Computerworld Россия

В России становятся популярными решения для управления дистанционным учебным процессом

Для получения конкурентных преимуществ компании все чаще прибегают к помощи высокотехнологичных решений. Однако чтобы действительно получить отдачу от инновационных разработок, необходимо детальное ознакомление персонала организации с их возможностями. При инсталляции сложных корпоративных приложений, таких как ERP или CRM, возникает потребность в обучении многих сотрудников. В таких случаях традиционные способы получения знаний в учебных центрах сопряжены с большими финансовыми затратами и отрывом работников от основной деятельности. Современные методы дистанционного обучения позволяют минимизировать расходы.

Знания через компьютер

Компьютерные технологии позволяют организовать дистанционное обучение сотрудников компаний через Internet прямо на рабочих местах. Собственно говоря, все формы обучения, такие как лекции, семинары, практические занятия и даже экзамены, удается организовать дистанционно. При этом ученики могут согласовывать с преподавателем график занятий, выбирать актуальные темы или (в случае необходимости) повторять плохо усвоенный материал.

Реализацию перечисленных форм электронного обучения обеспечивают специализированные прикладные системы, которые включают в себя определенный набор функциональных компонентов. Например, для организации лектория потребуется прикладная программа, поддерживающая мультимедийные презентации. Для проведения семинаров и демонстраций служат приложения с функциями групповой работы и мультимедийного общения, виртуальные грифельные доски, а также утилиты для составления проверочных или опросных листов.

Все этапы образовательного процесса могут быть реализованы на базе клиент-серверного приложения либо при помощи Web-интерфейса. В первом случае система обучения должна содержать специальное клиентское ПО. Во втором все необходимые инструменты поддерживаются благодаря дополнительным модулям браузера, таким как Java-машина, приложения ActiveX, проигрыватель мультимедийных файлов или презентационный модуль из Microsoft PowerPoint.

Функциональность системы обучения обеспечивают средство разработки видеокурсов, сервер для их хранения и организации доступа к ним, сервер для организации семинаров (поддерживает обмен текстовыми и голосовыми сообщениями, совместную работу с приложениями и грифельной доской), система управления занятиями и контроля над полученными знаниями. Последний компонент не является обязательным, если в корпоративной системе обучения не предусмотрен жесткий контроль над усвоением материала в виде офлайновых экзаменов или зачетов. Все перечисленные приложения должны быть увязаны друг с другом, чтобы преподаватель мог контролировать процесс обучения.

Компьютеры для знаний

Интерфейс управления сессиями в решении IBM LVC

В качестве примера приложения для организации дистанционного обучения можно упомянуть решение IBM LearningSpace Virtual Classroom (LVC), которое базируется на сервере Lotus Domino и Web-технологиях. Фактически, LVC объединяет три продукта IBM — сервер приложений Lotus Domino, систему управления информацией Lotus QuickPlace и модуль для организации сеансов связи Lotus Sametime. Сервер приложений используется для управления всей системой получения знаний и для установки базы данных QuickPlace, в которой хранятся лекционные и другие учебные материалы. Сеансы общения преподавателей с учениками организуются через серверы Lotus Sametime, которых может быть несколько.

Компания Macromedia также предлагает комплексное решение для дистанционного обучения. В частности, программный пакет eLearning Suite 2004 включает в себя три взаимосвязанных продукта: это средство разработки мультимедийных учебных материалов Authorware 7, система управления Web-сайтами Dreamweaver MX 2004 и среда разработки мультимедийных курсов Flash MX Professional 2004. Продукты Macromedia ориентированы на создание лекционных медиароликов и, в меньшей степени, на управление учебным процессом. Тем не менее функционал eLearning Suite 2004 обеспечивает выполнение основных задач электронного обучения.

Так выглядит учебный календарь в системе ДО «Прометей»

Продуктовая линейка компании HP включает в себя платформу Virtual Classroom, предназначенную для организации дистанционного обучения. А среди специализированных фирм, занимающихся разработкой электронных образовательных систем, следует упомянуть SmartForce, DigitalThink, BlackBoard и Centra, продукция которых почти не известна в России. Впрочем, на нашем рынке присутствуют и отечественные разработчики систем данного класса. Так, компания «Прометей» создала одноименное специализированное решение для организации дистанционного обучения, которое базируется на модульной архитектуре и поддерживает русский, украинский, казахский, узбекский и английский языки. Собственные продукты для управления учебными курсами продвигают в России фирмы Cognitive Technologies («СТ Курс») и «Город-Инфо» (модуль для системы управления знаниями).

Знания для компаний

Все перечисленные продукты требуют инвестиций для внедрения и подготовки учебных материалов, проведения курсов, а также оплаты времени преподавателей. Как обеспечить возврат средств, затраченных на платформу электронного обучения?

Компания может использовать часть системы, ответственную за проверку знаний, для оценки квалификации соискателей при приеме на работу. Эта же система обеспечит ознакомление персонала организации с регламентирующими и нормативными документами. База знаний, управляющая лекционными материалами, поможет сотрудникам самостоятельно разрешать технические проблемы, связанные с эксплуатацией компьютерного парка, благодаря чему снизится нагрузка на работников ИТ-департамента. Наконец, не стоит забывать, что от уровня квалификация сотрудников зависит рыночная капитализация компании.