Официальные комментарии к новым «Правилам оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи» спровоцировали сенсацию и впоследствии были дезавуированы руководителем отраслевого министерства Леонидом Рейманом

18 мая 2005 года Правительство РФ утвердило 27-й документ из перечня нормативных правовых актов, расшифровывающих отдельные положения Закона «О связи». Он называется «Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи». «Главное назначение этого документа заключается в регламентации взаимоотношений операторов и абонентов фиксированной телефонной связи», — пояснил заместитель министра информатизации и связи Борис Антонюк на специальной пресс-конференции.

Правильная информация

Подобный регулирующий документ для фиксированных телефонных сетей существовал и ранее, но после принятия последней версии Закона «О связи» сильно устарел. Новые Правила открываются перечнем определений, которые отсутствовали в прежней редакции. Далее следуют подробные инструкции в отношении порядка и условий заключения договоров на оказание услуг, прав и обязанностей сторон, порядка и условий изменения и расторжения договоров, а также регламент рассмотрения взаимных претензий.

Борис Антонюк: «При разработке правил министерство исходило из приоритета максимальной защиты прав потребителей»

При разработке этих Правил министерство исходило из необходимости максимальной защиты прав потребителей, и в этом, подчеркнул Антонюк, заключается основное достоинство нового документа. Так, в российской практике впервые установлена норма, которая запрещает операторам брать повторную плату за установку телефона с абонента, если принадлежащее ему помещение уже телефонизировано. Максимальная стоимость подключения услуг в этом случае не может превышать размера месячной абонентской платы. До сих пор операторы старались взимать плату за подключение при каждой смене собственника квартиры или офиса. Кстати, действие Правил впервые распространяется не только на физических, но и на юридических лиц. Ранее взаимоотношения операторов с корпоративными заказчиками регулировались исключительно договорными условиями.

Документ также отменяет понятие «типовой формы договора» между оператором и абонентами. Вместо этого определяется список существенных требований к условиям договора. Впрочем, они практически полностью повторяют принятые ранее нормы, повсеместно используемые в типовых договорах. По этой причине операторам и их клиентам не придется перезаключать действующие договоры на оказание услуг.

Еще одно нововведение касается организации услуг с добавленной стоимостью в сетях фиксированной телефонной связи. Если владелец линий связи в силу технических ограничений не в состоянии предоставить абоненту какие-либо дополнительные услуги, которые может оказать альтернативный провайдер на той же инфраструктурной основе, то первый не имеет права отказать абоненту в заключении соответствующего договора с другим оператором на организацию услуг с добавленной стоимостью. Но Правила гласят: если абонент отказывается от основного контракта (по которому получен телефонный номер), он обязан расторгнуть и контракт с альтернативным поставщиком услуг. Таким образом, Правила закрепляют принцип недискриминационного доступа для независимых сервис-провайдеров к эксплуатируемым сетям связи. К сожалению, документ не регламентирует минимального срока обеспечения такого доступа.

В Правилах расширен перечень экстренных служб, к которым абонентам должен быть предоставлен бесплатный круглосуточный доступ. Ранее их было четыре: скорая помощь, милиция, пожарная охрана и газовая служба. Теперь к ним добавились телефоны службы оперативного реагирования в чрезвычайных ситуациях и «Антитеррора». Отдельно прописаны особенности оказания услуг через таксофоны. Каждый из них получит индивидуальный телефонный номер, на который можно будет звонить.

Определены и требования к картам оплаты. На них должен быть указан оператор, предоставляющий услуги, а кроме того, необходимо четко разъяснить правила их предоставления и определить стоимость. В правилах оговорено, что если абонент не использовал все средства по номиналу карты, он вправе потребовать от оператора возврата денежных средств, внесенных им в качестве аванса. Оператор связи обязан вернуть неиспользованный остаток. В документе закреплена норма, согласно которой телефонное соединение продолжительностью менее 6 с не учитывается в объеме оказанных услуг телефонной связи (то есть не оплачивается).

Борис Антонюк сообщил, что в ближайшее время в отрасли состоится переход с традиционной «восьмерки» к международной схеме выхода на междугороднюю и международную связь. Соответствующий приказ министерства уже подготовлен. Он предусматривает замену всех кодов А, В, С, начинающихся с «0», на «4». В результате выход на дальнюю связь станет осуществляться с «нуля» (междугородний вызов) или с двух «нулей» (международный вызов). После этого абонентам нужно будет набрать идентификационный код оператора дальней связи, код страны или города и вызываемый номер. Освободившаяся «восьмерка» пополнит номерную емкость, выделяемую нуждающимся операторам.

Правдивая ложь

Размеренный ход сессии вопросов и ответов о характере новых Правил был нарушен рядом сенсационных заявлений Антонюка, которые поначалу трудно было воспринять всерьез из-за их противоречивости.

Один из корреспондентов спросил: «Правда ли, что новые Правила узаконивают принцип Calling Party Pays («платит звонящий») и что скоро все операторы будут работать по этому принципу?». Замминистра ответил утвердительно, подчеркнув, что данный принцип закреплен в принятом документе. Журналисты не унимались и уточняли, станут ли после 1 июля звонки с телефонов фиксированных сетей на мобильные номера платными. «Конечно, — однозначно отреагировал Антонюк, — ведь это будет внутризоновый звонок. Сегодня в стране действуют тарифы на внутризоновые звонки, и для операторов, занимающих существенное положение на рынке, их устанавливает государство. В Московской области звонок абонента МГТС в первую тарифную зону (до 100 км от столицы) стоит 1 руб. 80 коп.».

Вместе с тем Антонюк отметил, что эта плата будет осуществляться в рамках взаиморасчетов между операторами фиксированной и мобильной связи. Последнее замечание коренным образом противоречит тому, о чем замминистра говорил вначале, и означает, что для абонентов все останется по-прежнему. Действительно, присоединение и пропуск трафика между операторами местной фиксированной и мобильной связи и ранее осуществлялись на коммерческой договорной основе. Именно поэтому игроки сотового рынка тарифицируют звонки с городских телефонов на собственные номера по довольно высоким расценкам — в среднем 22 цента за 1 мин. Очевидно, в эту сумму входит доля выручки, которую сотовые операторы отчисляют городским телефонистам за инициацию вызова.

Двойственность заявлений Антонюка стала причиной грандиозной сенсации. На следующий день после пресс-конференции ведущие телеканалы и крупнейшие печатные СМИ страны сообщили, что с 1 июля звонки с городских телефонов на мобильные трубки будут стоить минимум 1 руб. 80 коп. Эта новость прорвалась на первые полосы общенациональных газет и в заголовки информационных выпусков телевизионных и радиостанций. На биржах акции региональных компаний холдинга «Связьинвест» резко подскочили в цене. Затем последовали невнятные комментарии самих операторов — они тоже не так уж много поняли в происходящем.

В итоге руководитель Мининформсвязи Леонид Рейман выступил с официальным коммюнике, в котором особо подчеркнул, что каких-либо изменений в нынешней системе оплаты вызовов со стационарных телефонов на сотовые телефоны с 1 июля 2005 года не произойдет. Переход к системе оплаты по принципу «платит тот, кто звонит» возможен только при одновременном изменении операторами связи сложившейся практики тарификации входящих вызовов. Для этого потребуется значительное время и утверждение ряда дополнительных подзаконных актов.

Каков же рецепт нежданно преподнесенной «утки по-министерски»? Злополучные заявления Антонюка трудно признать простой оговоркой. Легче поверить в то, что имели место банальная некомпетентность и подсознательное стремление принять желаемое за действительное. Причем эти определения одинаково справедливы в отношении как журналистов, раздувших сенсацию, так и высокопоставленного чиновника Министерства информационных технологий и связи, заявившего в пылу спора: «Не дело, когда EBITDA у сотовых операторов составляет 54%, а у фиксированных — всего 29%. Делиться надо».


Цитируя Правила

Услуги телефонной связи подразделяются на услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной связи. Плата за местное (при повременном учете), внутризоновое, междугородное или международное телефонное соединение определяется на основе из его продолжительности, выраженной в количестве единиц тарификации телефонного соединения.

Местное телефонное соединение — это телефонное соединение между пользовательским оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального образования.

Внутризоновое телефонное соединение — это телефонное соединение между пользовательским оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же субъекта Российской Федерации, или телефонное соединение между пользовательским оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи, и пользовательским оборудованием, подключенным к сети подвижной связи, когда соответствующему абоненту этой сети подвижной связи выделен абонентский номер, входящий в ресурс географически не определяемой зоны нумерации и закрепленный за тем же субъектом РФ.