IBS создает структуру, нацеленную на заказчиков из «закрытого» сегмента рынка

В нашей стране к ИТ-аусорсингу причисляют разные виды деятельности, связанные с оказанием услуг корпоративным заказчикам. Компании стремятся «отметиться» на этом относительно новом игровом поле, подчас сбиваясь на явные спекуляции и подмену понятий. Проекты, связанные с интеграцией информационных систем, разработкой ПО под заказ и даже поставкой сложного технологического оборудования, иные игроки ИТ-рынка пытаются преподнести именно как аутсорсинг, отчего сам рынок таких услуг оценить достаточно сложно.

Безусловно, за ИТ-аусорсингом в любом его понимании — большое будущее. Это относится даже к России, где все еще сильно недоверие к сторонним подрядчикам, обслуживающим информационные системы предприятий. Причины такого оптимизма находятся в экономической плоскости: со временем все сложнее и все затратнее становится информационная инфраструктура предприятий, а деятельность их внутренних ИТ-подразделений, как показывает опыт крупных корпораций, зачастую превращается в самостоятельный вид бизнеса, выделяемый в отдельное юридическое лицо. Эта деятельность носит постоянный, а не разовый характер и связана, прежде всего, с поддержкой работоспособности действующих ресурсов и управлением ими, с текущим сопровождением используемых продуктов, регулярной модернизацией основных систем и отдельных приложений.

Относительность измерений

Постоянное оказание услуг на основе длительного договора с третьей стороной является ключевым отличием ИТ-аутсорсинга от проектных работ. За «чистоту» определения и корректность понятий особенно ратуют признанные лидеры данного рыночного сегмента, среди которых, несомненно, стоит выделить компанию IBS. Помимо участия в крупнейших интеграторских проектах она прославилась первым в стране предложением по сдаче в аренду коммерческим заказчикам вычислительной инфраструктуры и бизнес-приложений (в рамках проекта Data Fort).

Совсем недавно владелец первой в стране аутсорсинговой площадки объявил о создании Центра аутсорсинга DATA FORT на базе одноименного проекта и отделения сервиса и поддержки IBS. На должность директора Центра назначен Юрий Самойлов, прежде занимавший пост руководителя департамента интеграционных решений. Как сообщил первый заместитель генерального директора IBS Сергей Меркулов, сначала Центр аутсорсинга будет входить в состав холдинга как одно из структурных подразделений, но впоследствии не исключено его преобразование в отдельную бизнес-единицу, поскольку принципы подбора и управления кадрами в этой структуре сильно отличаются от традиционных для ИТ-компаний.

Сергей Меркулов привел оценку текущего состояния российского рынка аутсорсинга и прогноз его развития на ближайшие несколько лет. Согласно данным IDC, суммарный доход поставщиков услуг ИТ-аутсорсинга за прошлый год составил 188 млн долл. (13,5% общеотраслевого дохода). Аналитики IDC предполагают, что до 2008 года обороты этого сегмента рынка вырастут до 807 млн долл. (усредненный рост — 41% в год).

В самой IBS придерживаются более консервативных взглядов: утверждается, что темпы ежегодного увеличения оборота аутсорсинговых компаний не превысят 28%, но емкость этого рынка в оценке IDC изначально занижена. По словам Меркулова, западные аналитики учитывали лишь объем открытой (коммерческой) части данного сегмента ИТ-услуг, но забыли, что в нашей стране имеется еще и так называемая кэптивная (то есть закрытая для тендеров) часть. В ней, по самым скромным подсчетам, предоставляются услуги на сумму 150-170 млн долл., поэтому с известной долей погрешности отсчет развития рынка аутсорсинга следует вести с отметки 350 млн долл.

сосредоточиться на главном

Следующий прогноз представителей IBS заключается в том, что кэптивная доля рынка будет неизменно сокращаться, и как раз на освобождающийся кусок пирога нацеливается Центр аутсорсинга DATA FORT. По расчетам компании, уже в 2007 году общие расходы на ИТ-аутсорсинг в стране достигнут 920 млн долл. Потенциальный интерес для IBS представляет только половина этого бюджета (оставшаяся часть придется на продолжение текущих контрактов и кэптивные проекты). Но чтобы вычленить емкость «фокусной» группы заказчиков DATA FORT (по словам Меркулова, это весь крупный и верхушка среднего бизнеса), оставшуюся половину нужно еще раз поделить на два. Таким образом, лакомый кусок потянет в 2007 году всего на 230 млн долл.

Рынок ИТ-аутосоринга в России, млн.долл.

Руководители российской компании осознают, что в борьбе за «белых слонов» (этот профессиональный термин обозначает самых крупных потенциальных заказчиков с годовыми контрактами на сумму от 1,5 млн долл.) ей придется столкнуться с такими мировыми грандами ИТ-аутсорсинга, как IBM и Hewlett-Packard. Опрос 920 менеджеров высшего и среднего звена отечественных предприятий, проведенный в начале года агентством E-xecutive по инициативе IBS, подтверждает возросшую активность в этом направлении игроков мирового масштаба. Однако с учетом форы с выходом на рынок, а также известности марки DATA FORT в IBS надеются сохранить за собой примерно 30% фокусного сегмента рынка. Иными словами, в бизнес-плане развития Центра аутсорсинга на 2007 год предусматривается получение дохода в размере 69 млн долл.

IBS сосредоточена исключительно на крупных потенциальных клиентах и пока не видит коммерческих перспектив в работе с мелким и средним бизнесом. Как отметил Меркулов, нуждами таких предприятий должны заняться локальные и региональные провайдеры услуг аутсорсинга или те столичные компании, которые позже придут на этот рынок.

С одной стороны, данная позиция понятна: развитие любого нового направления ИТ-услуг начинается со «снятия сливок» и продолжается проникновением в среду менее обеспеченных клиентов. С другой, она противоречит известному тезису, что малые фирмы больше нуждаются в услугах со стороны, поскольку не располагают собственным квалифицированным персоналом для адекватной поддержки и развития ИТ-систем. Затраты на их привлечение — гораздо меньше, а обслуживание — дешевле, так как они не требуют использования эксклюзивных решений и довольствуются типовыми схемами. Тем не менее желание «поохотиться на белых слонов» перевесило для руководства IBS все прочие доводы.

Перспективы развития

До конца текущего года на развитие Центра аутсорсинга будет израсходовано 5-6 млн долл. Деньги пойдут на строительство второго дата-центра в Москве площадью 500 кв. м и резервного офиса, на развитие региональной партнерской сети (для выполнения заказов территориально-распределенных компаний) и подготовку сертификации DATA FORT на соответствие стандартам ITIL/ITSM. В следующем году компания рассчитывает заключить первые один-два контракта на сумму свыше 1,5 млн долл., получить сертификаты по ITIL/ITSM и построить третий дата-центр площадью 1 тыс. кв. м.

В 2007 году в руки IBS должны попасть уже не менее четырех «белых слонов», а на рынок будут выведены «тяжелые» сервисные продукты, такие как администрирование ERP-систем на базе SAP и комплексная поддержка корпоративных распределенных сетей. Численность персонала Центра аутсорсинга к этому времени может вырасти до 1 тыс. человек, хотя количество штатных сотрудников в этом бизнесе — вещь весьма условная. Кстати, «белых слонов», по мнению Юрия Самойлова, не обязательно привлекать извне или отбивать у конкурентов: их можно вырастить среди существующих клиентов DATA FORT, предлагая по мере развития сотрудничества все новые услуги ИТ-поддержки и обеспечения непрерывности бизнеса.

Направление деятельности ЦА DATA FORT

Все перечисленные дата-центры планируется построить в Москве. Вопрос о создании таких объектов на периферии пока не рассматривается, но Меркулов не исключает этой возможности в будущем. В регионах также может встать вопрос передачи на аусорсинг оборудования и инфраструктуры довольно крупных клиентов, а кроме того, не исключено, что на «приближении» дата-центров к конечным заказчикам будут настаивать местные партнеры IBS. Но в любом случае строительство центров обработки данных за пределами Москвы станет осуществляться совместными усилиями с заинтересованными партнерскими компаниями.

Не останется в стороне и популярная на Западе модель выкупа ИТ-инфраструктуры у заказчика. Как предполагает Сергей Меркулов, она окажется наиболее востребованной при продвижении бизнеса DATA FORT в индустриально развитые российские регионы, такие как Урал и Западная Сибирь. До конца текущего года Центр аутсорсинга IBS разработает соответствующее типовое предложение (продукт), но главные проблемы на этом пути будут связаны с независимым аудитом и приемлемой оценкой стоимости выкупаемых систем.