Мы живем в эпоху высоких скоростей и стремительно развивающихся технологий: устройство, которое еще вчера считали «последним словом техники», завтра может превратиться в музейный экспонат. Многофункциональные компьютерные системы давно обогнали человека и по скорости «мышления», и по объему хранимых в памяти данных. Чтобы успевать за постоянно меняющимся миром, грамотно строить бизнес-процессы и создавать новые технологии, люди вынуждены систематически пополнять базы знаний и непрерывно обучаться.
Острая нехватка времени вынуждает использовать для получения знаний любую свободную минуту: перерыв в работе, вечерние часы, выходные и праздничные дни. Напряженный распорядок дня зачастую не оставляет возможностей для посещения академических лекций, коммерческих курсов, походов в библиотеки. Поэтому в последнее время люди все чаще обращаются к нетрадиционным образовательным методам, приобретая курсы на базе CD, научно-популярные видеофильмы или осваивая принципы электронного обучения через Internet.
До недавнего времени вся масса определений, связанных с получением знаний при помощи современных компьютерных технологий, «умещалась» в рамках емкого термина e-Learning. С распространением систем для организации видеоконференц-связи, спутникового вещания и сотовой связи стали пользоваться популярностью решения, позволяющие заказывать «электронные книги» на свои телефоны. Все эти новшества, придавшие дистанционным формам обучения черты мультимедийности, породили путаницу в определениях и привели к необходимости появления нового универсального термина.
Часть специалистов полагает, что на такую роль может претендовать термин «телеобучение». Проректор Российской академии образования, кандидат педагогических наук Александр Уваров определяет его как «обучение с использованием всего спектра новых информационных и коммуникационных технологий». На наш взгляд, этот термин наиболее полно выражает суть современного процесса дистанционного обучения (ДО), поэтому именно он станет ключевым в данном обзоре.
Растущая популярность телеобучения обусловлена несколькими основными причинами. Во-первых, эта форма получения знаний не предполагает ограничений по времени и месту занятий. Во-вторых, она гораздо ближе к концепции самообразования, чем традиционные академические лекции: ученик может выбирать только необходимые ему дисциплины и разделы, запрашивать и получать дополнительную информацию. В-третьих, телеобучение способно избавить слушателей от психологического дискомфорта, связанного с необходимостью выражать свои мысли вслух. В-четвертых, что особенно важно, электронное обучение позволяет преодолеть расстояние и разрушить социальные барьеры. Где бы человек ни находился и какое бы положение ни занимал в обществе, он может получать через Сеть практически любые знания.
Формы E-Learning, сегментированные по группам |
По мнению академика Владимира Тихомирова, председателя Экспертного совета по электронному обучению при Комитете Государственной Думы по образованию и науке, методы e-Learning позволяют реализовать важнейшее из прав человека — право на информацию. «Перед Internet все равны», — говорит он.
В теории все выглядит очень привлекательно. Но, как известно, иногда воплощение удачных идей может обернуться серьезными проблемами. Рассмотрим, как осуществляется внедрение технологий телеобучения в России, каково состояние специализированного рынка решений, отметим наиболее успешные проекты в этой области и определим дальнейшие перспективы развития данного сегмента.
У истоков
Дистанционное обучение с применением электронных технологий появилось в нашей стране еще в 90-е годы прошлого века. Точкой отсчета для развития этого направления можно считать стартовавший в 1997 году всероссийский эксперимент, в котором участвовали государственные и частные учебные заведения — Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Современный гуманитарный институт (СГИ), Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права (ММИЭИФП), Международный университет бизнеса и новых технологий (МУБиНТ), Всероссийский заочный финансово-экономический институт (ВЗФЭИ). Суть проекта состояла во внедрении и практическом использовании инструментария дистанционного обучения для выявления его жизнеспособности в российских условиях.
Как ни странно, один из активистов движения e-Learning академик Владимир Тихомиров настроен пессимистично в отношении электронного будущего России |
Были созданы и опробованы специализированные учебные материалы (интерактивные учебные пособия, видеофильмы, аудиопрограммы, компьютерные программы и т.п.), на основе которых в дальнейшем были разработаны специальные методики обучения на расстоянии с применением современных ИТ. Результатом проекта стала выработка таких основных форм ДО, как кейс-технология (применяется, как правило, в сочетании с очными формами обучения), сетевая технология (другими словами, Internet-обучение) и телевизионно-спутниковая. Уже в конце 90-х, с развитием Web-курсов и тренингов, понятие e-Learning начало входить в употребление на территории нашей страны.
Что особенно важно, по завершении эксперимента была создана нормативно-правовая база, необходимая для дальнейшего развития механизмов телеобучения. В декабре 2002 года утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования РФ». В январе 2003 года Президент РФ Владимир Путин подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Дистанционные технологии, согласно всем изменениям и дополнениям, получили юридическое признание.
На следующем этапе формирования рынка образовательных услуг его участники пришли к необходимости использования стандартных норм и правил для обеспечения эффективного взаимодействия. В качестве единой платформы для разработки образовательного контента и обмена учебными материалами начали использоваться западные стандарты, основным из которых является SCORM (Sharable Content Object Reference Model), разработанный в рамках программы Advanced Distributed Learning Министерства обороны США. Спецификации SCORM были поддержаны консорциумом IMS Global Learning Consorium, в состав которого входят Apple, IBM, Oracle, Sun Microsystems, Microsoft и University of California — Berkley. Основной сферой деятельности этого сообщества является разработка методик и рекомендаций для электронного обучения через Web, а также просветительская деятельность.
Несмотря на растущий интерес к технологиям e-Learning в России, говорить о существовании полноценного рынка телеобучения в нашей стране преждевременно. Игорь Морозов, ректор «Академии АйТи», считает, что данное направление только формируется. Здесь нет явных лидеров и четкой сегментации игроков. Точные количественные оценки развивающегося рынка давать всегда затруднительно, но специалисты «Академии АйТи» полагают, что объем российского сектора услуг ДО в 2004 году составил около 5 млн долл., а число слушателей, прошедших обучение по таким программам, не превышает нескольких сотен тысяч.
Если учесть, что, по прогнозам Gartner, общий объем мирового рынка услуг e-Learning вырастет к концу 2005 года до 33,6 млрд долл., а число студентов виртуальных курсов намного превысит отметку 100 млн, то отечественные достижения выглядят, мягко говоря, несерьезно. По данным ЮНЕСКО, Россия занимает 57-е место в мире по степени готовности к электронным формам обучения. Однако энтузиасты телеобучения смотрят в будущее с оптимизмом. «Академия АйТи» прогнозирует, что уже в ближайшие годы эффективное комбинирование традиционных видов образования и новейших разработок в сфере ИТ позволит сектору ДО занять не менее 30% всей индустрии обучения, а в некоторых отраслях — до 75%.
Своеобразным индикатором событий и процессов в сфере телеобучения стала прошедшая в конце мая выставка-конференция eLearnExpo Moscow 2005. Участие в мероприятии приняли около 100 организаций, оказывающих непосредственное влияние на формирование рынка телеобучения в нашей стране. Конференция позволила прийти к одному важному заключению: все крупные игроки специализированного сегмента услуг в нашей стране четко разделяются на два лагеря, которые условно можно определить как «академический» и «коммерческий».
Островки электронного благополучия
В «академическом» стане модель электронного обучения представлена в наиболее зрелом виде. Высшие учебные заведения, предлагающие свои курсы в онлайновом режиме, сегодня — не редкость. Наиболее прогрессивные представители системы традиционного образования полагают, что с помощью e-Learning можно расширить перечень предлагаемых учебных программ, увеличить численность студентов и, что немаловажно, получить дополнительную прибыль (стоимость электронного курса по любой из вузовских дисциплин составляет, в среднем, 1 тыс. долл.).
К сожалению, распространение электронных форм обучения в вузовской среде значительно затрудняется отсутствием поддержки со стороны государства. Первоначальные вложения в создание системы виртуальных знаний велики, и позволить себе такую роскошь может далеко не каждое образовательное учреждение.
Согласно исследованиям специалистов, в Америке затраты на создание программ дистанционного обучения рассчитываются примерно так: один лекционный час заменяется ресурсом, стоимость создания которого равна 1 тыс. долл. Если учесть, что в России средний образовательный блок занятий рассчитан на 36 ч, получается, что для его внедрения потребуются 36 тыс. долл. А если умножить получившуюся цифру на число курсов, необходимых в полноценной системе e-Learning, выйдет очень серьезная сумма.
На поддержку государства рассчитывать не приходится: по данным начальника управления Федерального агентства по образованию Анатолия Карпова, в нынешнем году из госбюджета будет выделено на соответствующие инициативы около 2 млрд руб. Причем основная масса этих средств пойдет на проект развития единой образовательной информационной среды (РЕОИС), предполагающий установку компьютеров в школах и обеспечение доступа последних к Internet. Также власти намерены создать своеобразное федеральное хранилище данных в области обучения, с помощью которого каждый желающий сможет получать необходимые знания.
Владимир Тихомиров подверг этот проект жесткой критике, заявив, что средства, выделяемые на нужды отрасли, расходуются нецелесообразно. По его мнению, для получения знаний достаточно Internet, поэтому в создании единого хранилища нет необходимости. А вот образовательные учреждения, напротив, нуждаются в денежной помощи государства, но дождаться ее не могут.
Не надеясь на милость чиновников, российские вузы уже несколько лет пытаются решать свои финансовые и организационные проблемы собственными силами. Показательным в этом плане является пример МЭСИ, который одним из первых ввел смешанную (blended) форму обучения, расширив возможности традиционного образования с помощью электронного инструментария. Как рассказал академик Тихомиров, являющийся ректором МЭСИ, на каждом факультете этого вуза действуют специальные программы, которые обеспечивают переход в режим виртуального обмена знаниями. Любой студент университета может самостоятельно изучать материал, выполнять контрольные работы, сдавать экзамены и вести диалог с однокурсниками в режиме on-line.
В нынешнем году стартует проект, в рамках которого в электронной форме будет проходить весь цикл обучения — начиная с поступления в университет и заканчивая занятиями, семинарами и сдачей экзаменов. Для развития направления e-Learning в МЭСИ создан Центр проектирования контента (ЦПК), основными задачами которого являются разработка электронных курсов и их адаптация под существующие аппаратные платформы (в том числе смартфоны и КПК). На первых порах решения ЦПК создавались на базе российской системы «Прометей», но с увеличением числа виртуальных слушателей Центр стал использовать более производительный и масштабируемый продукт Learn eXact итальянской компании Giunti Interactive Labs.
Тихомиров особо подчеркивает, что все решения, разработанные ЦПК, отвечают требованиям международных стандартов IMS, SCORM 1.2, SCORM 2004 и AICC. Более того, МЭСИ является единственным российским университетом, прошедшим сертификацию на соответствие международным стандартам качества ISO 9001:2000.
МЭСИ входит в состав объединения «Электронный университет», созданного организациями разных стран, деятельность которых направлена на развитие ИТ-решений и технологий e-Learning, а также их внедрение в образовательную среду и в корпоративное обучение. В рамках консорциума созданы Научно-исследовательский институт управления знаниями, лаборатория по разработке мультимедийных учебников и уже упоминавшийся ЦПК. Специалисты объединения разработали методики электронного обучения, соответствующие стандартам британских организаций The Training Foundation The Institute of IT Traning и спецификациям IMS и SCORM, которые обеспечивают повторное использование материалов курса и эффективный обмен информацией между учебными заведениями.
Участниками консорциума «Электронный университет» являются и другие российские вузы, в том числе Евразийский открытый институт (ЕАОИ), пензенская Государственная технологическая академия, Институт мировой экономики и финансов г. Астрахань, Международный университет бизнеса и новых технологий (МУБиНТ) Ярославля. Все они не только практикуют использование электронных методов, но и охотно делятся опытом со всеми желающими.
В нашей стране существуют и иные «островки электронного благополучия» в вузовской среде. Среди них особо стоит отметить Московский государственный институт электроники и математики (МИЭМ). На базе его Центра дистанционного обучения в 1999 году был образован Общеинженерный факультет дистанционных технологий, предлагающий несколько курсов по компьютерной тематике. Некоторые курсы здесь разрабатываются «на заказ». Интересно отметить, что этот вуз осуществляет подготовку кадров для системы ДО — менеджеров всех уровней, разработчиков электронных курсов, преподавателей, технических специалистов. Поскольку кадровый вопрос является больным местом ИТ-отрасли в целом, спрос на такие предложения должен быть достаточно высоким.
Инструментарий e-Learning предлагает Центр компьютерного обучения «Специалист» при московском Государственном техническом университете им. Баумана. Возможности этой организации позволяют слушателям получать мультимедийные информационные материалы, круглосуточно связываться в режиме on-line с «дежурным» преподавателем, посещать сетевые конференции, удаленно использовать технические ресурсы Центра, проходить тестирования и сдавать экзамены. За несколько лет существования системы электронного взаимодействия с ее помощью прошли обучение более 17 тыс. слушателей.
Набор виртуальных курсов предлагает Московский государственный университет. Входящий в его структуру Центр дистанционного образования Научного парка оказывает заказчикам необходимые услуги телеобучения, гарантируя соответствие всех курсов уровню университетских программ.
Преимущества обучения на базе e-Learning доступны и студентам Московского инженерно-физического института. Действующий на его базе Экономико-аналитический институт предлагает слушателям набор курсов по экономике, математике и ИТ. На сайте МИФИ круглосуточно работает электронный деканат, где можно получить необходимую информацию, пообщаться со специалистами и узнать подробности образовательных услуг, обеспечиваемых институтом.
Что касается технологической базы для создания системы e-Learning, вузы предпочитают выбирать наиболее экономичные и функциональные решения. В случае успешного развития проектов внедренные системы могут дополняться более дорогими и производительными компонентами.
Особой популярностью пользуется отечественная система «Прометей», созданная специалистами компании «Институт виртуальных технологий» для организации полноценного процесса ДО и/или независимой проверки знаний. Продукт включает в себя компоненты для организации учебного процесса и управления им, обеспечивает удобную работу с большими потоками слушателей. Это решение установлено во многих отечественных вузах, среди которых — Российская академия государственной службы при Президенте РФ, Российский государственный социальный университет (РГСУ), Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), МГТУ им. Баумана, ЕАОИ, МУБиНТ.
Также широко известна в нашей стране продукция отечественной компании «ГиперМетод» — программные платформы для организации полного цикла дистанционного обучения (eLearning Server), инструментарий для разработки электронных курсов и тестов (eLearning Office, eAuthor). Продукты этого производителя стали основой для создания комплексной системы электронного обучения в Московском государственном институте международных отношений (МГИМО), в Университете Натальи Нестеровой, в Центре информационных технологий ИЭФ «Синергия».
Кроме того, государственные учебные заведения создают собственные наработки в области e-Learning на базе тиражируемых решений IBM (Финансовая академия при Правительстве РФ). С недавних пор участники рынка начали сотрудничать в области русификации электронных курсов известных производителей Thomson NetG и SkillSoft.
Диплом негосударственного образца
Коммерческие учебные организации тоже сталкиваются с похожими проблемами. Правда, они не испытывают таких же сложностей инвестирования в развитие услуг электронного обучения, но их руководство опасается рисков, связанных с завышенными ожиданиями. Недостаточно высокий спрос на услуги ДО может значительно отодвинуть сроки возврата инвестиций, поэтому многие коммерческие учебные центры (УЦ) очень осторожно относятся к технологиям электронного обучения, предлагая их в качестве «сопутствующих» услуг. Для таких организаций, как Учебный центр RRC, «Микроинформ», «Информзащита», обучивших за несколько лет тысячи специалистов, основной является очная форма обучения, а виртуальные образовательные услуги составляют незначительную часть бизнеса.
Однако и здесь имеются свои истории успеха. Например, Игорь Морозов рассказал, что «Академия АйТи» за четыре года обучила в дистанционном режиме 20 тыс. человек, а очные занятия УЦ за 10 лет посетили только 14 тыс. слушателей. Ректор «Академии» полагает, что модель e-Learning востребована в тех случаях, когда необходимо обучить сотни или тысячи сотрудников предприятия, а также когда компания-клиент имеет территориально-распределенную структуру или находится в процессе реорганизации. Основную массу клиентов «Академии» составляют представители корпоративного сектора. Ориентируясь на их потребности, УЦ разрабатывает виртуальные курсы «на заказ», уделяя особое внимание отраслевой специфике. «Академия АйТи» создала и внедрила системы дистанционного обучения для ТНК, «Ростелекома», МТС, ИФК «Капиталъ». А благодаря реализации проекта в Министерстве по налогам и сборам РФ 12 тыс. сотрудников этой организации обучились работе с новой системой электронного документооборота за пять месяцев.
Представители коммерческих УЦ уверены, что их курсы помогают оптимизировать рабочее время слушателей. Ольга Никифорова, ректор Открытого университета бизнеса и технологий (ОУБиТех), сообщила, что УЦ разрабатывает учебные программы, ориентируясь на потребности и возможности заказчиков. Клиентам предлагаются международные курсы МВА, а также тренинги по базовым экономическим дисциплинам. Все программы создаются специалистами ОУБиТех в сотрудничестве с преподавателями крупных вузов страны, таких как МГУ, Российская экономическая академия им. Плеханова, Финансовая академия при правительстве РФ. Педагоги государственных учебных заведений готовы круглосуточно в режиме on-line консультировать и тестировать виртуальных студентов, принимать у них экзамены. В отдельных случаях можно организовывать телеконференции по желанию клиентов. За два года услугами УЦ воспользовались лишь 2 тыс. человек, но это не мешает специалистам ОУБиТех с оптимизмом смотреть в будущее.
Одним из ключевых преимуществ коммерческих УЦ по сравнению с организациями из системы традиционного образования является доступ к широкому спектру технологических возможностей. УЦ в состоянии не только разрабатывать необходимые решения силами своих специалистов, но и покупать готовые продукты известных вендоров. Собственные технологии используют ОУБиТех (система Bridge to Knowledge), RedCenter (СДО REDCLASS) и «Академия АйТи». Кроме того, с недавних пор «Академия АйТи», RedCenter и Учебный центр RRC приступили к поставкам в Россию электронных библиотек компании Thomson NETg. По мнению специалистов, это должно хотя бы отчасти решить проблему нехватки качественных электронных курсов.
Хорошие отзывы поступают и в адрес другого крупного создателя электронных библиотек — фирмы SkillSoft. Но разработки этого вендора слишком дороги для молодого российского сектора e-Learning: за использование одного курса (до сих пор не переведенного на русский язык) в течение двух лет SkillSoft запрашивает примерно 15 тыс. долл. Поэтому клиенты, приобретающие такие библиотеки, вынуждены оплачивать их локализацию (как было с «ВымпелКомом», купившим разработки SkillSoft). А вот переводом более доступных курсов Thomson NETg у нас уже начали заниматься. Например, Центр ДО Научного парка МГУ недавно запустил совместный проект с RedCenter по распространению русскоязычных курсов NETg. В рамках этой инициативы в распоряжение ЦДО МГУ поступила русифицированная библиотека Thomson NetG, состоящая из 16 курсов. Коммерческие УЦ в своей деятельности задействуют решения и других крупных вендоров, среди которых наибольшей популярностью пользуются продукты IBM и Microsoft.
Единственным недостатком обучения в коммерческих УЦ является то, что они обычно не имеют возможности выдавать слушателям дипломы государственного образца. Сертификаты о прохождении курсов, полученных от вендоров или зарубежных вузов, такие центры предоставляют, но вот стандарты российской системы образования остаются недоступными для их клиентов (если только у обучающей компании нет договора с отечественным вузом).
Телеобучение в «чистом» виде
Говоря о технологиях электронного образования в нашей стране, нельзя не упомянуть о специализированных системах, распространенных в медицинской среде. Некоторые специалисты под термином «телеобучение» понимают использование систем ДО, задействующих для общения слушателей и преподавателей современные средства видеоконференц-связи. Такие методы широко применяются в системе подготовки медицинских кадров: пользователи могут обмениваться аудио- и видеоинформацией в режиме реального времени, посещать виртуальные лекции и семинары. Благодаря возможностям ВКС авторитетные медицинские специалисты проводят консультации для коллег и пациентов, диагностируют недуги и определяют наилучшие способы лечения.
Первым крупномасштабным применением таких методов в России стала организация телемедицинских «мостов» под эгидой российско-американской рабочей группы по космической биологии и медицине, позволившая провести более 300 клинических консультаций пострадавших от землетрясения в Армении в 1988 году и от взрыва газопровода под Уфой в 1989 году. В рамках проекта использовалась аудио-, видео- и факсимильная связь между зонами бедствия, московскими клиниками и четырьмя ведущими медицинскими центрами США.
Многие крупные медицинские центры используют технологии телемедицины в своей работе. Наиболее яркий пример — НЦССХ им. Бакулева, в котором уже несколько лет успешно функционирует научно-консультативный телемедицинский пункт. Здесь проводятся консультации больных, находящихся в регионах России и за ее пределами, а также обучение врачей с помощью современных систем ВКС.
В других отраслях применение видеоконференций для обучения меньше распространено, поскольку связано со значительными затратами и не всегда оправданно.
На общественных началах
Еще одним штрихом к портрету российского рынка телеобучения может стать упоминание о проектах, созданных для нужд общества. Их целью является не получение прибыли, а организация доступа к информационным ресурсам и специализированной базе знаний широких слоев населения. Речь идет, в частности, об Интернет-университете информационных технологий (ИНТУИТ). По словам его ректора Анатолия Шкреда, возможности этого виртуального вуза позволяют изучать в Сети курсы, соответствующие современным стандартам ИТ-образования. Представленный на сайте www.intuit.ru набор учебных программ (их около 40) имеет «бумажный» аналог в виде учебников. Необходимый контент разрабатывается при помощи ведущих вузовских специалистов и сотрудников ИТ-компаний. И курсы, и книги проходят сертификацию учебно-методических советов Министерства образования РФ.
Весь цикл обучения студенты проходят самостоятельно, периодически сдавая тесты по ключевым тематическим разделам. Для решения проблемы с выдачей дипломов установленного Минобразованием образца руководство ИНТУИТа заключило договор с одним из ведущих вузов страны — Новосибирским государственным университетом (НГУ). На его факультете информационных технологий можно проходить цикл обучения в дистанционном режиме. По завершении программы все виртуальные студенты получают дипломы НГУ о профессиональной переподготовке. В скором времени подобные проекты планируется реализовать и на базе других крупных российских вузов (в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Казани).
Известный общественный проект Автономной некоммерческой организации «Федерация Интернет-образования» (ФИО) был реализовал по инициативе НК «Юкос». Основным детищем этого сообщества стала программа «Поколение. ru». Целью инициативы является содействие развитию в нашей стране государственно-общественной системы массового повышения квалификации в области инновационных технологий работников общего образования. Благодаря усилиям специалистов ФИО, финансовым вложениям «Юкоса» и поддержке региональных властей в 65 российских городах были открыты УЦ, оснащенные современной компьютерной техникой, сетевым и мультимедийным оборудованием, высокоскоростным доступом к Сети. Все они действовали на базе ведущих государственных вузов. С марта 2000 года в 61 учебном центре ФИО прошли обучение 180 тыс. человек. К сожалению, дальнейшая судьба проекта неопределенна: мало того, что он был инициирован «Юкосом», так еще и одним из руководителей программы и всей Федерации числился ныне осужденный Михаил Ходорковский. Комментарии излишни.
Различные ожидания
Ответов на вопрос, что ждет рынок телеобучения, существует множество. Ясно, что этот сегмент в ближайшее время будет расти, появятся новые игроки. Вместе с тем понятно, что ключевые проблемы, замедляющие его развитие (дефицит качественных решений, недостаточное финансирование, кадровый голод, неразвитость сетевой инфраструктуры, необходимость сертификации услуг), решатся не скоро.
Как ни странно, один из активистов движения e-Learning академик Тихомиров настроен пессимистично в отношении электронного будущего России. По его мнению, без государственного финансирования и создания системы мотивации академических кадров нечего и думать о построении информационного общества. Действенных мер в данном направлении государство не принимает, а значит, местные специалисты по-прежнему будут уезжать за границу или уходить на работу в зарубежные компании.
С этими прогнозами трудно согласиться, учитывая количество удачных примеров внедрения систем телеобучения. Но и закрывать глаза на серьезные проблемы ДО тоже не стоит. Не будем забывать, что помимо организационных и финансовых трудностей существуют и чисто психологические барьеры для практической реализации принципов электронного образования. Среди них — отсутствие живого контакта слушателя с педагогом, недостаток практических знаний и нехватка жесткого контроля над учебным процессом. Изо всей массы слушателей, приступающих к повышению уровня знаний в дистанционном режиме, едва ли не половина отсеивается, а часть из дошедших до конца не выдерживает итоговых экзаменов.
Однако и эти проблемы можно решить. Для устранения недостатков контроля над учебным процессом нужно использовать решения класса Learning Management System (LMS), обеспечивающие управление полным циклом обучения, и расширять мультимедийные возможности собственных программ. Кроме того, корпоративные заказчики могут применять систему мотивации сотрудников, поощряя их в случае успеха с помощью финансовых или административных мер воздействия.
В любом случае электронные методы обучения хороши тогда, когда речь идет о получении дополнительного образования. В идеале, каждому современному человеку необходимо пройти базовую программу в академическом вузе и в дальнейшем пополнять свою базу знаний, используя модель e-Learning. Пока будет развиваться мир, будет существовать и потребность в знаниях. Вопрос состоит только в правильном выборе инструментария.