует изменения инфраструктуры средств связи, что чувствительно для их бюджета. К тому же многие функции IP Centrex останутся невостребованными. Поэтому таким компаниям проще установить собственную недорогую IP-УАТС и отдать на аутсорсинг ее обслуживание. Популярность услуг Centrex преимущественно среди крупных корпоративных клиентов подтверждает и мировая практика. Скажем, у Vonage корпоративные заказчики составляют лишь 16% от общего числа клиентов, а у других операторов — не более 25%.
Избегая зарегулированности
Несколько лет назад основные игроки рынка IP-телефонии, объединившись вокруг профильного комитета в составе АДЭ, в сражениях не на жизнь, а на смерть отстояли признание IP-телефонии телематической услугой. Без этой победы рынок IP-телефонии в нашей стране мог бы исчезнуть, так и не родившись.
Но проблемы регулирования отрасли остались, и связаны они, в первую очередь, с радикальными отличиями пакетной телефонии от традиционной. Так, демонополизация рынка и падение маржи при передаче трафика дальней связи делают бессмысленным механизм перекрестного субсидирования. В IP-сетях крайне трудно воспроизвести схемы обработки вызовов экстренных служб. Без массового внедрения контроллеров SBC не удается выполнить требования СОРМ. В мире VoIP отсутствуют географические зоны нумерации и традиционная архитектурная иерархия, что переводит в иную плоскость вопросы присоединения операторов и номерных планов. Короче говоря, новая парадигма IP-коммуникаций требует нового подхода к регулированию.
![]() |
Ведущие поставщики телефонных аппаратов на российский корпоративный рынок (по итогам 2003 года) |
В США уходящий год ознаменовался рядом важных событий в данной области. Помимо широко освещавшихся в прессе дебатов и судебных разбирательств вокруг абонентских VoIP-сервисов с участием Vonage и FreeWorld Dialup стоит упомянуть июльский проект закона «О прогрессивных коммуникационных услугах на базе Internet», принятие в начале августа закона о СОРМ и недавнее отнесение вопросов регулирования отрасли VoIP к исключительной прерогативе Федеральной комиссии связи США (FCC).
В нашей стране прогресс пока не столь заметен. Вступление в силу нового Закона «О связи» — лишь первый шаг: по мнению экспертов, для его практического применения нужно принять несколько десятков подзаконных актов. Разработаны проект перечня лицензий и лицензионных условий, а также проект правил присоединения провайдеров IP-телефонии. Свои поправки и комментарии к ним подготовила АДЭ, но окончательное утверждение этих документов еще ждет своего часа.
Затянувшаяся дуэль
Уже не первый год на пленарном заседании конференции в Виноградово проводится словесная дуэль между наиболее яркими представителями лагерей традиционной/конвергентной и «чистой» IP-телефонии. От первого выступают представители Avaya, от второго — Cisco. К сожалению, в нынешнем году не возникло нового лейтмотива в этом противостоянии. Представлявший Cisco директор по разработкам П. Дж. Барбер пытался поставить IP во главу всего и вся, а Георгий Санадзе, руководитель группы предпродажной подготовки московского представительства Avaya, как и год назад, напирал на преимущества конвергентных решений.
В качестве основного довода в пользу «чистых» систем IP-телефонии представители Cisco обычно ссылаются на собственные успехи, полагая, что рост бизнеса Cisco означает бесперспективность технологических подходов других компаний. Подобная аргументация сильно хромает, но факты, представленные г-ном Барбером в этом году, заслуживают внимания. По его данным, к июню текущего года более 40 заказчиков реализовали проекты с применением не менее 5 тыс. IP-телефонов производства Cisco. Всего же решения этой фирмы используют для IP-коммуникаций более 16,5 тыс. организаций. Ежедневно по всему миру около 8 тыс. традиционных TDM-аппаратов заменяются на IP-телефоны Cisco. При таких темпах компания уже успела продать свыше 3,5 млн IP-телефонов, что сделало ее безусловным лидером данного рыночного сегмента по версии Synergy Research.
Более 2,6 млн пользователей работают с продуктом Cisco Unity (поддержка голосовой почты и универсальной обработки сообщений), более 750 тыс. операторских мест насчитывают контакт-центры на базе решений Cisco, а число портов в проданных шлюзах VoIP превысило 15 млн. Тем не менее еще несколько месяцев назад, по данным того же Synergy Research, в секторе систем корпоративной телефонии Cisco делила с Alcatel почетные 4—5 места, уступая Nortel, Siemens и Avaya.
Позиция Георгия Санадзе оказалась более умеренной, чем на прошлогодней конференции. В тот раз он утверждал, что будущее — за конвергентными решениями, поэтому производители традиционных УАТС через какое-то время станут безраздельно господствовать на рынке. Прошел год, и практика показала, что однозначного решения вопроса об исходе противостояния между чистыми IP-решениями и конвергентными системами не существует. На выбор заказчика влияют множество факторов, включая экономическую эффективность, защиту инвестиций, надежность, функциональность, производительность и масштабируемость. Скажем, традиционные телефоны сегодня более надежны, чем их «IP-двойники». По словам г-на Санадзе, Avaya может сделать IP-решения более надежными, чем системы традиционной телефонии, но это потребует значительных инженерных усилий, что скажется на стоимости.
В России противостояние двух типов решений выглядит несколько иначе, хотя бы потому, что Panasonic является лидером по продажам телефонных аппаратов для отечественных корпоративных клиентов (см. таблицу) — около 90% изделий все еще составляют аналоговые модели. Согласно оценкам Avaya, доля аналоговых телефонов в корпоративном секторе будет только расти. В этой тенденции фирма видит для себя добрый знак, так как со временем все эти устройства можно будет подключить к телефонным станциям класса DEFINITY (а не к IP-коммутаторам), наделив их функциональностью SIP-телефонов.
Кстати, несмотря на победные реляции Cisco, спрос на IP-решения пока явно отстает от прогнозов аналитиков. Так, при поставках в Россию с августа по октябрь 2004 года конвергентной станции S8700 производства Avaya 13% всех портов составили IP-порты, 16% — цифровые порты, 71% — аналоговые. При этом наша страна продемонстрировала далеко не худший результат: в Германии за тот же период доля IP-портов вообще была на уровне 3%. Согласно некоторым оценкам, такие же пропорции характерны для оборудования других производителей, с чем не может не считаться Cisco. Кажется, фирма пересмотрела стратегию в области IP-телефонии и спешно занялась сопряжением своих решений с существующими системами на основе традиционных или конвергентных УАТС.