Министерство информационных технологий и связи РФ подготовило для утверждения в аппарате Правительства 33 подзаконных акта к закону «О связи». Некоторые из них могут радикально изменить правовой ландшафт и условия ведения бизнеса на рынке телекоммуникаций
Обжалованию не подлежит
В начале февраля, на встрече с журналистами директор департамента государственной политики в области ИКТ Мининформсвязи Виталий Слизень сообщил, что четыре из 33 подготовленных нормативно-правовых актов уже приняты. В последний день прошлого года Михаил Фрадков утвердил Положение о приоритетном использовании сетей и средств связи при чрезвычайных ситуациях, перечень экстренных служб, которые должны быть обеспечены операторами связи для их абонентов, а также перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации. Два первых документа требуют принятия нормативно-правовых актов более низкого (ведомственного) уровня и имеют сугубо технологический характер. Например, постановление об утверждении перечня экстренных служб предусматривает введение к 2008 году на всей территории страны единого «чрезвычайного» телефонного номера 112.
Виталий Слизень наглядно показывает, в чем состоит разница «нас?то?ящей» и «гиб?ридной» IP-телефонии |
Новый список оборудования, подлежащего обязательной сертификации, практически полностью охватывает номенклатуру современных средств связи. Вместе с тем второй пункт этого документа реализует определенные послабления для участников рынка. Средства связи, включенные в перечень, подлежат сертификации только в тех случаях, если они используются в сетях связи общего пользования (ССОП) либо в присоединенных к ССОП специальных и технологических сетях. Оборудование специальных и технологических сетей, посредством которого обеспечивается их сопряжение с ССОП, также подлежит сертификации. Остальные системы связи «внутреннего применения» теперь сертифицировать не обязательно. Как заявил Слизень, практическое применение нового перечня позволит сократить число сертифицируемых видов телекоммуникационного оборудования на 85%.
Еще один важный подзаконный акт Правительство РФ утвердило 4 января 2005 года. Документ юридически закрепил фактически устоявшийся порядок ввоза в Россию некоторых видов оборудования связи. Речь идет об устройствах, транспортировка которых через таможенную границу Российской Федерации осуществляется без получения специального разрешения на ввоз, и о порядке их использования. С принятием этого документа таможенная служба России, импортеры, да и простые граждане получили, наконец, ясные правила ввоза сотовых телефонов, спутниковых приемных антенн, факсимильных аппаратов, видеофонов и еще 12 видов потребительских устройств связи. Теперь процедура их ввоза в страну ограничивается обычным декларированием.
В ожидании реформ
Еще 17 проектов постановлений, подготовленных в Мининформсвязи, отправлены на согласование в аппарат Правительства в январе 2005 года. Два из них имеют поистине революционный характер. Первый документ устанавливает новый регламент лицензирования услуг связи. Проект соответствующего постановления сейчас направлен на окончательное визирование руководителю министерства Леониду Рейману, после чего должен лечь на стол премьер-министра. Как заявил Слизень, новый порядок лицензирования в отрасли может быть утвержден в любой день, но не позднее середины февраля.
Другой проект постановления, способного определить пути развития отрасли на многие годы, — Положение о порядке присоединения и взаимодействия сетей связи. Его планировалось отправить на подпись Рейману 10 февраля, а к 17 февраля, как утверждал Слизень, аппарат Правительства должен был завершить его рассмотрение. В этой связи мы даже попытались задержать выход публикации об изменениях в отраслевом законодательстве, рассчитывая детально проанализировать их и проинформировать читателей о фактическом положении дел.
Увы, до 17 февраля ни тот, ни другой документ не были утверждены главой российского кабинета министров. Единственным источником информации, способным прояснить характер готовящихся в отрасли реформ, остается сам Виталий Слизень. На пресс-конференции он вкратце обрисовал будущие правила лицензирования услуг и порядок межсетевого взаимодействия.
Сколько стоит революция
С точки зрения авторов реформы, новые правила взаимодействия и присоединения сетей направлены на либерализацию рынка дальней связи и создают условия для появления конкурентов у естественного монополиста — «Ростелекома». Пункт 48 новых правил устанавливает, что если в сети связи общего пользования действуют более одного оператора дальней связи, транзитные узлы зоновой связи должны быть присоединены к каждой международной и междугородной телефонной сети. В результате пользователи получают возможность выбора оператора международной и междугородной телефонной связи (при каждом вызове) путем набора соответствующего префикса (кода доступа).
Эта либеральная норма уравновешена «реакционными» требованиями пунктов 53-55 новых правил. Они, наоборот, ограничивают выбор абонентов, ставя вне закона так называемую «гибридную» IP-телефонию. «Настоящая IP-телефония подразумевает передачу голосовой информации между абонентскими устройствами, непосредственно включенными в IP-сеть, а «псевдоуслуги» IP-телефонии, которую сегодня предоставляют множество карточных операторов, терминируются на телефонных аппаратах сети общего пользования. Новые правила запрещают доступ к узлам IP-телефонии из телефонных сетей общего пользования. Они призваны сделать рынок более цивилизованным», — заявил Слизень.
Схожие цели преследует новый порядок лицензирования услуг связи. В проекте соответствующего Положения упоминаются 20 типов сервисов, подлежащих лицензированию. Но это не означает, что какие-то услуги можно оказывать без надлежащего разрешения. Поскольку Федеральный закон «О связи» предписывает лицензировать любые возмездные услуги, подконтрольная государству сфера не уменьшится, просто диапазон действия лицензий будет шире.
Проект постановления содержит и перечень условий оказания услуг связи. Он состоит из десяти пунктов, которые в основном содержат ссылки на другие нормативные акты, в том числе на Положение о порядке взаимодействия и присоединения сетей. Прежний (и пока еще действующий) порядок лицензирования обязывал операторов IP-телефонии иметь лицензию на телематические услуги и не накладывал ограничений на взаимодействие с ТфОП. В соответствии с новым порядком необходимо лицензирование сервиса под названием «Услуги связи сети передачи данных по передаче голосовой информации». Эта путаная формулировка предусматривает передачу голоса только между устройствами, имеющими собственные IP-адреса. А если услуга будет предоставляться абонентам ТфОП, новое положение обязывает рыночных игроков получить лицензии и на услуги местной, зоновой или междугородной связи.
В качестве альтернативы операторам «гибридной» IP-телефонии предлагается заключить агентские соглашения с компаниями, имеющими такие лицензии (например, с «Ростелекомом»). Хотя рассматриваемые нормативные акты еще не приняты, первый тревожный «звонок» для операторов IP-телефонии уже прозвенел. МГТС, в декабре 2004 года внедрившая услуги телематической передачи голоса, в январе 2005 года объявила о прекращении действия этого сервиса, хотя необходимые лицензии на услуги местной телефонной связи у фирмы имеются. В прессу просочилась информация и о готовящейся продаже одного из крупнейших игроков рынка IP-телефонии — «Зебра Телеком».
Так что до ожидаемого появления действующих конкурентов на рынке дальней связи позиции «Ростелекома» только усилятся. Виталий Слизень признает это, но утверждает, что «несколько месяцев монополии «Ростелекома» на дальнюю связь — вполне разумная плата за ту революцию в отрасли, которую проводит Мининформсвязи».
Деньги не пахнут
Департамент экономической политики и финансов Мининформсвязи РФ направил в аппарат Правительства еще пять подзаконных актов. Разработанные совместно с МЭРТ, они регламентируют механизмы запуска «универсальной» услуги и порядок взаиморасчетов между операторами связи. Как сообщила директор департамента Любовь Тимошенко, к 25 февраля эти документы должны быть утверждены, а с марта — вступить в законную силу.
«Никто не скрывает, что в России действует механизм перекрестного субсидирования местной и дальней связи, но этот механизм не формализован, и операторы строят свои взаимоотношения «по понятиям». Если соответствующие постановления будут приняты, к 2007 году с кросс-финансированием в связной отрасли будет покончено», — заявил Слизень. Впрочем, пока Федеральная антимонопольная служба отказалась согласовать эти документы, заявив, что в случае их принятия стоимость услуг местной связи для абонентов сразу же вырастет на 20%.
Параллельно департамент Тимошенко разрабатывает Положение о порядке взимания платы за использование радиочастотного спектра. Оно должно быть принято уже в I квартале текущего года и вступить в силу в 2006 году. Это Положение обяжет радиооператоров производить ежегодные отчисления в федеральный бюджет и внести разовую плату за разрешение на использование национального эфира. Средства, собранные «из воздуха», будут направлены на конверсию радиочастотного спектра и развитие технической базы контролирующих органов. Тарифы на использование радиочастот еще не известны, поскольку Мининформсвязи только недавно приступило к разработке методик расчета платежей.
О независимости и регуляторе
Проинформировав прессу о предстоящих переменах, Слизень сделал либеральный реверанс. Он заявил, что через несколько лет Мининформсвязи, возможно, перестанет существовать, а полномочия управления отраслью будут переданы независимому регулятору, как это произошло во многих развитых странах мира. Приказом по министерству уже создается специальная рабочая группа. Во взаимодействии с представителями Всемирного банка российские чиновники начнут подготовку к новому этапу реформирования национальной администрации связи. Он стартует с приватизации 75% акций национального холдинга «Связьинвест».
На фоне предстоящих торгов за право обладания крупнейшими телекоммуникационными активами страны, сегодняшние действия Мининформсвязи вписываются в канву долгосрочной подуманной бизнес-стратегии. Цель — создать режим наибольшего благоприятствования будущим покупателям «Связьинвеста», максимально оградив от конкуренции «Ростелеком» на завершающем этапе приватизации.
«Революция сверху» всегда оправдывается ее зачинателями благими намерениями в отношении тех, кто затем вынужден испытывать на себе последствия этих преобразований. История учит нас, что бывшие «революционеры» довольно скоро пересаживаются в кресла руководителей крупнейших бизнес-структур. Возможно, через несколько лет, когда остатки государственной собственности в сфере электросвязи перейдут в руки новых частных владельцев, надобность в государственном регуляторе полностью отпадет. Да и зачем, действительно, он будет нужен, если с другими временами придут иные «понятия».