Тенденция к укрупнению субъектов регионального уровня прослеживается как в политической, так и в экономической сферах; в ряде регионов проводятся референдумы по вопросу их объединения. В то же время телекоммуникационные компании, действующие в рамках одного субъекта РФ, пытаются заполучить окружной статус. Так, 31 марта состоялось заочное собрание акционеров ОАО «Уралсвязьинформ» (УСИ), на котором было принято решение о присоединении пяти дочерних предприятий.
Прежде всего, прекращают самостоятельное существование региональные сотовые операторы «Ермак RMS» (оператор стандарта GSM-900 на территории Тюменьской области), «Южно-Уральский сотовый телефон» (оператор стандарта GSM-900/1800 на территории Челябинской и Курганской областей) и «Тюменьруском» (оператор стандартов DAMPS-800 и GSM-1800 на территории Тюменьской области). Помимо этого в структуру УСИ вольются крупнейшие дочерние Internet-провайдеры «Уралком» (Пермская область) и «ВСНЕТ» (Ханты-Мансийский АО). Присоединение последних к «Уралсвязьинформу» должно завершиться к 1 августа.
Задача «собирания земель» была поставлена руководством УСИ более года назад, а последние решающие шаги сделаны минувшей зимой. В декабре 2004 года Совет директоров одобрил приобретение 48,12% акций «ВСНЕТ» за 41,17 млн руб. и 10% акций оператора «Ермак RMS» за 114,4 млн рублей. Тем самым удалось довести долю материнской компании во всех «дочках» до 100%.
В отношении как сотового бизнеса, так и ISP схема реструктуризации одинакова. В составе «Уралсвязьинформа» образуются подразделения, специализирующиеся на развитии определенных продуктовых групп, — межрегиональный филиал сотовой связи стандарта GSM и межрегиональный филиал передачи данных. Руководители межрегиональных филиалов будут иметь все необходимые полномочия, чтобы оперативно реагировать на изменение рыночных условий и определять политику «Уралсвязьинформа» по отдельному продукту на территории Уральского федерального округа.
Сегодня уральская МРК действует в восьми субъектах РФ (Курганская, Пермская, Свердловская, Тюменьская и Челябинская области, Коми-Пермяцкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа). На этой территории по итогам 2004 года УСИ (с учетом бизнеса дочерних компаний) контролирует 46% рынка услуг сотовой связи и 39% рынка доступа к Internet. Фирма обслуживает 88 тыс. пользователей по выделенному каналу и 261 тыс. — по коммутируемым каналам. Число абонентов мобильной связи УСИ составило 2,4 млн. И в структуре доходов МРК доля от предоставления услуг сотовой связи и новых сервисов фиксированной связи (Internet-услуги, передача данных, DSL, ISDN, «интеллектуальная сеть») неуклонно увеличивается.
Однако положение «Урал?связь?информа» и его «дочек» в конкретных регионах сильно различается. Если в других субъектах УрФО компания не просто лидирует, а является чуть ли не монополистом рынка, то в Екатеринбурге и пригородах конкуренция в области мобильной связи и ISP — очень высокая, а «Уралсвязьинформ» начал здесь активную деятельность лишь в прошлом году. Вместе с тем Свердловская область и Екатеринбург являются наиболее развитыми регионами во всем округе. Показателем активности местного бизнеса служит, например, то обстоятельство, что 80% уральских Web-ресурсов сосредоточены именно в этом субъекте Российской Федерации.
Структура уральского рынка сотовой связи по состоянию на середину 2004 года. |
В Свердловской области «Уралсвязьинформ» до недавних пор оказывал Internet-услуги через дочернее пермское предприятие «Уралком» и больших успехов на этот поприще не добился. Как объясняют аналитики, основная причина — недостаток управленческих кадров, которые способны грамотно развивать провайдерский бизнес. Вхождение УСИ на сотовый рынок Екатеринбурга также приносит одни убытки, поскольку «Уралсвязьинформ» назначил откровенно демпинговые тарифы (1,5 руб. за минуту исходящих звонков).
Официальная позиция руководства компании состоит в том, что консолидация бизнеса за счет «эффекта большого масштаба» позволит повысить конкурентоспособность предприятия в целом. Формируются единый брэнд и стратегия развития. Теперь фирма готова предоставлять клиентам множество телекоммуникационных услуг «в одном флаконе». Вновь создаваемый межрегиональный филиал, скорее всего, станет и единой точкой приобретения Internet-трафика. А стоимость его продажи на местах будет определяться в зависимости от конкретных условий.
Номинальное увеличение клиентской базы за счет присоединения дочерних операторов может положительно сказаться на фондовых котировках УСИ. По мнению ряда аналитиков, это следует рассматривать как главный движущий мотив объединения. Но чтобы в полной мере реализовать потенциал роста капитализации, предстоит провести реинжиниринг бизнес-процессов, отвечающих за предоставление услуг сотовой связи и Internet, а также успешно интегрировать новые направления бизнеса в структуру «Уралсвязьинформа».