О перспективах применения технологии EDGE рассуждают не только мобильные операторы, но и производители инфраструктурного оборудования
Вячеслав Ерохин: «Актуальный для Европы вопрос ?строить ли сети EDGE?? трансформировался в российский ?запускать ли сервисы EDGE в построенных сетях??» |
Технология EDGE завоевывает умы операторов сотовой связи: из 500 существующих в мире GSM-сетей в 115 намечено внедрить эту «надстройку» GPRS, а в 38 сетях она уже запущена в коммерческую эксплуатацию. Попробуем понять, как будет развиваться EDGE в нашей стране. При этом мы будем основываться на аналитических материалах компании Ericsson, любезно предоставленных ее представителями во время специально организованного пресс-семинара.
Известно, что операторы стремятся одновременно решать две задачи — увеличивать средний доход на одного абонента (ARPU) и привлекать как можно больше новых подписчиков. Сегодня эти цели достижимы за счет расширения набора неголосовых услуг, что и стало движущей силой внедрения в сетях GSM технологий, основанных на пакетной передаче данных, в том числе GPRS, EDGE и MMS.
Если говорить о GPRS в России, можно отметить, что здесь операторы достигли определенного прогресса. Практически во всех регионах страны хотя бы одна компания предлагает услуги передачи данных на основе этой технологии. Системы GPRS действуют в большинстве регионов, обслуживаемых первой тройкой федеральных операторов. Однако эта технология пока не в состоянии удовлетворить все потребности абонентов — прежде всего, из-за низкой скорости и отсутствия гарантий качества обслуживания.
Как отметил Вячеслав Ерохин, старший менеджер по развитию бизнеса АО «Эрикссон Корпорация», в самом лучшем случае (полностью свободная радиосеть и применение схемы кодирования CS4 с использованием четырех тайм-слотов для передачи данных) мы получим скорость 85,6 Кбит/с. В реально действующей сети такую производительность можно получить далеко не всегда. Проблема состоит в том, что не везде внедрен алгоритм CS4, обеспечивающий скорость 21,4 Кбит/с на один тайм-слот, и не все модели телефонов поддерживают передачу по четырем тайм-слотам.
По словам Ерохина, большинство базовых станций GPRS по умолчанию применяют схему кодирования CS2. Это является своего рода компромиссом: каждый тайм-слот обеспечивает скорость только 12 Кбит/с, но пользователи получают возможность работать с данными даже на максимальном удалении от БС, когда сигнал CS4 просто «глохнет». Кроме того, схема кодирования CS2 «забирает» значительно меньше ресурсов радиосети — в данном случае голосовой трафик по-прежнему является приоритетным.
Дело в том, что все без исключения российские операторы пока относятся к GPRS как к «вторичной» услуге. Соответственно, они не выделяют достаточно средств на то, чтобы сделать передачу данных по GPRS действительно надежной, высокоскоростной и доступной в любой момент, устранить сбои и перегрузки. А ведь результаты исследований свидетельствуют, что в ряде действующих сетей дополнительные услуги приносят до 26% (японский оператор NTT DoCoMo) и даже до 39-41% (филипинские операторы Globa и Smart) прибыли.
Отечественные операторы привлекают абонентов, предлагая им все более выгодные тарифы (фиксированная оплата звонков любой продолжительности, скидки на входящие и исходящие звонки, «любимые» номера с льготной тарификацией и т.д.), что способствует увеличению доли голосового трафика и общей нагрузки на сеть. А мощный рост голосового трафика практически сводит на нет усилия, нацеленные на оптимизацию работы служб GPRS.
В среднем по России доля дополнительных мобильных услуг составляет 12%, и операторы вынуждены задумываться о развитии таких сервисов, как Web-доступ, электронная почта, загрузка картинок и мелодий. Все они требуют стабильной работы службы пакетной передачи данных и высокой скорости канала. Таким образом, приближается время, когда операторы сетей 2,5G обратят пристальное внимание на «усовершенствованный» GPRS, или EDGE.
Эта технология позволяет снять ограничения по скорости и запустить целый ряд принципиально новых сервисов, таких как мобильное телевещание и мобильное видеонаблюдение. EDGE дает возможность не только повысить скорость передачи в сетях GPRS, но и более эффективно использовать частотные ресурсы, чем в обычной сети GSM. Реально достижимая скорость передачи информации по сети EDGE составляет 111 Кбит/с, что уже сопоставимо с быстродействием сетей третьего поколения.
В России сотовые сети стандарта GSM развивались в соответствии с «местной спецификой». Во-первых, запоздалое строительство первых таких сетей, отсутствие общефедеральных игроков на начальном этапе и кризис 1998 года привели к тому, что национальный бум сотовой связи возник лишь в 2002 году и продолжается до сих пор. Во-вторых, многие отечественные операторы изначально закупали для своих сетей EDGE-совместимое оборудование, поэтому актуальный для Европы вопрос «строить ли сети EDGE?» трансформировался в российский «запускать ли сервисы на базе EDGE?». В-третьих, целесообразность коммерческого внедрения EDGE в России представляется более явной, чем в Европе, поскольку в нашей стране пока не определены сроки проведения конкурсов на выдачу лицензий на строительство сетей третьего поколения. Но, вопреки логике, отечественные операторы не спешат запускать сети с повышенными скоростями передачи данных, и тому есть несколько причин.
Прежде всего, внедрение EDGE сопряжено с определенными затратами оператора связи. Необходимы установка EDGE-совместимых передатчиков на базовых станциях и, соответственно, поставка абонентских терминалов с поддержкой данной технологии. При этом внедрение EDGE не оправдывает изменений в схеме тарификации услуг, что создает проблему окупаемости инвестиций.
Кроме того, как уже говорилось, технологии GPRS и EDGE достаточно требовательны к ресурсам сети. Чтобы в обычной GSM-сети, ориентированной на голосовые услуги, запустить сервисы пакетной передачи данных, ее пропускную способность необходимо увеличить в полтора-два раза путем размещения дополнительных БС. А для таких изменений требуются серьезные инвестиции и тщательное бизнес-планирование.
Вдобавок актуальна проблема перегрузки сетей голосовым трафиком, особенно в период действия маркетинговых программ, нацеленных на привлечение новых абонентов. Если службы передачи данных, запущенные в таких сетях, функционируют на вторичной основе, то на некоторое время придется забыть о стабильной работе сервисов GPRS и EDGE.
Несмотря на все трудности, считает Ерохин, в России у технологии EDGE — широкие перспективы. С учетом степени проникновения сетей GSM по-настоящему высокоскоростная передача данных станет для многих абонентов, не имеющих альтернативных способов доступа к Internet, сущей находкой. А сотовым операторам она откроет реальный путь к предоставлению универсальной услуги связи, о которой часто упоминается в новом ФЗ «О связи».
У конкурентов Ericsson — несколько иное мнение о перспективах развертывания EDGE-сетей. По оценке Леонида Платонова, руководителя подразделения мобильных решений Lucent Technologies в России и СНГ, внедрение EDGE в крупных городах обойдется достаточно дорого. Действительно, для запуска новых услуг придется купить у производителя специальную лицензию на базовое ПО и осуществить модернизацию оборудования. Для операторов, имеющих старое GSM-оборудование, это будет довольно-таки накладно. Скорее всего, в таких случаях целесообразно сразу же переходить к строительству сетей 3G.
Зато EDGE прекрасно подойдет для развития недавно созданных региональных сетей федеральных операторов из «большой тройки». Кроме того, внедрение этой технологии окажется оптимальным решением для небольших операторских компаний, которые не обладают достаточными финансовыми возможностями, чтобы приобрести лицензии на 3G. Благодаря усовершенствованному GPRS они смогут закрепиться в нише услуг скоростной передачи данных раньше, чем в нее придут более мощные конкуренты.
Максим Букин (mb@viem.ru) — независимый автор