Принятое 25 мая 2005 года постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг подвижной связи» стало первой в нашей стране попыткой нормативно-правового регулирования взаимоотношений абонентов и операторов в трех секторах телекоммуникационных услуг — сотовой, транкинговой и спутниковой связи
Наибольшее значение этот документ имеет для сетей сотовой связи, которые, по разным оценкам, обслуживают порядка 80 млн абонентов. К концу нынешнего года, как прогнозирует Мининформсвязи РФ, можно ожидать продажи 100-миллионной SIM-карты, и тогда услуги мобильной связи охватят 70% населения страны.
Размеры двух других секторов подвижной связи — заметно меньше, поэтому и упорядочить их деятельность значительно проще. Сейчас число владельцев спутниковых телефонов не превышает 80 тыс., хотя старейший оператор персональной спутниковой связи «Инмарсат» работает на территории России более 20 лет. Абонентов транкинговых сетей насчитывается около 1 млн человек, большинство из которых являются сотрудниками ведомственных структур и муниципальных органов.
Где густо, а где пусто
Хотя в отдельных субъектах РФ сотовая связь охватила почти 100% населения, до сих пор на карте страны оставался один регион, Корякский АО, в котором возможности этого современного вида коммуникаций были недоступными для местных жителей. Но, по утверждению зам?министра по информатизации и связи Бориса Антонюка, в течение июня сего года и в этом удаленном субъекте Федерации усилиями оператора «Мобильные ТелеСистемы» должна быть запущена в эксплуатацию сеть GSM.
Виталию Слизеню пришлось разъяснять операторам, в чем состоит разница между географически определенными и географически неопределенными зоновыми сетями |
Неравномерность освоения бескрайних российских просторов всегда являлась камнем преткновения в диспутах представителей сотового бизнеса и регулирующих органов. Если степень зрелости рынка мобильных услуг измерять числом подключенных абонентов, то придется признать, что наша страна уже выбилась в разряд преуспевающих держав. Но если речь заходит о расширении интегральной зоны покрытия территории страны, картина оказывается безрадостной. Разные операторы всех разрешенных стандартов стараются конкурировать за абонента на одной и той же территории с максимальной плотностью населения. А в сельской местности и малых городах покрытие услугами сотовой связи — весьма условное.
Операторы фиксированных сетей и сочувствующие им чиновники давно сетуют на то, что участники преуспевающего сотового рынка не несут социальной нагрузки по обслуживанию заведомо убыточных областей. Однако в лицензиях на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи, выданных ныне здравствующим операторам, содержится требование обязательного «закрытия» определенного процента лицензионной территории. Сейчас это положение забыто, хотя формально остается в силе, на что и обратил внимание директор департамента государственных программ, развития инфраструктуры и использования ограниченного ресурса Миннформсвязи Николай Попов. На конференции для операторов мобильной связи, приуроченной к принятию новых правил оказания услуг, он призвал местные органы Связьнадзора тщательнее следить за соблюдением данного лицензионного условия
Социальные бонусы
По традиции представители отраслевого министерства стали публично расхваливать новый документ как содержащий «ряд позитивных и социально значимых норм». Так, в нем указывается, что теперь абоненту не придется платить за получение от оператора информации о тарифах на услуги, о зоне обслуживания, состоянии лицевого счета и задолженности. Бесплатными станут и все соединения продолжительностью менее 3 с — вне зависимости от тарифного плана.
Кроме того, сотовым операторам запрещается навязывать абоненту дополнительные услуги за отдельную плату, а также обуславливать оказание какой-либо услуги подпиской на другой сервис. Теперь игроки сотового рынка обязаны уведомлять клиентов о введении новых тарифных планов или изменении текущих за 10 дней до их вступления в силу. Чтобы не допустить получение операторами необоснованных доходов, максимальный размер единицы тарификации определен равным 1 мин.
Общим местом правил оказания услуг в фиксированных и мобильных сетях является невозможность отказа потенциальному абоненту в заключении договора на обслуживание с оператором мобильной сети. В случае некачественного предоставления услуги последний будет вынужден компенсировать подписчику стоимость услуги; правда, критерии снижения качества связи четко не определены.
В Правилах четко прописано, что до введения единого номера вызова экстренных служб на территории России (в 2008 году) вызов таких служб должен осуществляться по номерам, используемым в стационарных сетях (01, 02, 03 и т.д.). Закрепляется право абонента, приобретающего карту предоплаты, получать от оператора неизрасходованные по этой карте средства вне зависимости от того, какой срок действия на ней указан. Более того, возможность возврата неизрасходованных средств относится к любым авансовым платежам за оказание услуг подвижной связи.
«Обтекание» острых углов
Директор департамента государственной политики в сфере ИТК Виталий Слизень особо отметил, что новые Правила максимально «обтекаемы» с точки зрения использования спорных терминов и определений, с тем чтобы их вступление в силу вызвало минимум судебных коллизий между операторами и абонентами. «Рамочный» принцип выработки регуляторных механизмов в сфере сотовой связи во многом оправдан, поскольку участники телекоммуникационного рынка уже сейчас находят некоторые нелепицы и противоречия в принятых за последние месяцы документах.
Например, целый куст проблем породило косвенное отнесение поставщиков услуг сотовой связи к категории операторов зоновых телефонных сетей. В таком случае, согласно правилам присоединения, сотовые компании обязаны пропускать через себя трафик местных телефонных сетей и обеспечивать их подключение к сетям дальней связи. Конечно, это — нонсенс, а потому Виталий Слизень счел нужным сделать некоторые общие комментарии по используемым в документах терминам.
В сетях фиксированной связи, сказал он, действует географический принцип определения линий связи (привязка абонентского терминала и номера телефона к конкретному адресу), поэтому такие сети относятся к категории географически определяемых. К подвижным сетям подобные методы описания соединений неприменимы, и их причисляют к категории географически неопределяемых. В силу этого кардинального различия, по словам Слизеня, у мобильных операторов появляется ряд преимуществ в порядке присоединения сетей по сравнению с фиксированными провайдерами.
Им разрешается самостоятельно организовывать межзоновые транки и оказывать услуги по соединению своих абонентов с фиксированными телефонами на территории всей страны, минуя «Ростелеком» и других будущих операторов дальней связи. Сотовым компаниям дозволено собственными силами решать задачи, связанные с организацией внутрисетевого и межсетевого роуминга (само понятие роуминга в нынешних правилах не приводится в силу сложности его формализованного описания). Впрочем, отметил председатель Ассоциации GSM Вячеслав Афанасьев, роуминг в сетях GSM нельзя рассматривать как услугу, поскольку это — одна из базовых технических возможностей стандарта. И если бы Россия с самого начала развития сотовой связи ориентировалась на опыт Европы, где действуют национальные операторы GSM, то не возникало бы подобных терминологических коллизий.
Но самый большой курьез с принятием новых правил предоставления услуг в фиксированных и мобильных сетях был вызван определением механизма тарификации соединений между их абонентами, относящихся к одной и той же географической зоне. Похоже, тут запутались и сами авторы нормативно-правовых актов. Как только был затронут этот вопрос, г-н Антонюк принялся обвинять прессу в том, что она на пустом месте разожгла конфликт отраслевого министерства с общественностью.
С высокой трибуны конференции замминистра вновь и вновь твердил о том, что введенные правила ничего не изменили в отношении звонков с фиксированного на сотовый телефон: набирая «восьмерку», абонент тут же выходит на «межгород», а потому платит по тарифам внутризонового соединения. «Позвольте, — пытались возразить Антонюку журналисты, — ведь получаемые нами счета за междугородние услуги красноречиво свидетельствуют, что такие вызовы до сих пор были бесплатными!». По всей видимости, их «доказательная база» оказалась слабой.
Напрашивался вопрос к представителям министерства, какой должна оказаться тарификация услуги в случае вызова с местного проводного телефона на «внутризоновый» сотовый с городской нумерацией (без использования «восьмерки»), но существовал риск окончательно запутаться в терминологических дебрях, не продвинувшись к истине ни на шаг. Кстати, по словам Виталия Слизеня, еще в декабре 2004 года всем операторам было направлено предписание о необходимости перевода абонентов с местных на федеральные десятизначные номера.
В общем, следует признать беспомощность высших отраслевых чиновников в решении ряда вопросов законодательного регулирования операторской деятельности, из чего следует, что новые постановления и приказы нужно вводить в действие с предельной осторожностью. Иначе массовых судебных разбирательств не избежать, а кое-кто обязательно попытается нагреть руки на выявленных «брешах».