Компанию Extreme Networks трудно причислить к лидерам рынка систем передачи данных, но когда речь заходит о построении высокопроизводительных городских сетей Ethernet или внедрении эксклюзивных решений корпоративного уровня, сетевые интеграторы и заказчики часто упоминают ее имя. В России наблюдается стремительный рост интереса операторов к технологиям Metro Ethernet, а потому можно ожидать, что популярность продуктов Extreme заметно вырастет, и в отдельных сегментах телекоммуникационного рынка эта фирма составит серьезную конкуренцию Cisco Systems.
19 апреля в российской столице в очередной раз прошла конференция The Lightspeed Ethernet Services, посвященная последним тенденциям развития Ethernet-технологий, и ее Золотым спонсором стала компания Extreme Networks. Директор по продажам Extreme в Восточной Европе Дэвид Коллинз выступил перед участниками конференции с докладом, посвященным архитектуре платформ, аппаратному и программному обеспечению, используемым при построении городских сетей на основе Ethernet. Кроме того, он познакомил журналистов со своим видением текущего уровня развития этих технологий и направлений их дальнейшего совершенствования.
Сейчас уже очевидно, что городские сети на базе Ethernet являются оптимальным транспортом для доставки конечным пользователям мультимедийных услуг. Но главными «врагами» операторских IP-сервисов считаются задержки в передаче пакетов, непредсказуемые всплески нагрузки на канал и джиттер (вариации задержки сигнала). Классические рецепты преодоления таких проблем тоже хорошо известны: увеличение полосы пропускания каналов связи и применение механизмов приоритизации трафика.
В Extreme Networks утверждают, что лучший способ увеличения емкости магистральных каналов состоит во внедрении 10-гигабитного Ethernet на участке ядра сети. До недавнего времени препятствием на пути широкого распространения технологии 10 GE по оптике была высокая цена оборудования. По словам Дэвида Коллинза, она складывается из стоимости коммутационной матрицы и оптического интерфейса. Первая составляющая есть величина постоянная, которая практически не зависит от модели коммутатора в линейке Extreme. Самая «плохая» коммутирующая фабрика, используемая в конечных изделиях, рассчитана на производительность 130 Гбит/с, то есть теоретически способна обслуживать 13 каналов 10 GE.
В этой ситуации стоимость конечных продуктов 10 GE определяется ценой оптических интерфейсов и их количеством. Среднерыночная цена оптического интерфейсного модуля XenPak колеблется от 5 до 6 тыс. долл. и, как предполагает Коллинз, до конца года упадет до 3 тыс. долл. Стремительное снижение цен на оптические интерфейсы будет вызвано появлением первых образцов коммерческого оборудования на 40 Гбит/с, причем эти скорости уже сегодня поддерживаются отдельными линейными модулями магистральных коммутаторов Extreme Black Diamond.
Чтобы снизить порог вхождения корпоративных пользователей в мир 10-гигабитных сетей, компания использует модули Uplink-соединений в коммутаторах доступа Summit 400. Для обеспечения связи с рабочими станциями внутри сетевого сегмента эти продукты задействуют обычные гигабитные порты. Кроме того, недавно у линейки Summit 400 появилась ожидавшаяся корпоративными пользователями функция стекирования, благодаря которой до восьми одинаковых устройств можно объединить в стек с общей производительностью 160 Гбит/с и единым управлением.
Все коммутационное оборудование Extreme оснащается новой Linux-подобной операционной системой XOS, благодаря которой, говорит Коллинз, «обеспечивается абстрагирование прикладных функций и протоколов от аппаратных средств». В результате улучшаются возможности тестирования внедряемых процедур и сетевых функций, которые могут поддерживаться всей линейкой выпускаемых продуктов.
Как и следовало ожидать от разработчика решений для Metro-сетей, в центре внимания Extreme оказалось обеспечение непрерывности предоставляемых сервисов. Новые модели маршрутизаторов сконфигурированы так, чтобы работать без остановок даже при обновлении ПО. При ошибке в конфигурации или разрыве физического канала время восстановления сервисов (переключения на резервный канал) не превышает 50 мс, что не отражается на состоянии активных соединений VoIP. При апгрейде системного ПО максимальный срок реактивации устройств увеличивается до 190 мс, но в отдельных случаях можно предоставлять голосовой сервис без разрыва связи между клиентами.
Для поддержки кольцевых и смешанных топологий Ethernet компания разработала патентованную технологию автоматического переключения каналов на втором уровне (Ethernet Automatic Protection Switching, EAPS). По сути, это стало ответом Exteme на продвигаемую Cisco технологию защиты кольцевых Ethernet-структур Resilient Packet Ring (RPR). Именно EAPS гарантирует переключение Ethernet-кольца на резервный канал (в случае разрыва основного) за 50 мс, причем это время практически не зависит от числа размещенных в сети узлов. Главное условие сверхбыстрого переключения — поддержка всеми узлами сети данной технологии. Некоторые независимые производители сетевого оборудования, в частности Juniper, уже объявили о намерении лицензировать EAPS.
Еще одна проблема, с которой столкнулись пользователи коммутаторов 10 GE первого поколения — недостаточная эффективность утилизации доступной полосы пропускания. Не секрет, что в большинстве этих устройств (включая старые версии BlackDiamond) 10-гагибатные модули на самом деле имели производительность 4-5 Гбит/с на один порт. Сегодня Extreme предлагает провести бесплатный апгрейд ПО BlackDiamond, за счет чего реальная скорость передачи данных этой платформы на портах 10 GE возрастет до 80% пропускной способности канала.
Наконец, нужно упомянуть о стремлении разработчиков Extreme отойти от привычного разделения архитектуры сетей на три уровня — ядра, агрегации и доступа. Последние два уровня интегрированы воедино в коммутаторах масштаба предприятия серии Aspen 8810. Такое изделие стоимостью от 28,5 тыс. долл. имеет восемь интерфейсных слотов, работающих в дуплексном режиме на скорости 48 Гбит/с. По выбору заказчика коммутатор Aspen может комплектоваться 384 гигабитными или 32 десятигигабитными портами; при этом поддерживаются многоуровневая классификация и приоритизация трафика на уровнях 2-4. В планах Extreme фигурирует создание технологии, обеспечивающей построение на одной аппаратной платформе нескольких логических коммутаторов, которые должны различаться набором исполняемых функций.
О бизнесе в Европе и России
В нашей стране Extreme Networks целенаправленно работает с заказчиками чуть больше года. Фокусная группа — операторы фиксированной связи, которые пытаются реализовать в городских сетях интегрированные сервисы, требующие обеспечения QoS. В России, равно как и в других странах Восточной Европы, распределение продаж Exteme между операторами и корпоративными клиентами выглядит как 80/20 в пользу телекоммуникационного сектора. По словам Коллинза, во всем мире распределение продаж по категориям заказчиков — ровно противоположное. Тем не менее самым быстрорастущим рынком является именно Восточная Европа. В III финансовом квартале 2005 года этот субрегион должен принести 5-8 млн долл. дохода. Квартальный оборот по EMEA предположительно окажется на уровне 15-20 млн долл.
Сколько Extreme Networks зарабатывает в России, пока не сообщается, но основным «конкурентом» Москвы с точки зрения приоритетов инвестирования канала является Варшава. Сейчас высшее руководство компании анализирует показатели выручки и динамику роста рынка, чтобы определить направление главного удара на 2005-2006 годы. При этом вопрос об открытии офиса Extreme в Москве в первой половине 2006 года, фактически, уже решен. Ныне все продажи Exteme в Россию осуществляются через глобальных и локальных партнеров. Официальным дистрибутором продукции Extreme Networks в нашей стране является фирма Netwell.