САКРАМЕНТАЛЬНАЯ фраза «Я тебя породил, я тебя и убью» как нельзя лучше характеризует взаимоотношения IBM с ее самым знаменитым изобретением — персональным компьютером. В 1981 году корпорация подарила миру стандартные микрокомпьютеры на базе архитектуры Intel, открыв эпоху персональных вычислений. Она же первая среди мировых гигантов ИТ-индустрии отказалась от своего детища, продав подразделение по выпуску ПК китайской компании Lenovo. Тем самым Голубой Гигант подтвердил справедливость провидческой мысли своего бывшего руководителя Луи Герстнера, предрекавшего в 2000 году скорое окончание эпохи ПК. Правда, ее «окончательного окончания» мы еще не дождались, поскольку новый владелец компьютерного подразделения IBM намерен наращивать выпуск персональных машин.
![](http://www.osp.ru/data/609/500/1234/014_1_1.jpg)
Предопределяя судьбу персонального компьютера IBM, возможно, сильно забежала вперед: в последние годы подтверждается общая тенденция ИКТ-рынка полагаться на прогнозы, опережающие действительность. И все же мысль Герстнера имеет под собой веские основания. Действительно, кому из огромного числа сегодняшних домашних пользователей ПК нужны персональные вычисления, предъявляющие серьезные требования к быстродействию центрального процессора и оперативной памяти? Сколько из них задействуют компьютеры в соответствии с их «первозданным» назначением, а не как универсальные мультимедийные проигрыватели, графические и Web-браузеры, электронные органайзеры, почтовые клиенты или игровые приставки?
Стремясь к универсальности продуктов, производители ПК получили обратный эффект. Теперь взыскательные потребители хотят иметь повсеместный доступ к глобальному информационному пространству, что означает, прежде всего, свободу их перемещений. Громоздкий системный блок и монитор сложно таскать за собой, поэтому активные деловые пользователи естественным образом перешли к ноутбукам и КПК, которые полностью вытеснили из их жизни привычные «десктопы». Главными мерилами «ценности» персонального вычислительного устройства в этой среде стали его компактность, легкость и функциональность, а не тактовая частота процессора.
Для домашних пользователей персональный компьютер превратился преимущественно в источник развлечений. На первое место среди критериев полезности ПК они поставили характеристики видео- и аудиокарт, а не особенности архитектуры вычислительной системы. Наиболее ресурсоемкие задачи в домашних ПК возложены на сопроцессоры и специальные ускорители, а мощности CPU применяются, пожалуй, лишь для работы ОС Windows. Таким образом, традиционный ПК оказался в определенном смысле лишним звеном, которое усложняет доступ «обывателя» к цифровым развлечениям.
Казалось бы, пора всем последовать примеру IBM, списав «десктопы» на свалку истории. Но не тут-то было. Даже известная своими инновационными взглядами корпорация Intel весьма осторожно относится к подобному сценарию. Как известно, после реорганизации в ее структуре появится новое подразделение Digital Home Group, которое займется разработкой решений (в частности, медиа-центров на архитектуре ПК) в соответствии с концепцией «цифрового» дома. При этом ничего не говорится о судьбе подразделения Desktop Platforms Group, которое раньше ориентировалось на нужды частных пользователей. По умолчанию следует, что оно сохранит самостоятельный статус и продолжит совершенствовать персональные системы. А если звезды не гаснут, это кому-нибудь нужно.
Самое время обратиться к аналитическим отчетам независимых компаний за 2004 год. В январе IDC опубликовала предварительные сведения о состоянии рынка ПК в регионе EMEA. Из них следует, что в IV квартале прошлого года объем продаж персональных компьютеров всех типов вырос по сравнению с IV кварталом 2003 года на 17,2%. При этом, как и ожидалось, опережающими темпами росли продажи ноутбуков (прибавка за год — 35%), а объем поставок настольных «персоналок» увеличился на 10%. В натуральном выражении за прошлый год в странах Европы, Африки и Ближнего Востока продано свыше 60 млн изделий. В России успехи компьютерных вендоров еще более впечатляющие: средний прирост продаж по всем группам продуктов составил 31%, а отдельно по ноутбукам — аж 170%.
Повышение доходов поставщиков ПК в EMEA отчасти обусловлено укреплением евро, но нельзя сбрасывать со счетов и тенденцию масштабного обновления парка корпоративного оборудования. Преодолев кризис, западные компании начали инвестировать в технологическую инфраструктуру поддержки бизнеса, в том числе — оснащение рабочих мест. Причем в данном случае речь идет о полноценных высокопроизводительных машинах, в которых мультимедийные функции играют важную, но второстепенную роль.
Судя по исследованиям IDC, ноутбуки завоевывают все большую популярность у домашних пользователей и потребителей из сферы SMB. Крупным предприятиям трудно в одночасье изменить организацию бизнеса, отказавшись от практики «прикрепления» сотрудника к рабочему месту. А из соображений экономии оснащать стационарные рабочие места пока выгоднее настольными, а не мобильными ПК. Какой бы красивой ни казалась идея доступа к корпоративным ресурсам из любой точки планеты по IP с помощью ноутбука или КПК, лично мне трудно себе представить банковского клерка или менеджера ритэйл-компании, который в рабочее время трудится где-нибудь за столиком кафе. Мобильность, конечно же, нужно приветствовать, но до разумных пределов.