В 2004 году о кризисе, поразившем ИТТ-рынки развитых стран, впервые стали говорить в прошедшем времени
Темная полоса, кажется, закончилась. Обороты компаний если и не растут, то не падают на десятки процентов в квартал, фирмы перестали рассылать уведомления о массовых сокращениях, а индекс акций высокотехнологичных компаний на ведущих фондовых площадках мира не заставляет инвесторов впадать в глубокую депрессию.
Титанам порой достается больше других, и события начала века не стали исключением. Стагнация рынка, наметившаяся в США в самом конце 2000 года, развилась в глубочайший кризис, который продлился три с лишним года. Практически все гиганты сетевой и телекоммуникационной индустрии столкнулись с резким сокращением числа заказов, невозвратом товарных кредитов, падением объемов продаж, миллиардными убытками. Кризис привел к разорению тысячи мелких фирм, но некоторые такие компании не просто уцелели: в самые тяжелые времена они умудрялись развиваться с неплохой динамикой.
Мы попытались проанализировать, как отразились кризисные годы на бизнесе хорошо известных игроков телекоммуникационного рынка. Рамки статьи заставили нас ограничиться только крупнейшими производителями, да и то не всеми. Для сопоставления мы включили в анализ и две фирмы меньшего размера — Juniper Networks и D-Link.
Основными показателями успешности бизнеса являются объемы оборота и чистой прибыли, они-то и использовались в качестве ориентиров. За кадром сознательно оставлены динамика численности персонала, рыночных котировок и множество других аспектов.
Avaya
В лозунгах Avaya сегодня фигурируют конвергентные решения, в которых ключевое место отводится протоколу IP. Одним из «коньков» фирмы стали традиционные и мультимедийные операторские центры, а ее руководители все чаще говорят о превращении Avaya в компанию, специализирующуюся на программном обеспечении. Последнее утверждение имеет веские основания: конкуренция на уровне функциональности коммуникационных средств идет именно в области ПО.
Ключевые акценты в сегодняшней деятельности Avaya легко проследить по продуктовым анонсам минувшего года. Все они вписываются в стратегию предоставления корпоративным заказчикам конвергентных решений — начиная от версии Small Office Edition в семействе систем IP-телефонии IP Office и решения Avaya Enterprise Connect (обеспечивает функции корпоративного коммуникационного центра небольшим филиалам и работающим на дому сотрудникам) и заканчивая серией приложений Avaya Converged Communications Server (комплексная поддержка протокола SIP) и системы Unified Communication Center (доступ к коммуникационным приложениям практически с любого терминала).
В полном согласии с этой стратегией Avaya занялась скупкой других компаний. Для активизации присутствия на европейском рынке в 2004 году она поглотила германского поставщика операторских центров Tenovis, а в Азии — Tata Telecom. Сфокусированности на коммуникационных мультимедиа-решениях соответствовала покупка Spectel — разработчика систем аудио- и Web-конференц-связи. В области интеграции голосовых и бизнес-приложений фирма заручилась поддержкой IBM. А перед самым Новым годом она приобрела калифорнийскую компанию RouteScience, выпускавшую адаптивное ПО мониторинга и автоматической оптимизации сетей передачи данных.
В 2004 году Avaya окончательно распрощалась с бизнесом структурированных кабельных систем: решения SYSTIMAX и ExchangeMAX, ряд вспомогательных продуктов проданы CommScope.
Активная деятельность Avaya в роли покупателя — явное свидетельство улучшения ее финансового положения. Напомним, что при выделении последней из состава Lucent Technologies летом 2000 года речь шла о потенциальном годовом обороте порядка 8 млрд долл. Возможно, так оно и было бы, если бы не кризис. Фирма закончила 2001 финансовый год (завершился 30 сентября) с убытками 352 млн долл. при обороте 6,8 млрд долл., через год соответствующие показатели составили 656 млн долл. и почти 5 млрд долл., еще через год — 128 млн долл. и 3,8 млрд долл. Лишь в 2004 финансовом году оборот вырос до 4,1 млрд долл. и впервые получена прибыль (291 млн долл.).
По оценкам зарубежных экспертов, в текущем финансовом году компания может увеличить продажи аж на 25—27%. Условия такого подъема — Avaya начнет предлагать продукты операторам, стремящимся реализовать в своих сетях управляемые сервисы VoIP, и, главное, сумеет успешно противостоять Cisco Systems на рынке IP-телефонии.
Cisco Systems
Некоторые западные аналитики не устают повторять, что среди гигантов телекоммуникационного мира только Cisco вышла «сухой из воды». В этом утверждении — немалая доля истины. Конечно, рецессия сказалась на бизнесе крупнейшего производителя сетевого и телекоммуникационного оборудования, но если у конкурентов продажи упали в разы, то у Cisco — от силы на 15%.
Оборот Cisco в 2001 финансовом году (закончился 31 июля) составил 22,3 млрд долл., в 2002 — 18,9 млрд долл., в 2003 — 18,9 млрд долл., в 2004 — подрос до 22,0 млрд долл. В I квартале текущего финансового года продажи достигли без малого 6 млрд долл., что соответствует 17-процентному росту по сравнению с аналогичным периодом предыдущего финансового года. Не менее показательны размеры чистой прибыли: за последние три финансовых года они составили 1,9, 3,6 и 4,4 млрд долл. соответственно, а в последнем финансовом квартале — 1,4 млрд долл. И только в 2001 финансовом году компания понесла чистый убыток порядка 1 млрд долл.
Хорошие финансовые показатели позволили Cisco Systems довольно уверенно пережить кризисные годы и активно приступить к продолжению докризисной стратегии. Речь идет об активной скупке других компаний. Не секрет, что в конце 90-х сетевой гигант был неофициальным чемпионом по числу приобретений. Хотя не все покупки оказались одинаково удачными, именно поглощения позволили Cisco значительно продвинуться в таких областях, как маршрутизация, сетевая защита на уровне коммутаторов и VoIP.
В минувшем году Cisco приобрела 12 компаний на общую сумму более 700 млн долл., задавшись целью проникнуть в новые рыночные сегменты или усовершенствовать имеющиеся технологии. В числе наиболее значительных стоит упомянуть мартовское приобретение Twingo Systems и недавнее поглощение Protego; оба производителя специализировались на средствах сетевой защиты. Аналитики прогнозируют, что в наступившем году процесс поглощений продолжится с той же интенсивностью.
Неудивительно, что в 2004 году фирма активно выпускала новые продукты. Так, в июле начались поставки магистрального коммутатора CRS-1, разрабатывавшегося около двух лет. В сентябре радикальную модернизацию претерпели линейки маршрутизаторов нижнего и среднего ценового ряда: выпущены устройства с интегрированными сервисами 18xx, 28xx и 38xx, объединенные в семейство CISR.
Huawei Technologies
Агрессивность китайского производителя на российском рынке хорошо известна, и такова же его политика в мировом масштабе. В последние пару лет Huawei неоднократно упоминалась в новостных лентах как участник скандалов с другими крупными фирмами, в первую очередь Cisco Systems.
Последняя еще в 2003 году инициировала против Huawei судебный процесс в связи с незаконным использованием кодов операционной системы IOS, под управлением которой работают сетевые устройства Cisco. В минувшем году Huawei «отличилась» еще раз: ряд конкурентов обвинили ее сотрудников в незаконном фотографировании их продукции на июньской выставке Supercomm 2004 в Чикаго.
Как ни странно, эти события, кажется, не нанесли серьезного урона бизнесу китайского производителя. Как частная фирма он не публикует подробных финансовых отчетов, но известно, что за период кризиса оборот Huawei снизился примерно на 13,5% лишь один раз, а сам бизнес оставался безубыточным. В 2000 году оборот и чистая прибыль компании составили 2,7 и 0,35 млрд долл. соответственно, в 2001 году — 3,1 и 0,26 млрд долл., в 2002 году — 2,7 и 0,11 млрд долл., в 2003 году — 3,8 и 0,37 млрд долл. Предварительная оценка самой Huawei ее оборота за 2004 год составляет 5 млрд долл.
В пику Cisco Systems китайский производитель заключил стратегический альянс с компанией 3Com. Одним из его результатов стал выпуск в ноябре 2004 года линии магистральных терабитных коммутаторов 3Com Switch 8800, снабженных 10-гигабитными интерфейсами Ethernet. Другой альянс — с Siemens — позволил Huawei задействовать дистрибьюторские каналы немецкого гиганта для продвижения собственной продукции: Siemens активно использует в своих проектах коммутаторы и маршрутизаторы Quidway для организации локальных и глобальных сетей. Из существенных пополнений названного семейства в минувшем году отметил июньский выпуск маршрутизаторов для корпоративных сетей Quidway NetEngine, поддерживающих протокол IPv6.
До последнего времени продукция Huawei пользовалась спросом преимущественно в странах Азии, Африки и Ближнего Востока. Активное сотрудничество с 3Com и Siemens должно помочь компании закрепиться на рынках США и Западной Европы, отличающихся жесткой конкуренцией. При этом ей придется преодолевать негативное отношение американских заказчиков, сформировавшееся под влиянием упомянутых судебных процессов, и защищать свои позиции в азиатских странах, куда устремились Cisco, Lucent и Nortel.
Lucent Technologies
Lucent оказалась в числе тех индустриальных гигантов, на деятельность которых кризис повлиял особенно сильно. Стремясь сфокусировать свою деятельность, перед самым кризисом Lucent выделила в самостоятельные фирмы бизнес, связанный с оборудованием корпоративных (Avaya) и беспроводных (Agere) сетей. Но момент для реструктуризации был выбран крайне неудачно: операторский сектор пострадал от кризиса больше всего и, сконцентрировавшись исключительно на нем, Lucent в значительной мере лишилась возможностей для маневра. К тому же на рубеже веков она чересчур увлеклась выдачей товарных кредитов крупным операторам, часть из которых во время кризиса разорилась. Невозвращенные кредиты пришлось отнести к прямым убыткам.
Как следствие, на протяжении 13 кварталов, начиная с весны 2000 года, фирма оставалась убыточной. Руководство Lucent неоднократно обещало акционерам сделать ее прибыльной, но выполнить это удалось лишь в последнем квартале 2003 финансового года, который завершился 30 сентября (чистая прибыль 99 млн долл.). Планы же поднять объем квартальных продаж до 2,5 млрд долл. до сих пор не реализованы.
До выделения Avaya (осенью 2000 года) и Agere (летом 2002 года), а также продажи японской Furukawa Electric производства оптического волокна оборот корпорации превышал 28,6 млрд долл. Но 2001 финансовый год компания закончила на отметке 19,3 млрд долл., и чистые убытки оказались ненамного меньшими — 16,2 млрд долл. В 2002 году соответствующие показатели составили 12,2 и 11,8 млрд долл., а в 2003 году — 8,47 и 0,77 млрд долл. В 2004 финансовом году фирма получила прибыль 1,14 млрд долл. при обороте 9,05 млрд долл.
Негативные тенденции сказались на численности персонала Lucent, который сократился более чем в 3,5 раза, и далеко не только из-за выделения направлений бизнеса в отдельные фирмы (правда, массовых увольнений не избежал и ближайший конкурент Lucent — канадская Nortel). Компании пришлось отказаться от выпуска некоторых моделей телекоммуникационного оборудования.
Проблемы возникли и в сфере финансовой отчетности. В конце 2000 года Lucent признала завышение размеров дохода в только что завершившемся финансовом году. Когда за расследование этого дела взялась Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC), выяснилось, что данный случай — далеко не единственный. Последний иск SEC в адрес Lucent датируется 17 мая 2004 года; где речь идет о незаконном завышении финансовых показателей на сумму 1,1 млрд долл.
Тем не менее есть основания надеяться, что тяжелые времена для Lucent Technologies закончились. Даже во время кризиса корпорация практически не снизила уровень финансирования своего исследовательского подразделения Bell Labs. Результаты — налицо: в минувшем году Lucent активно выпускала новые продукты, такие как мультисервисный граничный коммутатор CBX 3500, DWDM-решение для операторов городских оптических сетей Metropolis Wavelength Services Manager (WSM), базовая станция Flexent CDMA450 Modcell ES, программное обеспечение HSDPA для сетей UMTS, поддерживающее передачу данных со скоростью 3,6 Мбит/с.
Начавшийся переход операторов по всему миру на стандарты мобильной связи 3G, который из-за кризиса был отложен на несколько лет, тоже обещает стать мощным стимулом развития бизнеса Lucent. Весьма симптоматичным является и летнее приобретение ею компании Telica, разработки которой в области систем VoIP следующего поколения должны обогатить семейство решений Accelerate.
Nortel Networks
Проанализировать кризисную траекторию этого канадского производителя — задача не из легких. Хотя после банкротства американского энергетического гиганта Enron нестыковки в финансовой отчетности обнаружились у многих компаний, и не только американских, для Nortel ситуация оказалась сложнее, чем можно было предположить.
В прошлом году Комиссия по ценным бумагам канадской провинции Онтарио обязала руководство компании ликвидировать несоответствие между опубликованными документами и истинным положением дел Nortel в 2001-2003 годах. Корректную версию опубликованных ранее данных, как и итоги первого полугодия 2004 года Nortel обязалась сделать достоянием общественности в III квартале минувшего года, но срок выдержан не был. В результате фирма столкнулась с угрозой снятия ее акций с торгов на Нью-йоркской фондовой бирже.
Уточненные показатели финансовой деятельности в 2001-2003 годах появились на Web-сайте компании только 11 января. Оборот Nortel за эти годы составил 18,9, 11,0 и 10,2 млрд долл соответственно, размер чистых убытков в 2001 и 2002 годах — 25,7 и почти 3 млрд долл. Только в 2003 году фирме удалось переломить негативную тенденцию и получить прибыль 434 млн долл. Согласно еще не прошедшим аудиторскую проверку данным, оборот Nortel за первые три квартала 2004 года составил 7,3 млрд долл., а прогнозируемый показатель за весь 2004 год равен 10,1—10,2 млрд долл.
Указанные проблемы привели к перестановкам в высшем руководстве компании. Так, 28 апреля с поста генерального директора ушел Франк Данн, а его место занял Уильям Оунс, прежде возглавлявший совет директоров. Летом минувшего года некоторые аналитики предсказывали, что Nortel придется продать бизнес по выпуску оборудования для корпоративных сетей, но этого пока не произошло. Зато фирма отказалась от некоторых видов деятельности, связанной с разработкой и производством компонентов оптических сетей. В первой половине наступившего года соответствующая часть ее бизнеса отойдет к Flextronics.
Сама компания сосредоточилась на ключевых для нее направлениях. В феврале прошлого года она приступила к поставкам второй версии коммуникационной платформы Multimedia Communications Server 5100. В июне Nortel представила беспроводную точку доступа Wireless LAN Cable Access Point 6220, позволяющую подключать хот-споты к сетям кабельного телевидения, оптическую транспортную DWDM-платформу Common Photonic Layer и новые коммутаторы семейства BayStack. В октябре начались поставки решения Wireless Mesh Network, позволяющего распространить зону действия защищенной WLAN за пределы классического хот-спота. Наконец, с I квартала наступившего года клиентам будут отгружаться базовые станции BTS 18000, одновременно поддерживающие стандарты GSM и UMTS.
В 2005 году компания имеет все шансы почувствовать первые плоды реструктуризации, переломить отрицательную динамику объемов продаж и выйти на хороший уровень прибыльности. Завершение (хочется надеяться) конфликтной ситуации в области финансовой отчетности, отказ от низкорентабельных направлений деятельности, сохранение высокого уровня инвестиций в перспективные технологии, разработка и выпуск на их основе новых продуктов, подписание контрактов с ведущими мировыми операторами фиксированной и мобильной связи (вроде AT&T Wireless, BellSouth, BT, China Telecom, O2, Sprint, Telstra и Verizon Wireless) — все это должно дать свои результаты.
Alcatel
В марте 2001 года на открытии ганноверской выставки CeBIT глава Hewlett-Packard Карли Фьорина предостерегала европейцев в отношении начавшегося за океаном кризиса. Многие отнеслись к предостережению с недоверием, но ее слова оказались пророческими. В качестве «европейского» примера рассмотрим кризисную траекторию Alcatel.
Во время кризиса бизнес французского производителя оставался убыточным, а продажи сократились более чем вдвое. Если в 2000 году они составили 27,8 млрд евро (прибыль 1,3 млрд евро), то годом позже — 25,4 млрд евро (чистые убытки почти 5 млрд евро), в 2002 году — 16 млрд евро (убытки 4,7 млрд евро), а в 2003 году — 12,5 млрд евро (убытки 1,9 млрд евро). К прибыльности фирма вернулась лишь в I квартале минувшего года, а ее оборот за первые девять месяцев составил 8,7 млрд евро (только на 2% больше, чем за аналогичный период 2003 года).
Столкнувшись с тенденцией снижения продаж, французский производитель был вынужден отказаться от некоторых видов деятельности. Так, в 2002 году он передал производство абонентских DSL-терминалов компании Thomson, а годом позднее продал производство компонентов для оптических сетей (семейство Optronix) фирме Avanex. Тем не менее спектр продукции Alcatel по-прежнему очень широк — от устройств для операторских сетей IP/MPLS до оборудования 3G.
Признаки оживления рынка и финансового оздоровления компании в минувшем году можно усмотреть в активизации покупок других фирм. Так, в ноябре Alcatel объявила о намерении приобрести французскую Right Vision, чьи разработки вскоре будут интегрированы в коммуникационные серверы omniPCX. В декабре завершилось поглощение американской компании Spatial Wireless, программные коммутаторы которой могут использоваться в сетях сотовой связи разных стандартов.
Общее оживление рынка сулит производителю неплохие перспективы, но еще рано утверждать, что он полностью преодолел последствия кризиса. В наступившем году в немецком подразделении Alcatel SEL — втором по величине центре исследований и разработок Alcatel, который к тому же курирует рынки Германии и стран Центральной и Восточной Европы (включая Россию) — будут уволены 550 сотрудников. Среди причин сокращения указывается снижение спроса на системы традиционной телефонии, заставляющее сконцентрироваться на других рыночных сегментах. И действительно, в ноябре в Генуе открылся центр исследований и разработок, где около 800 инженеров будут заниматься широкополосными сетями следующего поколения.
Готовясь к «высшей лиге»
Было бы ошибкой полагать, что будущее Cisco Systems безоблачно. Помимо традиционных конкурентов типа Lucent и Nortel, постепенно оправляющихся после кризиса, на пятки Cisco наступают компании гораздо меньшего размера. Отличающаяся агрессивной рыночной политикой калифорнийская фирма Juniper Networks медленно, но верно откусывает у именитого соперника все новые куски рыночного пирога. А в нижнем ценовом сегменте Cisco (вернее — ее подразделение Linksys по оборудованию для домашних сетей) основательно подпирает тайваньский производитель D-Link.
Juniper Networks
Год назад битва между компаниями шла лишь в секторе оборудования операторского класса, но в феврале минувшего года Juniper недвусмысленно заявила о намерении выйти на рынок крупных корпоративных проектов. Первым шагом в этом направлении стало приобретение за 4 млрд долл.(!) NetScreen Technologies, хорошо известной разработками в области брандмауэров и оборудования VPN. Второй шаг — выпуск маршрутизаторов доступа для корпоративных сетей, объединенных в семейство J-Series.
Следующий выпад в сторону Cisco не заставил себя долго ждать: весной 2004 года Juniper выступила с инициативой Infranet, которая призвана ликвидировать два самых слабых звена Глобальной сети (плохую защищенность и невысокую надежность) и тем самым коренным образом изменить структуру рынка IP-сервисов. О резонансе, который Infranet Initiative получила на рынке, можно было только мечтать: среди операторов почин поддержали America Online, British Telecom, Deutsche Telekom, France Telecom, Level 3 и Qwest, а среди производителей — Ericsson, Hewlett-Packard, IBM, Lucent, Polycom и Oracle.
Реакция Cisco Systems пока не последовала. Возможно, корпорация не желает примыкать к лагерю, в котором она не является лидером, или же стремится сохранить независимое позиционирование собственных разработок. Компания, контролирующая до 70% продаж в некоторых рыночных сегментах, может себе это позволить.
Эксперты полагают, что дальнейшие шаги Juniper будут связаны с выходом на рынок устройств IP-УАТС и оборудования для беспроводных LAN. Кажется, фирма располагает для этого необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми, о чем свидетельствуют размер сделки с NetScreen и стремительный рост оборотов Juniper в последние годы. За первые три квартала прошлого года объем продаж составил 906 млн долл. (чистая прибыль 70 млн долл.), за 2003 год — 701 млн долл. (прибыль 39 млн долл.), за 2002 год — 547 млн долл. (убыток 120 млн долл.), за 2001 год — 887 млн долл. (убыток 13 млн долл.) Так что по финансовому критерию Juniper Networks стремительно трансформировалась из начинающей компании в серьезного игрока.
D-Link
Отдельные небольшие компании за годы рецессии ухитрились значительно укрепить свои рыночные позиции. К ним можно отнести тайваньскую D-Link, 37% продаж которой приходятся на Северную Америку, а 25% — на европейские страны. В последнее время ее оборот увеличивался на 12—15% ежегодно, а 2003 год она завершила почти с 25-процентным ростом (2000 год — 445 млн долл., 2001 год — 510 млн долл., 2002 год — 584 млн долл., 2003 год — 728 млн долл.). В отличие от более именитых производителей, все эти годы фирма оказывалась в прибыли (в 2003 году — 40 млн долл.).
Основные секреты успеха D-Link — четкая сфокусированность на небольшом числе рыночных сегментов, опора исключительно на собственные разработки и удачная ценовая политика. D-Link не выпускает оборудование операторского класса, и более 500 продуктов в ее портфеле адресованы представителям малого и среднего бизнеса и поклонникам концепции цифрового дома. Весьма характерны последние продуктовые анонсы: «игровые» маршрутизаторы GamerLounge, оптимизирующие сетевой трафик для онлайновых игр, беспроводной медиаплейер семейства MediaLounge, содержащий устройства для считывания флэш-карт и DVD-дисков, интеллектуальная точка доступа AirPremier DWL-22210AP для сетей 802.11g с функциями самодиагностики и самоуправления, новая линейка гигабитных коммутаторов Web Smart, поддерживающих управление через Web-интерфейс.
Такая продуктовая политика приносит свои плоды. За последние годы фирме удалось заметно обогнать конкурентов — компанию Linksys, которая с 2003 года входит в состав Cisco Systems (оборот в 2003 году составил 490 млн долл.), и Netgear (299 млн долл.).
Минувшей осенью D-Link была выбрана одним из крупнейших американских операторов AT&T для совместной разработки принципиально новых решений VoIP, позволяющих обеспечить в операторских сетях QoS, уровень надежности и качество передачи голоса, сопоставимые с таковыми в традиционных ТфОП. В связи с послекризисным оживлением операторского рынка это сотрудничество дает компании неплохие перспективы, а приверженность сфокусированной маркетинговой политике может уже в ближайшее время ввести D-Link в заветный круг «миллиардеров».