Служба новостей IDG, Токио
Амбициозные планы лаборатории Media Lab из Массачусетского технологического института по разработке и размещению производства ноутбуков стоимостью менее 100 долл. могут начать воплощаться в жизнь уже в июне
Массачусетский технологический институт (МТИ) активно обсуждает с правительствами пяти-шести стран возможность реализации пилотных проектов в области компьютеризации. Авторы инициативы рассчитывают получить заказы на 6 млн ноутбуков. Основная цель проекта — предоставить портативный компьютер каждому учащемуся в странах, где ощущается дефицит технических средств для реализации образовательного потенциала. Обеспечение школьников ноутбуками, внедрение широкополосного доступа в отдаленных населенных пунктах и введение занятий по цифровым технологиям позволят не только повысить уровень образования, но и улучшить экономические перспективы развивающихся стран.
Ожидается, что 3 млн стодолларовых ноутбуков закажет Китай. Правительство Бразилии также выразило готовность закупить 1 млн дешевых мобильных ПК. Еще три страны (в Африке, на Среднем Востоке и в Юго-Восточной Азии) планируют разместить свои заказы, прежде чем эти устройства будут запущены в производство (в 2006 году).
Обычная модель организации продаж ноутбуков требует больших капиталовложений, а упрощенная схема дистрибьюции и некоторое «облегчение» конструкции мобильных вычислительных устройств позволит снизить их стоимость до 100 долл., убеждены в МТИ. Такие компьютеры не будут продаваться в магазинах. Компания с рабочим названием «$100 Laptop» планирует продавать их оптом напрямую правительственным организациям и не рассчитывает на прибыль.
Считается, что около половины стоимости современного ноутбука образуют затраты на маркетинг и торговые наценки реселлеров. Инициатива МТИ предполагает исключение этих составляющих из механизма ценообразования. Оставшаяся половина стоимости формируется за счет комплектующих и других производственных расходов, и здесь также есть масса резервов для экономии. Самая дорогая часть портативного ПК (примерно две трети цены комплектующих) — его дисплей, но в компьютерах МТИ применяются проекционные системы стоимостью примерно 30 долл. Значительная часть издержек связана и с поддержкой избыточной ОС. При установке на ноутбуках облегченной операционной системы их цену можно снизить, поэтому в своих устройствах МТИ намерена использовать Linux.
Компьютер первого поколения, собранный в Media Lab, основан на недорогом процессоре компании AMD (которая является одним из главных сторонников проекта) с рабочей частотой 500 МГц, имеет на борту 256 Мбайт основной памяти, 1 Гбайт флэш-памяти (вместо жесткого диска) и средства беспроводного подключения к локальной сети. Уже созданы базовые модели переносных ПК второго и третьего поколений, которые появятся, соответственно, в 2007 и 2008 годах. Прототип ноутбука третьего поколения имеет планшетный форм-фактор и экран с пластиковой пленкой корпорации E Ink. При выпуске таких компьютеров планируется задействовать передовые технологии производства печатных плат, дополнительно снижающие конечную цену изделий.
Планы МТИ предусматривают выпуск первых 6 млн ноутбуков в Китае с последующим расширением региональной производственной инфраструктуры. Бразилия также заинтересована в строительстве завода, который будет выпускать дешевые мобильные компьютеры для собственного рынка и других стран Южной Америки. Если производство достигнет 100-200 млн ноутбуков в год, проект Media Lab достигнет своей цели. Для сравнения: согласно недавнему отчету IDC, мировой рынок портативных ПК составил в 2004 году 195 млн штук.